Гурулева Татьяна Леонидовна

Гурулева Татьяна Леонидовна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, доцент


gurulevatl@mgpu.ru

+7 (495) 607-51-30


Преподаваемые дисциплины
Введение в профессиональную область
Основы восточной лингводидактики
Оценка качества обучения восточным языкам
Восточный язык как инструмент культурной самоидентификации и коммуникации
Культурная дихотомия Восток – Запад в образовательном пространстве
Компетентностная парадигма в профессиональной подготовке лингвиста
История языка
Научно-преподавательский стаж
25 лет
Заслуги, награды

Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2019 г.)

Уровень образования, квалификации
Высшее, квалификация «Учитель китайского и английского языков, переводчик-референт китайского языка».
Направление подготовки (или специальность)
специальность «Китайский и английский языки
Общий стаж
25 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
27.12.2017 г. – 22.02.2018 г. – профессиональная переподготовка по программе «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в ФГВОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
2020 г. – повышение квалификации по программе «Повышение переводческой компетентности преподавателей лингвистических кафедр вузов России» в ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»
Основные публикации

Web of Science

ResearcherID
Scopus

eLibrary

Монографии:

  1. Гурулева Т.Л. Компетенции владения китайским языком. Результаты сопоставительного лингводидактического исследования: монография. — М.: ВКН, 2018. — 232с.
  2. Гурулева Т.Л. Система образования КНР и российско-китайское образовательное сотрудничество: монография. — М.: ВКН, 2018. — 464 с.
  3. Гурулева Т.Л. Китайская языковая личность: характеристика речевого портрета и его сопоставительный анализ: монография. — М.: ИД ВКН, 2019. — 160с.
  4. Гурулева Т.Л. Теория обучения китайскому языку и переводу: монография. — М.: ИД ВКН, 2019. — 445 с.

Учебники:

  1. Гурулева Т.Л., Цюй Кунь. Практический курс речевого общения на китайском языке: Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: ВКН, 2018.- 448 с.

Научные статьи:

  1. Гурулева Т.Л. Состояние и проблемы разработки образовательных ресурсов по китайскому языку в высшей школе // Высшее образование в России. — 2018. — № 5. — C. 50 — 58. (ВАК, Scopus).
  2. Гурулева Т.Л. Компетенция владения китайским языком: компонентные и уровневые характеристики // Высшее образование в России. — 2018. — № 7. — С.153−163. (ВАК, Scopus).
  3. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. — 2018 — № 12. — С. 93 — 103. (ВАК, Scopus).
  4. Гурулева Т.Л. 19 съезд КПК о развитии образования в новую эпоху социализма с китайской спецификой // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН «Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК» 14 и 16 марта 2018 г. в Институте Дальнего Востока РАН (Москва, 14 и 16 марта 2018 года). — М.: ИДВ РАН, 2018. — 304 с., С. 164−172. (WoS).
  5. Гурулева Т.Л. Ассоциация как новая форма сотрудничества России и Китая в области образования и науки // 70 лет современному китайскому государству. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН (Москва, 20 и 22 марта 2019 года). — М.: ИДВ РАН, 2019. — С. 243 — 255. (WoS).
  6. Гурулева Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. — 2019. — № 4. — С. 108 — 123. (ВАК, Scopus).
  7. Гурулева Т.Л. Разработка компетенций владения китайским языком как иностранным: элемент политики по распространению китайской культуры // Проблемы Дальнего Востока. — 2018. — № 5. (ВАК).
  8. Гурулева Т.Л. Стратегические рубежи развития системы образования КНР в ХХI веке // Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 4. — С. 145−153. (ВАК).
  9. Гурулева Т.Л. Профили и этапы обучения китайскому языку в уровневой парадигме формирования коммуникативной компетенции. — Иностранные языки в школе. — 2019. — № 11. — С. 30−37. (ВАК).
  10. Гурулева Т.Л. Мягкая сила китайского образования в России // Азия и Африка сегодня. — 2020. — № 1. — С. 4−9. (ВАК).
  11. Гурулева Т.Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. — 2020. — Т. 25, № 2. — С. 185−197. (ВАК, Scopus).
О себе

В 1995 г. окончила Читинский государственный педагогический институт. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования. Докторская диссертация по научной специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования утверждена в 2012 г.

Непосредственный участник российско-китайского образовательного сотрудничества. В 2007—2013 гг. — руководитель Международного центра соизучения языков и культур Забайкальского государственного университета и Даляньского университета иностранных языков (КНР). Организатор трансграничного российско-китайского научно-образовательного проекта «Лингвистическое образование в контексте ХХIвека» (2006−2013гг., на базе ЗабГУ), соорганизатор международного форума «Россия-Китай: региональное сотрудничество в ХХI веке» (2010г., 2012 г., Чита — Маньчжурия), конференции по российско-китайскому взаимодействию (2009−2013гг., на базе ЗабГУ). Разработчик совместных российско-китайских образовательных программ.

В 2013 г. прочитала курс лекций по вопросам системы образования России в Университете им. Лоранда Этвеша (Венгрия, г. Будапешт).

Профессор кафедры дальневосточных языков Военного университета МО РФ. Ведущий научный сотрудник ИДВ РАН (по совместительству).

В 2016—2018 гг. научный руководитель научно-исследовательской работы кафедры дальневосточных языков Военного университета «Современные технологии обучения восточным языкам (китайский, японский, корейский и вьетнамский языки).

В 2018 г. провела исследование компетенций владения китайским языком как иностранным, осуществила их перевод на русский язык с комментариями.

Член диссертационного совета Военного университета МО РФ по филологическим наукам. Научный руководитель по подготовке кандидатских диссертаций по научным специальностям 10.02.19 — теория языка (работы в области политической лингвистики) и 10.02.20 — сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (работы в области типологии, сопоставительного языкознания и перевода), 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания.

Руководитель научной школы № 490 «Синологическая лингводидактика» на базе Военного университета.

Имеет более 200 научных и учебных изданий: монографий, научных статей в том числе в зарубежных журналах и сборниках материалов зарубежных конференций, а также в реферируемых научных журналах и журналах, входящих в БД Scopus и WoS, учебников и учебно-методических пособий в области обучения базовым основам китайского языка, чтению, речевому общению, в том числе с грифами профильных УМО.

Область научных интересов
  • Синологическая лингводидактика
  • Проблемы подготовки востоковедов
  • Сопоставительное и типологическое языкознание
  • Частная теории перевода в паре языков китайский — русский
  • Образовательная политика КНР
  • Российско-китайское образовательное сотрудничество