Top.Mail.Ru
Богданова Тамара Геннадиевна

Богданова Тамара Геннадиевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор


bogdanovatg@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Теоретико-методологические основы современной специальной психологии
• История и философия специальной психологии и специальной педагогики
• Психологическая диагностика в системе помощи детям с ОВЗ
• Психологическая коррекция
• Психологическое изучение семьи ребенка с ОВЗ
Научно-преподавательский стаж
40 лет
Уровень образования, квалификации
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Психологический факультет, по специальности «психолог, преподаватель психологии»
Направление подготовки (или специальность)
Психолог, преподаватель психологии
Общий стаж
55 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• «Технология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы», ГАОУ ВО МГПУ, 10-5-25.05 2018 г. (72 час.)
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Москва, ГАОУ ВО МГПУ. 15.04-05.06 2019 г. (72 часа).
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams» Москва, ГАОУ ВО МГПУ. 26.08-14.09 2020 г. (30 часов).
• «Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams во время учебного процесса» Москва, ГАОУ ВО МГПУ 25.02-01.04 2021 г. (18 часов).
• «Насилие и психотравма в молодежной среде», Москва, ФГБОУ «Российская академия образования» 17-24. 04. 2023 (16 часов)
Основные публикации

Учебники и учебные пособия
• Богданова Т.Г. Сурдопсихология. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2018. (учебник)
• Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. Под ред. Е.А.Медведевой. / Е.А.Медведева, Комиссарова Л.Н., Т.Г.Богданова, Журавлева Ж.И., Павлова А.С.М., Юрайт, 2018. (учебник)
• Педагогика инклюзивного образования. Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Инфра-М, 2018. (учебник)
• Богданова Т.Г. Технология подготовки школьников с нарушением слуха к профессиональной деятельности// Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В 2-х частях. Изд. 2-е (испр. и доп.). Часть 2. М.:Владос. — 2020. Стр.34−44. (учебник)
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями. М.: Юрайт, — 2021. Учебник
• Богданова Т.Г. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования. М.: «Спутник+», 2021. — 135.с. (монография)
• Бачина О.В., Богданова Т.Г. Развитие высших психических функций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии. М.: МГПУ, 2023. — 156 с. (учебное пособие)

Статьи
• Bogdanova T.G., Rafael Felix Bell Rodriguez // Acompanamiento psicologico a la educacion inclusiva de los ninos con discapacidaa en Rusia/ Identidad Bolivariana. 2018, vol. 2 No 2. P. 48−67.
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Особые образовательные потребности как основа использования образовательных технологий / Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. //Под ред. Е.В.Ткаченко и М.А.Галагузовой. — Вып. 10. — Екатеринбург, изд-во Уральского гос.пед.университета. 2018. С. 347−358. (глава в коллективной монографии)
• Богданова Т.Г. О.Ю.Асаянова, С.Д.Иванов. А.Д.Иванов Обучение тубинфицированных детей в рамках проекта «Московская электронная школа» / Человек. Общество. Инклюзия. № 1 (33). 2018. С. 99−106. (ВАК)
• Богданова Т.Г. Психологическая помощь дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья в развитии интеллекта / Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 63. — Ч. 2. 2019. С.302−305. (ВАК)
• Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха (Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 019 622 086).
• T. G. Bogdanova, T. M. Popova. Image of the World as the Basis of Ethnic Dialogue //European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. P. 751−758. DOI: 10.15 405/epsbs.2020.11.03.80 (Web of Sc)
• Богданова Т.Г., Томсон В.А. Проблемы изучения личности детей и подростков с нарушениями слуха в зарубежной психологии// Вопросы психологии (2020), № 5, стр. 157−167. (Скопус, ВАК)
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании // Специальное образование (2020). № 3(59), с. 24−39. (ВАК)
• Богданова Т.Г. Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н.М.Назаровой) // Бачина О.В., Богданова Т.Г., Моргачева Е.Н., Тюрина Н.Ш. / Специальное образование (2020). № 3(59), с. 178−194. (ВАК)
• Богданова Т.Г., Моргачева Е.Н., Попова Т.М., Соколова О.Ю., Тюрина Н.Ш. Креативность и творчество детей с ограниченными возможностями здоровья//https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2021/28/shsconf_pgc2021_1 005/shsconf_pgc2021_1 005.html (Web of Sc)
• Богданова Т.Г. Жестовая речь и психическое развитие глухих детей: современное состояние вопроса (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 3−22. doi:10.17 759/cpse.2 021 100 202 (Web of Sc, ВАК)
• Т. Г. Богданова Оптимизация взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в процессе консультирования и психотерапии (по материалам психологии США) / Т.Г. Богданова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 11 (125). — URL: research-journal.org/archive/11−125−2022-november/10.23 670/IRJ.2022.125.51 (ВАК)

О себе

Участвовала в реализации ряда проектов («Профессиональная ориентация лиц с ОВЗ», «Комплексная оценка эффективности инклюзивных процессов», «Учебно-методические материалы для подготовки преподавателей к проведению занятий по обучению финансовой грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья», составление учебно-методических материалов по финансовой грамотности для разных категорий лиц с ОВЗ, участие в проведении вебинаров по разным проектам).

Количество защитившихся аспирантов по проблемам специальной психологии и специальной педагогики: 15. Число публикаций: более 170 научных и учебно-методических работ, включая учебники и учебные пособия по направлению «Специальное дефектологическое образование». Подготовила базу данных по теме «Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха», в отношении которой было получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 019 622 086 (Дата государственной регистрации в Реестре баз данных 14 ноября 2019 г.).

Является членом совета Д 72.2.007.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций на базе ГАОУ ВО МГПУ, заместителем председателя диссертационного совета.

Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» (2019−2021).

Область научных интересов
  • теоретико-методологические проблемы современной специальной психологии
  • проблемы диагностики нарушенного развития
  • проблемы развития интеллекта детей и взрослых с нарушениями в развитии, в том числе — с нарушениями слуха
  • изучение роли речи в психическом развитии ребенка
  • психологические проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия и альтернативная коммуникация»
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Методы и техники клинической психологии»
• 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Тьютор в инклюзивном образовании
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра