
Корнилов Виктор Семенович
Должность: Начальник департамента математики и физики, профессор
Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор
KornilovVS@mgpu.ru
+7 (495) 618-40-33
«Некорректные математические задачи»,
«Дифференциальные уравнения как инструмент математического моделирования и методы их реализации в системах компьютерной математики»
у бакалавров:
«Уравнения математической физики»,
«Дифференциальные уравнения».
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в научно-педагогической деятельности, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов (2015 г.).
Грамота Департамента образования города Москвы за результативную плодотворную работу и значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений образования города Москвы (2014 г.).
Памятный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.);
Почетная грамота ГОУ ВПО МГПУ за многолетний плодотворный труд в системе столичного образования и с связи с 50-летним юбилеем (2009 г.). Диплом ГОУ ВПО МГПУ за многолетний плодотворный труд в деле подготовки педагогических кадров и с связи с 15-летием университета (2010 г.).
Благодарность ректора МГПУ (2012 г.).
Благодарность математического факультета МГПУ (2009 г.).
Звание «Ветеран труда» (2020 г.).
Квалификация «Математик»
– в Московском городском психолого-педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» в объеме 72 часов;
– на кафедре информатики и прикладной математики института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета в объеме 260 часов.
В 2015 году повысил квалификацию:
– в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация ОПОП по направлению магистерской подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования)» в объеме 72 часов;
– в Московском городском психолого-педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» в объеме 72 часов.
В 2018 году повысил квалификацию в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» в объеме 36 часов.
В 2019 году повысил квалификацию:
– в Академии «Просвещение» (г. Москва) по дополнительной профессиональной программе «Современные аспекты использования информационных технологий и робототехники в образовательном процессе» в объеме 36 часов;
– в Вятском государственном университете (г. Киров) по дополнительной профессиональной программе «Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего» в объеме 108 часов.
В 2020 году повысил квалификацию в Вятском государственном университете (г. Киров) по дополнительной профессиональной программе «Цифровизация образования и методика электронного обучения» в объеме 108 часов.
В 2022 году (1 октября 2022 г. – 14 октября 2022 г.) прошел обучение по программам: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (объем 16 часов), «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (объем 16 часов).
В 2023 году (7 июня 2023 г. – 30 июня 2023 г.) прошел повышение квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS» в объеме 36 часов.
В 2023 году (05 декабря 2023 г. – 26 декабря 2023 г.) прошел обучение в Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” по программе повышения квалификации «Повышение компетенций в оценивании письменных творческих работ интеллектуальных состязаний» в объеме 68 часов.
В 2024 году (09 апреля 2024 г. – 30 апреля 2024 г.) повысил квалификацию в Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по программе «Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса» в объеме 36 часов.
В 2024 году (09 сентября 2024 г. – 14 октября 2024 г.) прошел повышение
квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Создание курса на базе LMS МГПУ» в объеме 16 часов.
В 2024 году (1 декабря 2024 г. – 14 декабря 2024 г.) прошел обучение по программам: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (объем 16 часов), «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (объем 16 часов).
В 2025 году (03 февраля 2025 г. – 14 февраля 2025 г.) повысил квалификацию на факультете математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета имени Абая по программе «Искусственный интеллект (AI) в образовании: современные методы и технологии» в объеме 40 часов.
Монографии:
- Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи для волновых уравнений. Новосибирск: СибУПК, 2000. 252 с.
- Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор гуманитаризации математического образования. М.: МГПУ, 2006. 320 с.
- Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
- Корнилов В.С., Абушкин Д.Б. Компьютерные средства в решении задач информатики и прикладной математики при подготовке студентов в педвузе. Воронеж: Научная книга, 2013. 111 с.
- Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений. М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2017. 500 с.
- Корнилов В.С. Развитие прикладной математической культуры студентов вузов при преподавании обратных задач // Глава 2 в коллективной монографии: Сафуанов И. С., Корнилов В. С., Семеняченко Ю. А., Ковпак И. О., Захарова Т. А., Хилюк Е. А., Голышкова М. С. Математическая культура студентов: пути развития: монография. М.: МГПУ, 2024. 92 с.)
