Top.Mail.Ru

Необычные уроки литературы: опыт столичных учителей

Каждый месяц в МГПУ проходит семинар «Детские книги в круге чтения взрослых», организованный лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ под руководством Екатерины Асоновой. На одном из семинаров побывала Ажаргуль Макеева и рассказала о своих впечатлениях:

«Лариса Романовская, автор подростковых повестей и Ксения Молдавская, литературный критик, журналист, педагог, поделились необычным опытом проведения уроков литературы в московской школе № 2101.

Они проходят так: учитель литературы читает короткие тексты современных детских писателей ученикам 5−7 классов. Затем в классе обсуждают вопросы: как это перекликается с тем, что ты уже прочел? похоже ли происходящее событие на твою жизнь? как ты думаешь, было ли это на самом деле или нет? какие ассоциации вызывает? о чем говорит название текста? если бы ты был героем в этом тексте, каким бы персонажем ты был? о чем этот текст?

Лариса Романовская отметила возможность маленьких читателей задавать вопросы напрямую автору. «Дети спрашивали: это правда была такая собака? это правда было? писатель правда жил в этой деревне? И я, честно законспектировав эти вопросы, после урока написала автору, затем вывесила ответы на доске. Все сидели счастливые, у ребят сложился эффект присутствия себя внутри текста и эффект присутствия писателя в их жизни. Мне кажется, это очень важно…», — подчеркнула Лариса Андреевна.

Преимущественное отличие подобного занятия от обычного урока литературы заключается в отсутствии обязательного оценивания учеников, домашних заданий, а также в значительной роли коммуникации обучающихся друг с другом. «Главная задача курса — научить ребенка рефлексировать», — утверждает Ксения Молдавская.

Педагоги не применяют сочинение в качестве инструмента для изложения мыслей и чувств детей, предоставляя возможность своим подопечным перейти к внешнему читателю, от анализа книги к анализу восприятия читателя. Дети должны написать отзыв, определить целевую аудиторию произведения, особенности для отдельной категории читателей, отметить цель отзыва. Не рекомендуется использовать в отзыве такие фразы, как «прочел на одном дыхании, рекомендую всем». Ксения Александровна рассказала об ученике, который ответственно подошел к написанию отзыва, а теперь занимается в литературной студии Ларисы Романовской и пишет повести в жанре ужасов.

Кроме живого обсуждения участников семинара ждала игра «Книжные полки». Суть игры: есть 5 экземпляров одной книги, всеми прочитанной. Участникам предложили расставить эти экземпляры на 5 разных книжных полках, выделить 5 разных тем, имеющих отношение к данному произведению и добавить еще 3 книги на полку по соответствующей тематике. На размышление предоставляется 5 минут. Задача ведущего этой игры — предугадать, какие полки выберут игроки, назвать самому две-три неожиданные полки, которые не придут на ум участникам. Расстановка книг позволяет взглянуть на книги с разных сторон, провести мотивный анализ".

IMG_0046
IMG_0044
IMG_0064
IMG_0070
IMG_0131
IMG_0171
IMG_0028


В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»