Top.Mail.Ru
Корнилов Виктор Семенович

Корнилов Виктор Семенович

Должность: Начальник департамента математики и физики, профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор


KornilovVS@mgpu.ru

+7 (495) 618-40-33


Преподаваемые дисциплины
у магистрантов:
«Некорректные математические задачи»,
«Дифференциальные уравнения как инструмент математического моделирования и методы их реализации в системах компьютерной математики»
у бакалавров:
«Уравнения математической физики»,
«Дифференциальные уравнения».
Научно-преподавательский стаж
36 лет
Заслуги, награды

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в научно-педагогической деятельности, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов (2015 г.).

Грамота Департамента образования города Москвы за результативную плодотворную работу и значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений образования города Москвы (2014 г.).

Памятный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.);

Почетная грамота ГОУ ВПО МГПУ за многолетний плодотворный труд в системе столичного образования и с связи с 50-летним юбилеем (2009 г.). Диплом ГОУ ВПО МГПУ за многолетний плодотворный труд в деле подготовки педагогических кадров и с связи с 15-летием университета (2010 г.).

Благодарность ректора МГПУ (2012 г.).

Благодарность математического факультета МГПУ (2009 г.).

Звание «Ветеран труда» (2020 г.).

Уровень образования, квалификации
Высшее
Направление подготовки (или специальность)
Специальность «Прикладная математика»
Квалификация «Математик»
Общий стаж
39 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
В 2014 году повысил квалификацию:
– в Московском городском психолого-педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» в объеме 72 часов;
– на кафедре информатики и прикладной математики института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета в объеме 260 часов.
В 2015 году повысил квалификацию:
– в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация ОПОП по направлению магистерской подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования)» в объеме 72 часов;
– в Московском городском психолого-педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» в объеме 72 часов.
В 2018 году повысил квалификацию в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» в объеме 36 часов.
В 2019 году повысил квалификацию:
– в Академии «Просвещение» (г. Москва) по дополнительной профессиональной программе «Современные аспекты использования информационных технологий и робототехники в образовательном процессе» в объеме 36 часов;
– в Вятском государственном университете (г. Киров) по дополнительной профессиональной программе «Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего» в объеме 108 часов.
В 2020 году повысил квалификацию в Вятском государственном университете (г. Киров) по дополнительной профессиональной программе «Цифровизация образования и методика электронного обучения» в объеме 108 часов.
В 2022 году (1 октября 2022 г. – 14 октября 2022 г.) прошел обучение по программам: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (объем 16 часов), «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (объем 16 часов).
В 2023 году (7 июня 2023 г. – 30 июня 2023 г.) прошел повышение квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS» в объеме 36 часов.
В 2023 году (05 декабря 2023 г. – 26 декабря 2023 г.) прошел обучение в Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” по программе повышения квалификации «Повышение компетенций в оценивании письменных творческих работ интеллектуальных состязаний» в объеме 68 часов.
В 2024 году (09 апреля 2024 г. – 30 апреля 2024 г.) повысил квалификацию в Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по программе «Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса» в объеме 36 часов.
В 2024 году (09 сентября 2024 г. – 14 октября 2024 г.) прошел повышение
квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Создание курса на базе LMS МГПУ» в объеме 16 часов.
В 2024 году (1 декабря 2024 г. – 14 декабря 2024 г.) прошел обучение по программам: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (объем 16 часов), «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (объем 16 часов).
В 2025 году (03 февраля 2025 г. – 14 февраля 2025 г.) повысил квалификацию на факультете математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета имени Абая по программе «Искусственный интеллект (AI) в образовании: современные методы и технологии» в объеме 40 часов.
Основные публикации

Монографии:

  1. Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи для волновых уравнений. Новосибирск: СибУПК, 2000. 252 с.
  2. Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор гуманитаризации математического образования. М.: МГПУ, 2006. 320 с.
  3. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
  4. Корнилов В.С., Абушкин Д.Б. Компьютерные средства в решении задач информатики и прикладной математики при подготовке студентов в педвузе. Воронеж: Научная книга, 2013. 111 с.
  5. Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений. М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2017. 500 с.
  1. Корнилов В.С. Развитие прикладной математической культуры студентов вузов при преподавании обратных задач // Глава 2 в коллективной монографии: Сафуанов И. С., Корнилов В. С., Семеняченко Ю. А., Ковпак И. О., Захарова Т. А., Хилюк Е. А., Голышкова М. С. Математическая культура студентов: пути развития: монография. М.: МГПУ, 2024. 92 с.)