Типовая программа:
- Корнилов В.С. Обратные задачи для дифференциальных уравнений: типовая программа // Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. М.: МГПУ, 2006. С. 93−96.
Учебные пособия:
- Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи идентификации параметров математических моделей. М.: МГПУ, 2005. 359 с.
- Карташова Л.И., Корнилов В.С., Левченко И.В. Применение математических методов в педагогических измерениях: учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 2010. 50 с.
- Корнилов В.С., Карташова Л.И. Практикум по прикладной математике. Воронеж: Научная книга, 2013. 100 с.
- Корнилов В.С., Абушкин Д.Б., Беликов В.В. Вычислительные алгоритмы решения задач информатики и прикладной математики. М.: МГПУ, 2013. 84 с.
- Корнилов В.С. Лабораторный практикум по численным методам. М.: МГПУ, 2014. 108 с.
- Азевич А.И., Гриншкун А.В., Корнилов В.С. Компьютерные средства решения математических задач. М.: МГПУ, 2020. 84 с.
Избранные статьи:
- Корнилов В.С. Вузовская подготовка специалистов по прикладной математике — история и современность // Наука и школа. 2006. № 4. С.10−12.
- Корнилов В.С. Гуманитарные аспекты вузовской системы прикладной математической подготовки // Наука и школа. 2007. № 5. С.23−28.
- Корнилов В.С. Информационные технологии в гуманитарном анализе математических моделей обратных задач // Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения. Российской академии образования. М.: ИСМО РАО, 2007. Выпуск2. С. 48−52.
- Корнилов В. С. Психологические аспекты обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Наука и школа. 2008. № 3. С.45−46.
- Корнилов В.С. Гуманитарный анализ математических моделей обратных задач // Известия Курского государственного технического университета. Курск: КГТУ, 2008. № 3(24). С. 60−65.
- Корнилов В. С. Формирование профессиональных качеств будущих специалистов по прикладной математике при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Математика. Образование. Культура: Сборник трудов V Международной научной конференции, посвященной 75-летнему юбилею В.М.Монахова (г. Тольятти, Россия, 26−28 апреля 2011 г.). Тольятти: ТГУ, 2011. С. 71−79.
- Корнилов В.С. Обучение прикладной математике как фактор гуманитаризации высшего образования // Традиции гуманизации в образовании: Материалы II Международной конференции памяти Г. В. Дорофеева (г.Москва, Россия, 21 июня 2012 г.). М.: ИСМО РАО, 2012. С. 175−176.
- Корнилов В.С. Экологическая составляющая гуманитарного потенциала обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Традиции гуманизации в образовании: Сборник материалов III Международной конференции памяти Г. В. Дорофеева (г. Москва, Россия, 23 июня 2014 г.). М.: ИСМО РАО, 2014. С. 63−65.
- Кабанихин С.И., Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Шолпанбаев Б.Б., Акимжан Н.Ш. Корректные и некорректные задачи для СЛАУ: анализ и методика преподавания // Сибирские электронные математические известия. 2015. Том 12. С. 255−263. URL: semr.math.nsc.ru/v12/c1−283.pdf
- Корнилов В.С. Базовые понятия информатики в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 1. С. 70−84.
- Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний студентов в области методов математической физики при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 2. С.83−94.
- Корнилов В.С. Реализация методов вычислительной математики при обучении студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 2 (36). С. 91−100.
- Корнилов В.С. Методические подходы к структурированию содержания обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 4 (38). С. 81−92.
- Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55−59.
- Корнилов В. С. Реализация задачного подхода при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию видного российского методиста-математика П.А. Ларичева (г. Вологда, Россия, Вологодский государственный университет, 16−18 февраля 2017 г.). Вологда: ИП Киселёв А.В., 2017. С. 105−107.
- Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний по математическому моделированию при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 1 (39). С. 92−99.
- Корнилов В.С. Подходы к индивидуализации обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России: Материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н.И.Лобачевского (г. Казань, Россия, Казанский Федеральный университет, 18−22 октября 2017 г.). Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. Том 1. С.166−169.
- Корнилов В.С. Философская составляющая научно-образовательного потенциала обучения обратным задачам математической физики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2018. № 1 (43). С. 59−65.
- Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор развития научного мировоззрения студентов // Классическая и современная геометрия: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Т. Базылева (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 22−25 апреля 2019 г.). М.: МПГУ, 2019. С. 89−90.
- Корнилов В.С., Карымсакова А.Ж. Информатизация обучения будущих учителей математики линейной алгебре как фактор развития ИКТ-компетентности // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2019. № 3 (49). С. 69−79.
- Kornilov V.S., Lvova O.V., Obolensky I.S. Teaching physics students of humanitarian-oriented groups in the Middle Years Programme (basic school) of the International Baccalaureate (Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2019. Том 16. № 3. С. 270−280.
- Корнилов В.С. Научно-познавательный потенциал обучения обратным и некорректным задачам // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов международной научной конференции, посвященной 180-летию педагогического образования в г. Ельце (г. Елец, Россия, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 25−27 сентября 2020 г.). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 79−81.
- Kornilov V.S., Khanina I.A. Development of ICT competence in high school students when teaching physics using digital laboratories (Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2020. Т. 17. № 2. С. 146−152.
- Корнилов В.С. Формирование у студентов фундаментальных знаний по теории обобщенных функций при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник статей VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Курск, Россия, Курский государственный университет, 15−16 декабря 2022 г.). Курск: КГУ, 2022. С. 47−51.
- Корнилов В.С. Развитие у студентов научных знаний по прикладной и вычислительной математике при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе: от науки к практике (к 80-летию со дня рождения В.А. Гусева): материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 18−19 ноября 2022 г.). М.: МПГУ, 2022. С.240−243.
- Корнилов В.С. Система прикладных задач в содержании обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 24−28 апреля 2023 г.). М.: МПГУ, 2023. С. 494−497.
- Kornilov V.S. Humanitarian aspects of teaching inverse problems for differential equations // Materials of the VII World Congress of Turkic World Mathematicians (TWMS Congress-2023). (Kazakhstan, Turkestan, International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 20−23 September 2023). Turkestan: International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 2023. Part II. P. 375−380. URL: acagor.kz/media/uploads/twms-2023/Proceedings_Part2.pdf
- Корнилов В.С. Операторные уравнения в учебном курсе обратных и некорректных задач // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник статей VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Курск, Россия, Курский государственный университет, 14−15 декабря 2023 г.). Курск: КГУ, 2023. С. 71−75.
- Корнилов В.С. Развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов в области прикладной математики при обучении обратным и некорректным задачам // Развитие математического образования: от содержимого к содержанию: сборник научных статей II Международного форума для педагогов и исследователей в области математики «Градиент» (г. Москва, Россия, Московский городской педагогический университет, 25−27 января 2024 г.). М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2024. С. 45−52.
- Корнилов В. С. Формирование у аспирантов фундаментальных знаний в области математических методов, используемых в научных исследованиях (специальность 5.8.2) // Современные проблемы подготовки учителей математики и физики в вузе: сборник научных статей. М.: МГПУ, 2024. С. 80−87.
- Корнилов В.С. Конечно-разностные уравнения в содержании обучения студентов-математиков обратным задачам // Математическая подготовка в школе и вузе: содержание и технологии: материалы 43-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (г. Сыктывкар, Россия, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 26−28 сентября 2024 г.). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2024. С.140−143.
- Корнилов В. С. Развитие у студентов-математиков умений и навыков доказательства лемм и теорем при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов X международной научно-практической конференции (г. Елец, Россия, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 20 сентября — 22 сентября 2024 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2024. С. 131−133.
SPIN-код: 7786−7720, AuthorID: 496 287
Является руководителем образовательной программы по направлению подготовки
В 1986 году с отличием закончил факультет механики и прикладной математики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова по специальности «Прикладная математика» с квалификацией «Математик»;
очную аспирантуру при Новосибирском государственном университете в 1991 году.
Кандидатская диссертация на тему «Вопросы разрешимости некоторых обратных задач электродинамики» по специальности
Ученое звание доцента по специальности
Докторская диссертация на тему «Теоретические и методические основы обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в условиях гуманитаризации высшего математического образования» по специальности
Ученое звание профессора по кафедре информатизации образования присвоено ВАК при Министерстве образования и науки РФ в 2012 году.
Математическое образование: содержание и методы обучения математике в школе и вузе; обучение в вузе прикладной математике; теория и методика обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений; внедрение цифровых технологий в вузовский процесс обучения математике.
Получены научные результаты по обратным задачам для дифференциальных уравнений.
Разработана теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений.
Выявлен гуманитарный и научно-образовательный потенциал обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений.
Выявлен вклад обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в гуманитаризацию и фундаментализацию прикладного математического образования.
Под научным руководством В. С. Корнилова подготовлено 2 кандидата наук и 6 докторов философии PhD.
Является автором 380 научных и учебно-методических работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 12 монографий и 41 учебно-методического пособия.
Участвовал в работе 160 всесоюзных, всероссийских и международных конференций и съездов, посвященных обратным задачам математической физики, прикладной математике, содержанию и методам обучения математике в школе и вузе, актуальным вопросам внедрения информационных технологий в вузовский процесс обучения математике.
Работа в научных, педагогических обществах.
Являлся экспертом Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе «Формула будущего— 2011»; экспертом конкурса «Ярмарка идей» окружного управления образования и префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы; членом жюри XXV научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения-2015» (Гимназия 1530 «Школа Ломоносова» города Москвы);
членом экспертного совета ежегодного Инженерно-исторического форума «Леманские чтения» (ГБОУ города Москвы «Школа № 1384 имени А.А. Леманского»; исполнителем гранта Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральной целевой программе модернизации педагогического образования (2014−2015 гг.).
Является членом диссертационного совета:
Является:
— заместителем главного редактора журнала «Вестник МГПУ». Серия «Информатика и информатизация образования»;
— членом редакционной коллегии журнала «Вестник Российского университета дружбы народов». Серия «Информатизация образования»;
— членом редакционной коллегии журнала «Вестник Международного Казахско-Турецкого университета им. Х. А. Ясави» (г. Туркестан, Республика Казахстан);
— членом редакционной коллегии журнала «Актуальные вопросы преподавания математики, физики и информатики» (г. Кызылорда, Республика Казахстан).
Международное сотрудничество в области образования.
Исполнитель гранта ТЕМПУС-ТАССИС Евросоюза «Информатизация вузовской библиотечной системы» (1998 г.): Университет им. Эразма Роттердамского (г. Роттердам, Нидерланды); Коммерческий Университет им. Луиджи Боккони (г. Милан, Италия); Казахский национальный педагогический университет им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан).
В 2011 году по приглашению Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) преподавал в Международной зимней школе «Современные информационно-коммуникационные технологии по отраслям применения». Выпущен лазерный диск «Золотой фонд лекций Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева» с лекциями В. С. Корнилова, прочитанных в рамках международного проекта «e-Академический зал» (Диск 7, 2011 г.).
В 2014 году по приглашению Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) прочитал курс лекций по численным методам для студентов Института математики, физики и информатики данного университета.
В 2015 году по приглашению Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) прочитал курс лекций по инновационным процессам в образовании для PhD докторантов института математики, физики и информатики данного университета.
Исполнитель научного проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан «Информатизация математического образования как фактор совершенствования подготовки будущего учителя математики к профильному обучению в школе» (2013−2015 гг.).
5.8.2, Теория и методика обучения и воспитания (математика)
09.04.02, Информационные системы и технологии, "Архитектор цифрового пространства"
44.04.01, Педагогическое образование, "Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании"
44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), "Информатика и английский язык"
44.03.01, Педагогическое образование, "Информатика"
44.03.01, Педагогическое образование, «Математика»