Top.Mail.Ru

Нижегородская область приступила к реализации проектов!

Серия защит проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды завершается. До финиша уже добрались управленческие команды Красноярского края и Ульяновской области. На прошлой неделе к ним также присоединилась Нижегородская область: 14 образовательных организаций-участниц успешно представили свои проекты на Zoom-конференции.

Нижегородская область присоединилась к Программе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала летом 2019 года, пройдя конкурсный отбор. В феврале 2020 года управленческие команды региона прошли обучение по программе «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» и приступили к реализации своих проектов.

Участниками стали 4 городские и 4 сельские школы, центры детского творчества Автозаводского и Сормовского районов Нижнего Новгорода (они, кстати, решили работать над одним проектом и создавать общую активную территорию открытого взаимодействия). Эксперты, участвовавшие в защите проектов, отметили, что всем удалось сделать колоссальный шаг вперед по сравнению с первоначальными наработками, которые были представлены в рамках концепций и драфтов.

На всем этом пути образовательные организации поддерживали сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и региональная обучающе-сопровождающая команда, включенность которой особенно в предзащитные дни была максимальной.

Директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Нижегородского института развития образования Оксана Тулупова обратилась к участникам онлайн-защиты от лица региональной обучающе-сопровождающей команды и поблагодарила их за серьезную работу над проектами, вошедшую в особо активную фазу как раз в тот момент, когда пришлось организовывать дистанционное обучение, самим разбираться во многих новых аспектах, убеждать и успокаивать родителей, но в итоге все прошло на должном уровне. «А еще я хотела бы поблагодарить фонд, всю его команду и лабораторию за то, что придумали такую программу. Мы видим, как наши школы выросли. Да, сложности есть, но мы вместе их преодолеваем. И надеемся, что наше сотрудничество будет только крепнуть», — выразила надежду Оксана Тулупова.

В ходе онлайн-защиты эксперты увидели большой потенциал проектов Нижнего Новгорода по созданию личностно-развивающей среды и, как следствие, позитивных трансформаций во всей системе образования региона в целом.

Одни из самых интересных проектов

Школа № 5 города Лысково, выступавшая одной из первых, задала тренд: создавать творческую личностно-развивающую образовательную среду (это, кстати, основной вектор развития, который выбрали управленческие команды Нижегородской области) стоит с вовлечением взрослых и детей на демократичных партнерских началах.

Как этого достичь? Для начала нужен анализ текущей ситуации: если взрослые и дети расходятся в своих оценках, то стоит задуматься, почему это происходит. Сотрудники 5-й школы обратили внимание, что родители и ученики по-разному видят доли творческого компонента среды: примерно 36% получилось у детей и 18% — у родителей. В итоге оказалось, что проблема в невовлеченности мам и пап в школьную жизнь детей, которая усиливается от класса к классу, поскольку к выпуску важнее всего становятся именно академические показатели. Чтобы это изменить, нужны объединяющие проекты. В лысковской школе № 5 такой проект будет реализовываться в формате клубного сообщества под названием «Мы вместе». Казалось бы, как просто… но как на самом деле сложно!

В Кисловской средней школе в процессе анализа тоже удалось зафиксировать несколько проблемных аспектов на пути к созданию личностно-развивающей образовательной среды. Например, оказалось, что степень открытости школы не так высока, как хотелось бы. Поэтому учащихся школы вдохновили (хотя они, по словам представителей управленческой команды, и так были готовы) стать волонтерами в области цифровой грамотности и помочь пожилому населению поселка освоить технологии, необходимые дли жизни. Кроме того, надеются в Кисловской школе и на то, что с сентября грядет пополнение молодых рядов — в школе есть вакансии и желание пригласить на работу участников проекта «Земский учитель».

Взаимодействие взрослых и детей на принципах равноправия и сотрудничества как необходимое условие развития личностно-развивающей образовательной среды готовы поддерживать и в Сицкой и Вильской школах. В последней поняли, что иногда для того, чтобы началось сотрудничество, нужно… просто познакомиться. Для этого стены школы хотят сделать местом знакомства с обучающимися, готовыми рассказать о себе. Достаточно ведь, например, повесить карту своего региона и после каникул пригласить всех отметить, в каких городах они побывали, а если захочется, то еще и рассказать, что интересного они там увидели. И тогда окажется, что мы путешествуем по одинаковым маршрутам и не так уж редко одни и те же вещи и явления будят в нас одинаковые мысли и чувства… Тогда и «Соглашение» будет писаться легко и с удовольствием, потому что уже нашлись единомышленники! А «градусник эмоций», кстати, тоже сначала хотели повесить в коридоре, но потом решили: он обязательно нужен в каждом классе!

Похожая идея пришла управленческой команде средней школы Селекционной станции: там решили украсить стену «кактусом эмоций». Причем это не только украшение, а самый что ни на есть рабочий инструмент для школьников, которые могут прийти к нему со своей проблемой — «колючкой»: написать ее на бумажке и прикрепить. Администрация и школьный психолог обратят внимание на указанную проблему и помогут с ней разобраться (конечно, если сам ученик этого захочет). Потом можно вновь прийти к кактусу и прикрепить, если все удачно разрешилось, найденное решение — «цветок». Вот такое полезное растение будет в школе поселка.

Многих участников онлайн-защиты и экспертов поразил проект Хмелевицкой школы, которая математически подошла к решению задачи построения личностно-развивающей образовательной среды и в буквальном смысле начертила ее образ в виде призмы, увязав грани объемной фигуры с индивидуальными образовательными задачами, а ребра — с имеющимися ресурсами. Разрабатываемая с участием выпускников конструкция школы полного дня позволяет, по словам представителей управленческой команды, создавать индивидуальные маршруты не только для учащихся, но и для педагогов. Проходя через эту призму возможностей, можно попробовать себя в новых ролях. В качестве примера команда привела опыт учителя физики, которая «рассекретила» свое хобби — шитье — и стала вести в школе отдельный курс. Таким образом она внесла в свой педагогический образ, который уже сформировался у детей, еще одну любопытную грань. Теперь ребята воспринимают ее не только как учителя физики, но и как разностороннего, творческого и увлеченного человека. Именно к таким педагогам и тянутся дети, именно у них и учатся.

Результаты

«Это была большая работа всех! — подводя итоги онлайн-защиты, подчеркнул член экспертной комиссии, руководитель Лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ Андрей Иоффе. — Те образовательные организации, которые сегодня вышли на защиту, показали, какая серьезная в регионе научная школа в области педагогики. А сегодня здесь все, и это замечательно, потому что это означает, что никто не сошел с дистанции. Все мы сейчас проходим большую проверку на жизнестойкость и наше образование в том числе. Да, нам всем непросто, но жаловаться мы не будем, а будем делать то, что можем. А еще я хочу сказать, что очень рад за детей, которые учатся в ваших образовательных организациях. У них, без сомнения, будет высокий личностный потенциал!».

Итак, этапы обучения и проектирования для управленческих команд Нижегородской области завершены — впереди этап воплощения проектов в жизнь. Да, они уже вышли в свободное плавание, но рядом всегда региональная и федеральная обучающе-сопровождающие команды, которые помогут сделать реализацию задуманного плавной и успешной.

Фото: vbudushee.ru



Стартовал конкурс стипендий Президента РФ для обучения за рубежом


28 марта 2024 г.


Конкурс дает возможность обучающимся, достигших значительных успехов в фундаментальных и прикладных науках, пройти обучение в зарубежных университетах, расположенных на территории дружественных стран в 2024/2025 учебном году

Олимпиада «Учитель школы будущего»: списки участников второго тура (японский язык)


28 марта 2024 г.


Опубликованы списки допущенных до 2-го тура заключительного этапа по японскому языку, а также даны ответы на часто задаваемые вопросы

Главные новости