Типовая программа:

  1. Корнилов В.С. Обратные задачи для дифференциальных уравнений: типовая программа // Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. М.: МГПУ, 2006. С. 93−96.

Учебные пособия:

  1. Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи идентификации параметров математических моделей. М.: МГПУ, 2005. 359 с.
  2. Карташова Л.И., Корнилов В.С., Левченко И.В. Применение математических методов в педагогических измерениях: учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 2010. 50 с.
  3. Корнилов В.С., Карташова Л.И. Практикум по прикладной математике. Воронеж: Научная книга, 2013. 100 с.
  4. Корнилов В.С., Абушкин Д.Б., Беликов В.В. Вычислительные алгоритмы решения задач информатики и прикладной математики. М.: МГПУ, 2013. 84 с.
  5. Корнилов В.С. Лабораторный практикум по численным методам. М.: МГПУ, 2014. 108 с.
  6. Азевич А.И., Гриншкун А.В., Корнилов В.С. Компьютерные средства решения математических задач. М.: МГПУ, 2020. 84 с.

Избранные статьи:

  1. Корнилов В.С. Вузовская подготовка специалистов по прикладной математике — история и современность // Наука и школа. 2006. № 4. С.10−12.
  2. Корнилов В.С. Гуманитарные аспекты вузовской системы прикладной математической подготовки // Наука и школа. 2007. № 5. С.23−28.
  3. Корнилов В.С. Информационные технологии в гуманитарном анализе математических моделей обратных задач // Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения. Российской академии образования. М.: ИСМО РАО, 2007. Выпуск2. С. 48−52.
  4. Корнилов В. С. Психологические аспекты обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Наука и школа. 2008. № 3. С.45−46.
  5. Корнилов В.С. Гуманитарный анализ математических моделей обратных задач // Известия Курского государственного технического университета. Курск: КГТУ, 2008. № 3(24). С. 60−65.
  6. Корнилов В. С. Формирование профессиональных качеств будущих специалистов по прикладной математике при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Математика. Образование. Культура: Сборник трудов V Международной научной конференции, посвященной 75-летнему юбилею В.М.Монахова (г. Тольятти, Россия, 26−28 апреля 2011 г.). Тольятти: ТГУ, 2011. С. 71−79.
  7. Корнилов В.С. Обучение прикладной математике как фактор гуманитаризации высшего образования // Традиции гуманизации в образовании: Материалы II Международной конференции памяти Г. В. Дорофеева (г.Москва, Россия, 21 июня 2012 г.). М.: ИСМО РАО, 2012. С. 175−176.
  8. Корнилов В.С. Экологическая составляющая гуманитарного потенциала обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Традиции гуманизации в образовании: Сборник материалов III Международной конференции памяти Г. В. Дорофеева (г. Москва, Россия, 23 июня 2014 г.). М.: ИСМО РАО, 2014. С. 63−65.
  9. Кабанихин С.И., Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Шолпанбаев Б.Б., Акимжан Н.Ш. Корректные и некорректные задачи для СЛАУ: анализ и методика преподавания // Сибирские электронные математические известия. 2015. Том 12. С. 255−263. URL: semr.math.nsc.ru/v12/c1−283.pdf
  10. Корнилов В.С. Базовые понятия информатики в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 1. С. 70−84.
  11. Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний студентов в области методов математической физики при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 2. С.83−94.
  12. Корнилов В.С. Реализация методов вычислительной математики при обучении студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 2 (36). С. 91−100.
  13. Корнилов В.С. Методические подходы к структурированию содержания обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 4 (38). С. 81−92.
  14. Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55−59.
  15. Корнилов В. С. Реализация задачного подхода при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию видного российского методиста-математика П.А. Ларичева (г. Вологда, Россия, Вологодский государственный университет, 16−18 февраля 2017 г.). Вологда: ИП Киселёв А.В., 2017. С. 105−107.
  16. Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний по математическому моделированию при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 1 (39). С. 92−99.
  17. Корнилов В.С. Подходы к индивидуализации обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России: Материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н.И.Лобачевского (г. Казань, Россия, Казанский Федеральный университет, 18−22 октября 2017 г.). Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. Том 1. С.166−169.
  18. Корнилов В.С. Философская составляющая научно-образовательного потенциала обучения обратным задачам математической физики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2018. № 1 (43). С. 59−65.
  19. Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор развития научного мировоззрения студентов // Классическая и современная геометрия: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Т. Базылева (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 22−25 апреля 2019 г.). М.: МПГУ, 2019. С. 89−90.
  20. Корнилов В.С., Карымсакова А.Ж. Информатизация обучения будущих учителей математики линейной алгебре как фактор развития ИКТ-компетентности // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2019. № 3 (49). С. 69−79.
  21. Kornilov V.S., Lvova O.V., Obolensky I.S. Teaching physics students of humanitarian-oriented groups in the Middle Years Programme (basic school) of the International Baccalaureate (Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2019. Том 16. № 3. С. 270−280.
  22. Корнилов В.С. Научно-познавательный потенциал обучения обратным и некорректным задачам // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов международной научной конференции, посвященной 180-летию педагогического образования в г. Ельце (г. Елец, Россия, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 25−27 сентября 2020 г.). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 79−81.
  23. Kornilov V.S., Khanina I.A. Development of ICT competence in high school students when teaching physics using digital laboratories (Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2020. Т. 17. № 2. С. 146−152.
  24. Корнилов В.С. Формирование у студентов фундаментальных знаний по теории обобщенных функций при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник статей VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Курск, Россия, Курский государственный университет, 15−16 декабря 2022 г.). Курск: КГУ, 2022. С. 47−51.
  25. Корнилов В.С. Развитие у студентов научных знаний по прикладной и вычислительной математике при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе: от науки к практике (к 80-летию со дня рождения В.А. Гусева): материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 18−19 ноября 2022 г.). М.: МПГУ, 2022. С.240−243.
  26. Корнилов В.С. Система прикладных задач в содержании обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 24−28 апреля 2023 г.). М.: МПГУ, 2023. С. 494−497.
  27. Kornilov V.S. Humanitarian aspects of teaching inverse problems for differential equations // Materials of the VII World Congress of Turkic World Mathematicians (TWMS Congress-2023). (Kazakhstan, Turkestan, International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 20−23 September 2023). Turkestan: International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 2023. Part II. P. 375−380. URL: acagor.kz/media/uploads/twms-2023/Proceedings_Part2.pdf
  28. Корнилов В.С. Операторные уравнения в учебном курсе обратных и некорректных задач // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник статей VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Курск, Россия, Курский государственный университет, 14−15 декабря 2023 г.). Курск: КГУ, 2023. С. 71−75.
  29. Корнилов В.С. Развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов в области прикладной математики при обучении обратным и некорректным задачам // Развитие математического образования: от содержимого к содержанию: сборник научных статей II Международного форума для педагогов и исследователей в области математики «Градиент» (г. Москва, Россия, Московский городской педагогический университет, 25−27 января 2024 г.). М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2024. С. 45−52.
  30. Корнилов В. С. Формирование у аспирантов фундаментальных знаний в области математических методов, используемых в научных исследованиях (специальность 5.8.2) // Современные проблемы подготовки учителей математики и физики в вузе: сборник научных статей. М.: МГПУ, 2024. С. 80−87.
  31. Корнилов В.С. Конечно-разностные уравнения в содержании обучения студентов-математиков обратным задачам // Математическая подготовка в школе и вузе: содержание и технологии: материалы 43-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (г. Сыктывкар, Россия, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 26−28 сентября 2024 г.). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2024. С.140−143.
  32. Корнилов В. С. Развитие у студентов-математиков умений и навыков доказательства лемм и теорем при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов X международной научно-практической конференции (г. Елец, Россия, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 20 сентября — 22 сентября 2024 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2024. С. 131−133.

SPIN-код: 7786−7720, AuthorID: 496 287

http://orcid.org/0000−0003−0476−3921

    О себе

    Является руководителем образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) по профилю подготовки «Математика и физика», очная форма обучения (5 лет) (бакалавриат).

    В 1986 году с отличием закончил факультет механики и прикладной математики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова по специальности «Прикладная математика» с квалификацией «Математик»;

    очную аспирантуру при Новосибирском государственном университете в 1991 году.

    Кандидатская диссертация на тему «Вопросы разрешимости некоторых обратных задач электродинамики» по специальности 01.01.02 — «Дифференциальные уравнения» защищена в 1992 году в Новосибирском государственном университете.

    Ученое звание доцента по специальности 01.01.02 — «Дифференциальные уравнения» присвоено ВАК РФ в 2004 году.

    Докторская диссертация на тему «Теоретические и методические основы обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в условиях гуманитаризации высшего математического образования» по специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (математика)» защищена в 2008 году в Московском городском педагогическом университете.

    Ученое звание профессора по кафедре информатизации образования присвоено ВАК при Министерстве образования и науки РФ в 2012 году.

    Область научных интересов

    Математическое образование: содержание и методы обучения математике в школе и вузе; обучение в вузе прикладной математике; теория и методика обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений; внедрение цифровых технологий в вузовский процесс обучения математике.

    Получены научные результаты по обратным задачам для дифференциальных уравнений.

    Разработана теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений.

    Выявлен гуманитарный и научно-образовательный потенциал обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений.

    Выявлен вклад обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в гуманитаризацию и фундаментализацию прикладного математического образования.

    Под научным руководством В. С. Корнилова подготовлено 2 кандидата наук и 6 докторов философии PhD.

    Является автором 380 научных и учебно-методических работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 12 монографий и 41 учебно-методического пособия.

    Участвовал в работе 160 всесоюзных, всероссийских и международных конференций и съездов, посвященных обратным задачам математической физики, прикладной математике, содержанию и методам обучения математике в школе и вузе, актуальным вопросам внедрения информационных технологий в вузовский процесс обучения математике.

    Работа в научных, педагогических обществах.

    Являлся экспертом Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе «Формула будущего— 2011»; экспертом конкурса «Ярмарка идей» окружного управления образования и префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы; членом жюри XXV научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения-2015» (Гимназия 1530 «Школа Ломоносова» города Москвы);

    членом экспертного совета ежегодного Инженерно-исторического форума «Леманские чтения» (ГБОУ города Москвы «Школа № 1384 имени А.А. Леманского»; исполнителем гранта Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральной целевой программе модернизации педагогического образования (2014−2015 гг.).

    Является членом диссертационного совета:

    33.2.013.07 при Московском педагогическом государственном университете.

    Является:

    — заместителем главного редактора журнала «Вестник МГПУ». Серия «Информатика и информатизация образования»;

    — членом редакционной коллегии журнала «Вестник Российского университета дружбы народов». Серия «Информатизация образования»;

    — членом редакционной коллегии журнала «Вестник Международного Казахско-Турецкого университета им. Х. А. Ясави» (г. Туркестан, Республика Казахстан);

    — членом редакционной коллегии журнала «Актуальные вопросы преподавания математики, физики и информатики» (г. Кызылорда, Республика Казахстан).

    Международное сотрудничество в области образования.

    Исполнитель гранта ТЕМПУС-ТАССИС Евросоюза «Информатизация вузовской библиотечной системы» (1998 г.): Университет им. Эразма Роттердамского (г. Роттердам, Нидерланды); Коммерческий Университет им. Луиджи Боккони (г. Милан, Италия); Казахский национальный педагогический университет им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан).

    В 2011 году по приглашению Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) преподавал в Международной зимней школе «Современные информационно-коммуникационные технологии по отраслям применения». Выпущен лазерный диск «Золотой фонд лекций Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева» с лекциями В. С. Корнилова, прочитанных в рамках международного проекта «e-Академический зал» (Диск 7, 2011 г.).

    В 2014 году по приглашению Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) прочитал курс лекций по численным методам для студентов Института математики, физики и информатики данного университета.

    В 2015 году по приглашению Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) прочитал курс лекций по инновационным процессам в образовании для PhD докторантов института математики, физики и информатики данного университета.

    Исполнитель научного проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан «Информатизация математического образования как фактор совершенствования подготовки будущего учителя математики к профильному обучению в школе» (2013−2015 гг.).

    Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
    44.06.01, Педагогические науки, "Информатизация образования"
    5.8.2, Теория и методика обучения и воспитания (математика)
    09.04.02, Информационные системы и технологии, "Архитектор цифрового пространства"
    44.04.01, Педагогическое образование, "Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании"
    44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), "Информатика и английский язык"
    44.03.01, Педагогическое образование, "Информатика"
    44.03.01, Педагогическое образование, «Математика»