Top.Mail.Ru
Богданова Тамара Геннадиевна

Богданова Тамара Геннадиевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05

ул. Панфёрова 8, корп. 2., кабинет 401

bogdanovatg@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Специальная психология
• Психология лиц с нарушениями слуха
• Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
• Теоретико-методологические основы современной специальной психологии
• Научная школа Л.С. Выготского в специальном образовании
• Теоретико-методологические основы специальной психологии и специальной педагогики
• Коррекционная психология и дефектология
• Теория и практика инклюзивного образования

Научно-преподавательский стаж
46 лет
Уровень образования, квалификации
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Психологический факультет, по специальности «психолог, преподаватель психологии»
Направление подготовки (или специальность)
Психолог, преподаватель психологии
Общий стаж
46 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• «Технология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы», ГАОУ ВО МГПУ, 10-5-25.05 2018 г. (72 час.)
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Москва, ГАОУ ВО МГПУ. 15.04-05.06 2019 г. (72 часа).
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams» Москва, ГАОУ ВО МГПУ. 26.08-14.09 2020 г. (30 часов).
• «Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams во время учебного процесса» Москва, ГАОУ ВО МГПУ 25.02-01.04 2021 г. (18 часов).
• «Насилие и психотравма в молодежной среде», Москва, ФГБОУ «Российская академия образования» 17-24. 04. 2023 (16 часов)
• «Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро специального (дефектологического) образования»)», г. Москва, ФГБОУ ВО МПГУ, 20.11 - 04.12 2023 г. (72 часа).
Основные публикации

Имеет более 190 публикаций. Индекс Хирш 20

Учебники и учебные пособия
• Богданова Т.Г. Сурдопсихология. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2018. (учебник)
• Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. Под ред. Е.А.Медведевой. / Е.А.Медведева, Комиссарова Л.Н., Т.Г.Богданова, Журавлева Ж.И., Павлова А.С.М., Юрайт, 2018. (учебник)
• Педагогика инклюзивного образования. Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Инфра-М, 2018. (учебник)
• Богданова Т.Г. Технология подготовки школьников с нарушением слуха к профессиональной деятельности// Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В 2-х частях. Изд. 2-е (испр. и доп.). Часть 2. М.:Владос. — 2020. Стр.34−44. (учебник)
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями. М.: Юрайт, — 2021. Учебник
• Богданова Т.Г. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования. М.: «Спутник+», 2021. — 135.с. (монография)
• Бачина О.В., Богданова Т.Г. Развитие высших психических функций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии. М.: МГПУ, 2023. — 156 с. (учебное пособие)

  • Сурдопедагогика. Изд. 3-е, перераб. и доп. (коллектив авторов). М.: ООО «Издательский Центр Владос», 2024.
  • Специальная педагогика. В 3-х томах. Том 2. Общие основы специальной педагогики. Под ред Н.М.Назаровой. М.: Инфра-М, 2025.

Статьи
• Bogdanova T.G., Rafael Felix Bell Rodriguez // Acompanamiento psicologico a la educacion inclusiva de los ninos con discapacidaa en Rusia/ Identidad Bolivariana. 2018, vol. 2 No 2. P. 48−67.
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Особые образовательные потребности как основа использования образовательных технологий / Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. //Под ред. Е.В.Ткаченко и М.А.Галагузовой. — Вып. 10. — Екатеринбург, изд-во Уральского гос.пед.университета. 2018. С. 347−358. (глава в коллективной монографии)
• Богданова Т.Г. О.Ю.Асаянова, С.Д.Иванов. А.Д.Иванов Обучение тубинфицированных детей в рамках проекта «Московская электронная школа» / Человек. Общество. Инклюзия. № 1 (33). 2018. С. 99−106. (ВАК)
• Богданова Т.Г. Психологическая помощь дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья в развитии интеллекта / Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 63. — Ч. 2. 2019. С.302−305. (ВАК)
• Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха (Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 019 622 086).
• T. G. Bogdanova, T. M. Popova. Image of the World as the Basis of Ethnic Dialogue //European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. P. 751−758. DOI: 10.15 405/epsbs.2020.11.03.80 (Web of Sc)
• Богданова Т.Г., Томсон В.А. Проблемы изучения личности детей и подростков с нарушениями слуха в зарубежной психологии// Вопросы психологии (2020), № 5, стр. 157−167. (Скопус, ВАК)
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании // Специальное образование (2020). № 3(59), с. 24−39. (ВАК)
• Богданова Т.Г. Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н.М.Назаровой) // Бачина О.В., Богданова Т.Г., Моргачева Е.Н., Тюрина Н.Ш. / Специальное образование (2020). № 3(59), с. 178−194. (ВАК)
• Богданова Т.Г., Моргачева Е.Н., Попова Т.М., Соколова О.Ю., Тюрина Н.Ш. Креативность и творчество детей с ограниченными возможностями здоровья//https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2021/28/shsconf_pgc2021_1 005/shsconf_pgc2021_1 005.html (Web of Sc)
• Богданова Т.Г. Жестовая речь и психическое развитие глухих детей: современное состояние вопроса (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 3−22. doi:10.17 759/cpse.2 021 100 202 (Web of Sc, ВАК)
• Т. Г. Богданова Оптимизация взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в процессе консультирования и психотерапии (по материалам психологии США) / Т.Г. Богданова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 11 (125). — URL: research-journal.org/archive/11−125−2022-november/10.23 670/IRJ.2022.125.51 (ВАК)

  • Bogdanova T.G. Development of Emotional Sphere of Adolescents with Intellectual Disabilities in Theatrical Activities// Glob. J.Intellect. Dev. Disabil. 2023; 12(5), DOI: 10.19 080/ GJIDD.2023.12.555 847 ISSN: 2575−8586.
  • Богданова Т.Г., Назарова Н.М. В.И. Лубовский и современная специальная психология // Системная психология и социология. — № 3 (47). — 2023. — С. 81−89.
  • Богданова Т.Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии) // Системная психология и социология. — № 4 (48). — 2023. — С. 47−56.
  • Богданова Т.Г. Развитие личности людей с нарушениями слуха в контексте эпигенетической теории Э. Эриксона // Известия РГПУ имени А.И. Герцена, № 211, 2024, стр. 212−221.
  • Богданова Т.Г., Шиповская А. В. Развитие связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста с использованием мобильного приложения //Дефектология, № 3, 2024. Стр. 26−35.
  • Bogdanova T.G. Problems of Researching the Personality of People with Hearing Impairments //Psychol Psychother Res Stud. 8(2). PPRS. 682. 2024. DOI: 103.31 031/PPRS.2024.08.682
  • Богданова Т.Г., Головчиц Л.А. Деятельностный подход в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха // Дефектология. № 5, 2024, стр. 24−33.
    О себе

    Участвовала в реализации ряда проектов («Профессиональная ориентация лиц с ОВЗ», «Комплексная оценка эффективности инклюзивных процессов», «Учебно-методические материалы для подготовки преподавателей к проведению занятий по обучению финансовой грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья», составление учебно-методических материалов по финансовой грамотности для разных категорий лиц с ОВЗ, участие в проведении вебинаров по разным проектам).

    Количество защитившихся аспирантов по проблемам специальной психологии и специальной педагогики: 15. Число публикаций: более 170 научных и учебно-методических работ, включая учебники и учебные пособия по направлению «Специальное дефектологическое образование». Подготовила базу данных по теме «Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха», в отношении которой было получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 019 622 086 (Дата государственной регистрации в Реестре баз данных 14 ноября 2019 г.).

    Является членом совета Д 72.2.007.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций на базе ГАОУ ВО МГПУ, заместителем председателя диссертационного совета.

    Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» (2019−2021).

    Конференции

    • Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход как главное условие в своевременном выявлении снижения слуха и предупреждения инвалидности», Казахстан, г. Алма-аты, центр «Сарт», казахстанское общество аудиологов, 14−15 марта 2024 г. Тема доклада «Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха»
    • II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья человека с ограниченными возможностями здоровья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем», Россия, г. Москва, ФГБОУ ВО МПГУ, 3 апреля 2024 г. Тема доклада «Организация взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в процессе психологической помощи»
    • Научно-практическая конференция с международным участием «Когнитивные процессы: междисциплинарные исследования и интегративная практика» (Москва, 25 апреля 2024 г.). Организатор — МГПУ. Тема доклада «Проблема соотношения мышления и речи в контексте когнитивного развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
    • VI Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Современная дефектология: социально-психологические и клинико-педагогические аспекты помощи детям и их семьям». Москва, 16−18 05. 2024. Тема доклада «Проблемы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
    • Вторая осенняя международная медиашкола «Феномен билингвизма в образовании лиц с сенсорными нарушениями». Доклад «Проблемы билингвизма в контексте развития интеллекта лиц с нарушениями слуха» 15−17.11. 2024.
    • Международный учебно-методический семинар «Актуальные проблемы инклюзивного образования» (27−28 февраля 2025 г.). Университет дружбы народов имени Академика А. Куатбекова (Республика Казахстан, г. Шимкент)
    • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Подросток и город: векторы взаимного развития» (26 марта 2025 г.). Тема доклада «Проблемы психологического благополучия подростков с нарушениями слуха»

    С 2019 года — член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России», в 2023 и 2024 годах — эксперт Всероссийского конкурса «Я-профессионал».

    Т.Г. Богданова является заместителем председателя диссертационного совета Д 72.2.007.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГАОУ ВО МГПУ.

    Член Рабочей группы при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с нарушением слуха.

    Т.Г. Богданова является членом редколлегии журнала ВАК «Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология», членом редколлегии журналов «Коррекционная педагогика: теория и практика», «День дефектологии».

    Учебник «Специальная педагогика. Том 2. Общие основы специальной педагогики, По ред. Н.М.Назаровой», одним из авторов которого является Богданова Т.Г., победил в VIII Международном конкурсе на лучшую научную и учебную публикацию «Академус» в номинации «Образование и педагогика».

    Область научных интересов
    • теоретико-методологические проблемы современной специальной психологии
    • проблемы диагностики нарушенного развития
    • проблемы развития интеллекта детей и взрослых с нарушениями в развитии, в том числе — с нарушениями слуха
    • изучение роли речи в психическом развитии ребенка
    • психологические проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
    • социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья
    Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
    • 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия и альтернативная коммуникация»
    • 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
    • 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология»
    • 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Методы и техники клинической психологии»
    • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Тьютор в инклюзивном образовании
    • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра