Top.Mail.Ru

Ко Дню славянской письменности и культуры

«Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена».

И. А. Бунин

Какой бы великой ни была нация, без письменности её культура и язык не смогут оставить в истории следа. Кто знает, сколько цивилизаций кануло в лету лишь потому, что их народы не вели хроник и не запечатлевали на бумаге своё устное творчество. Только письменность может на века сохранить историческую память о событии или человеке, передать знание, учение, мысль.

Всё это прекрасно понимали святые братья Кирилл и Мефодий, которые в середине IX века с проповеднической миссией направились к славянам, тогда только принявшим христианство. «Учить без азбуки и без книг — всё равно, что писать беседу на воде», — так считал Кирилл, а потому вместе с братом создал для славян их собственный алфавит — глаголицу, превратившуюся затем в кириллицу, которая и легла в основу современной письменности большинства славянских языков, включая русский.

Каждый год 24 мая, вспоминая духовные подвиги святых братьев, Россия и ряд других восточноевропейских стран отмечают День славянской письменности и культуры — праздник, ставший символом самоопределения славян как народа.

В чём разница между глаголицей и кириллицей? Как, просто подарив славянам письменность, братья-миссионеры радикально повлияли на развитие их языков? Какие буквы старого славянского алфавита не дожили до наших дней? Ответы на эти и другие вопросы даст тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню славянской письменности и культуры.

О Кирилле и Мефодии

Видео «Равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские» понятным для детей языком расскажет, как проповедники просвещали славян, находясь в противостоянии с западноевропейскими христианами, и за какие духовные подвиги Кирилла и Мефодия причислили к лику святых.

Какое событие сподвигло Кирилла на духовные искания? Как его звали при рождении? Где располагалась Великая Моравия, которой он подарил алфавит? Как святых братьев изображают на памятниках и иконах? Узнайте в приложении «Кирилл и Мефодий».

История создания азбуки стала источником вдохновения для многих славянских композиторов и сочинителей музыки из народа. Проверить, сможете ли вы только по отрывкам отличить их произведения друг от друга, можно в одноимённом приложении «Кирилл и Мефодий».

История письменности и развития русского языка

На занятии по сценарию урока «Как писали в старину» школьники узнают, почему настенные рисунки пещерных людей считаются прародителями букв и как менялся адрес Дня славянской письменности и культуры в России. Выполняя интерактивные задания, они сопоставят древнеславянские буквы с их современными аналогами и выяснят, из каких материалов сделан памятник Кириллу и Мефодию в Москве.

Сценарий урока «Русский алфавит, или Азбука» напомнит младшим ребятам, сколько букв есть в русском и других языках, а также как образовались термины «азбука» и «алфавит». Дети повторят словарные слова, разгадают несколько ребусов и ответят на вопросы тематического теста.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры», — говорил А. И. Куприн. Лишь зная этапы развития родного языка, можно в полной мере проникнуться историей своей страны. Приложение «Устаревшие слова» проверит, помнят ли школьники некоторые древние, уже вышедшие из обихода славянские термины.

Сценарий урока «История русской письменности» позволит по-новому взглянуть на роль Кирилла и Мефодия в формировании русского языка. Оказывается, составив алфавит, они не только подарили славянам письменность, но и радикальным образом повлияли на дальнейшее развитие их языков. Материал расскажет как об этом, так и об эволюции русской азбуки: какие из её букв исчезли, какие изменились и почему это произошло.

Дополнит сценарий урока видео «Из истории славянской письменности», которое развеет некоторые мифы о ней. В частности, из материала школьники выяснят, что святыми братьями была создана именно глаголица, ранее считавшаяся тайнописью, а кириллица — это её поздний, упрощённый вариант, взявший за основу греческий алфавит. Также в ролике показаны свидетельства того, что и в дохристианскую эпоху у русичей могла быть собственная письменность, больше напоминавшая руны.

Сможете ли вы различить слова со старославянскими и исконно русскими корнями? Помните ли, как назывались буквы глаголицы? А историю книгопечатания? Если да, то вопросы и задания теста «История русской письменности» не вызовут у вас затруднений.

Видео «Почему кириллицей пишут не только славяне?» посвящено вечному противостоянию латиницы и кириллицы. Ролик продемонстрирует, что этническое происхождение народа — восточное или западное — далеко не всегда предсказывает, какой алфавит он для себя выберет. Кроме того, из видео школьники узнают, что однажды и русский язык хотели перевести на латиницу, но затем от этой идеи отказались.

Учебное пособие «Славянские языки и их эволюционные отличия» расскажет о связи русского с другими славянскими языками и позволит проследить историю их параллельного развития из единого праязыка, на котором сотни лет назад говорили предки всех современных славян. Изучив пособие до конца, школьники получат достаточно знаний, чтобы самостоятельно переводить некоторые слова с русского на чешский и сербский и наоборот.

Как писал А. Н. Толстой, «язык имеет обратное действие». Сценарий темы «Роль языка в жизни общества» в подтверждение этой концепции докажет, что язык — это не просто средство или инструмент, но явление, занимающее важнейшее место в нашей повседневной жизни, работе и общении, влияющее на наше поведение и даже ход мыслей. Он играет огромную роль: только словом можно поделиться чувствами и идеями, только оно помогает сохранять и передавать историческую память следующим поколениям.

«Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое», — справедливо утверждал К. Д. Ушинский.



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования