
Браткова Маргарита Владимировна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
bratkovamv@mgpu.ru
+7 (499) 134-50-05, 119261, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к.2
Преподаваемые дисциплиныНаправление подготовки (или специальность)
Область научных интересовНаименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья
• Практикум по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья
• Технология разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями в развитии
• Технология разработки индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья
• Комплексная помощь семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья
• Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
• Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с нейротравмой
Научно-преподавательский стаж• Практикум по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья
• Технология разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями в развитии
• Технология разработки индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья
• Комплексная помощь семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья
• Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
• Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с нейротравмой
17 лет
Уровень образования, квалификацииОбразование: В 1992 году окончила Московский государственный педагогический университет им В.И. Ленина по специальности «Дефектология».
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по защите диссертации «Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы», 13 апреля 2006 года и утверждена ВАК РФ 20 октября 2006 года, 39 к/166. Ученое звание доцента по специальности «Коррекционная педагогика» присвоено решением ВАК 26 июня 2009 г.
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по защите диссертации «Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы», 13 апреля 2006 года и утверждена ВАК РФ 20 октября 2006 года, 39 к/166. Ученое звание доцента по специальности «Коррекционная педагогика» присвоено решением ВАК 26 июня 2009 г.
Дефектология
Общий стаж35 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», ГАОУ ВО МГПУ (72 часа), регистрационный номер 889571 (2019).
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams», ГАОУ ВО МГПУ (30 часов), регистрационный номер 20199/11 (2020).
• «Комплексная помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра», ГАОУ ВО МГПУ (36 часов), регистрационный номер 21212/07 (2021).
• «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», МПГУ (72 часа), регистрационный номер 04078-ПК-2022 (2022).
• «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования» 2024
• «Организационно-управленческие и организационно-методические основы инклюзивного высшего образования» 2024
Основные публикации• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams», ГАОУ ВО МГПУ (30 часов), регистрационный номер 20199/11 (2020).
• «Комплексная помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра», ГАОУ ВО МГПУ (36 часов), регистрационный номер 21212/07 (2021).
• «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», МПГУ (72 часа), регистрационный номер 04078-ПК-2022 (2022).
• «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования» 2024
• «Организационно-управленческие и организационно-методические основы инклюзивного высшего образования» 2024
Является автором и соавтором более 100 научных и учебно-методических публикаций, среди которых научные и научно-статьи, монографии, учебные программы, учебно-методические пособия, патенты, публикации за рубежом. Основными из которых являются:
- Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008.- № 2. С.9−19. (в соавторстве с Закрепиной А.В.)
- Психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии в первые годы жизни. Сборник программ учебных дисциплин / Под ред.О.Г.Приходько. -М.: МГПУ, 2009. С.25−32.
- Программа «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2012.- № 4. Странички для занятий с детьми «Мы вместе». С.1−16. (в соавторстве с Закрепиной А.В.).
- Включение педагогических технологий в комплекс лечебных мероприятий с детьми первых лет жизни с нейрохирургической патологией в условиях стационара //Инновации в образовании. — 2014.- № 1. — С. 50−57.
- Развитие инклюзивного образования в Москве. Коллективная монография/ [Ю.А.Афанасьева, М.В.Браткова, А.А.Еремина, О.В.Титова и др.]; под ред. Назаровой Н.М., Яковлевой И.М. — М.:ЛОГОМАГ, 2014.-168с.
- Ранний возраст: Пути коррекционной помощи по формированию предметных действий (монография). — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 153 с.
- Индивидуальный образовательный маршрут для детей младшего школьного возраста со сложной структурой нарушения развития: практико-ориентированная монография/М.В.Браткова, О.В.Караневская, О.В.Титова. — М.: ЛОГОМАГ, 2015. — с.122.
- Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. — М.: парадигма, 2016.- 45 с. (в соавторстве с Караневской О.В.).
- Экспериментальное исследование типологических особенностей психической активности детей после травмы [Текст] / М. В. Браткова, А. В. Закрепина // Психология обучения. — 2017. — № 9. — С. 15−27.
- Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография/ О.Г.Приходько, И.Ю.Левченко и др. — М.: ПАРАДИГМА, 2018 — 378 с.
- Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой ЧМТ. Часть 1 (сниженный уровень сознания — вегетативный статус, минимальное сознание). Методические рекомендации (+CD — диск)// Валиуллина С.А., Сиднева Ю.Г., Закрепина А.В., Браткова М.В. и др.М.:Парадигма, 2018. — 48 с.
- Психическая активность у детей на раннем этапе реабилитации после острых тяжелых повреждений головного мозга/ Закрепина А.В., Сиднева Ю.Г., Браткова М.В., Валиуллина С.А. //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 2020;97(1):51−59.
- Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. Учебно-методическое пособие. / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина; под ред. М.В. Братковой. 2-е изд, дополненное. — М.: Парадигма, 2021. — 166 с.
- Особенности игрового взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с риском возникновения расстройства аутистического спектра //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития- 2021.-№ 2.-С.47−55. (в соавторстве с Набиулиной А.С.).
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: учебно-методическое пособие / М.В. Браткова, И.А. Выродова, А.В. Закрепина [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — 3-е изд., доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 160 с.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: пособие / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 128 с.
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие/ авт.колл.: И.М.Яковлева, М.В.Браткова, О.В.Караневская, Л.В.Шаргородская, Р.А.Даирова — М.: МГПУ, 2021.-128 с.
- Родители просят совета: проблемы семейного воспитания дошкольников. Из опыта психолого-педагогического консультирования//Дошкольное воспитание. № 12.- 2021. С. 61- 68.
- Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/ Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Титова О.В., Афанасьева Ю.А. /Под ред. И.М. Яковлевой: учебник. М.: Инфра-М. — 2025. — 382 с.
- Браткова М.В., Галкина В.А. Трудности молодых педагогов в первые годы работы в условиях инклюзивного образовательного пространства и пути их преодоления (на примере выпускников МГПУ)// Педагогика. Вопросы теории и практики. том 10, выпуск 3, 2025.- С. 314−322.
- Учитель-дефектолог, осуществляет научно-практическую деятельность в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии — Клиника доктора Рошаля» Департамента здравоохранения города Москвы: оказывает помощь детям с врожденной патологией развития, с нейрохирургической патологией; консультирует семьи, воспитывающие детей с проблемами развития, проводит для них лекционные семинары и практические занятия, а также организует педагогический процесс с детьми, имеющими отклонения в развитии, на основе разрабатываемых ею индивидуальных коррекционно-развивающих программ для их восстановления, воспитания и обучения.
- Является профильным редактором онлайн-журнала «Навигатор московского здравоохранения».
- С 1994 по 2010 год работала научным сотрудником в Институте коррекционной педагогики РАО.
- С 2010 года по настоящее время преподает в институте психологии и комплексной реабилитации МГПУ.
- М.В.Браткова участвует в подготовке кадров повышения квалификации, оказывая помощь аспирантам и соискателям при проведении исследований, осуществляя курирование стажировок. Является активным исполнителем проектов МО и Н РФ, государственных программ, контрактов, проектов. Участвует в научно-исследовательской работе, результатом которой является создание научно-организационных и методологических основ комплексной реабилитации детей с ОВЗ, инвалидностью, нейрохирургической патологией. Организует, проводит соответствующие мероприятия, выступает на них с докладами (на семинарах, конференциях, круглых столах), делится опытом с молодыми учеными, студентами, коллегами.
- М.В.Браткова активно участвует в международной деятельности. Результатом которых являются публикации в высокорейтинговых журналах, сборниках, в том числе из списка Web of Science, Scopus (2019, 2020, 2021, 2023, 2024 г. г.). Выступала с докладом на совместное заседание рабочих групп при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства «Здоровый ребенок» и «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество».
- М.В.Браткова принимает участие в разработке нормативно-правовой базы функционирования современных форм дошкольного образования и методологии индивидуального проектирования, направленных на воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
- М.В.Браткова осуществляет научно-практическую деятельность в отделении комплексной реабилитации для детей с органическим поражением центральной нервной системы на базе НИИ
- Является разработчиком и координатором on-line Интернет консультаций для семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития.
- М.В.Браткова осуществляет просветительскую работу. Активно участвует в ежегодном семейном инклюзивном фестивале «Люди как люди», приуроченному ко Всемирному дню информирования об аутизме (апрель 2019, 2020, 2023), где оказывает помощь как специалистам, так и родителям.
- Является активным участником Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров; имеет большой опыт диагностического обследования детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
- М.В.Браткова изучает и внедряет элементы передовых педагогических технологий, а также собственные экспериментальные программы. Ею разработаны учебно-методические программы дисциплин, востребованные на современном этапе обучения.
- поиск эффективных методов и приемов коррекционного воздействия в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям, воспитывающим детей с проблемами развития
- изучение проблемы оказания помощи детям с нейрохирургической патологией (ТЧМТ, гидроцефалия, инсульт и др.), нуждающимся в педагогической поддержке со стороны педагога-дефектолога
- рассмотрение вопросов инклюзивного образования в современной педагогике
• 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Олигофренопедагогика, Тьютор в инклюзивном образовании
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития
Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра
Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями
Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения и социальной защиты
Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития
Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра
Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями
Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения и социальной защиты
Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