Моргачева Елена Николаевна

Моргачева Елена Николаевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


morgachevaen@mgpu.ru

+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.


Преподаваемые дисциплины
• Специальное и инклюзивное образование
• Сравнительная специальная (зарубежная) педагогика
• Олигофренопедагогика (с историей)
• Психологические основы сопровождения лиц с ОВЗ в инклюзивном пространстве
• Теория и практика инклюзивного обучения
Научно-преподавательский стаж
26 лет
Уровень образования, квалификации
В 1989 году с отличием окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «Дефектология» с присвоением квалификации «Учитель-логопед вспомогательной школы».
В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности и пути формирования знаково-символической деятельности младших школьников с нарушением интеллекта». Ученое звание доцента по кафедре специальной психологии присвоено в 2010 году.
В 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Компаративный анализ парадигм феномена умственной отсталости в специальной педагогике России и США».
Направление подготовки (или специальность)
Дефектолог
Общий стаж
26 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Технология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы», 2018 (72 часа)
• Информационные технологии в работе преподавателя ВУЗа, 2018 (36 часов)
• Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, 2019 (72 часа)
• Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и зрения, 2020 (72 часа)
• Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams», 2020 (30 часов)
Основные публикации

Имеет всего 70 публикаций, в том числе 16 учебно-методических работ и 54 научные работы.

  • Моргачева Е.Н. Становление клинического аспекта понятия «задержка психического развития» в отечественной специальной педагогике // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2014. — № 3. — С. 135−144.
  • Моргачева Е.Н. Развитие психолого-педагогического направления изучения и обучения детей и подростков с ЗПР в России в 40−90-е гг. ХХ столетия // Профессиональное образование и общество. — 2014. — № 3 (11). — С. 181−187.
  • Моргачёва Е.Н. Вклад Томаса Уиллиса в изучение умственной отсталости детей и подростков // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 4−1 (111). — С. 122−126.
  • Моргачёва Е.Н. Сравнительно-исторический метод: обзор подходов к классификации в общественных науках // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2016. — № 2 (4). — С. 102−114.
  • Моргачёва Е.Н. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний (по работе А.Ф. Тредголда «Тупые и отсталые дети») // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. -2016. -№ 1 (3). — С. 115−123.
  • Моргачёва Е.Н. История специального образования в Англии: развитие представлений об интеллектуальной недостаточности. — М.: Ниц: Инфра, 2016. — 102 с.
  • Моргачёва Е.Н. Сравнительные исследования в специальной педагогике. Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 115−118.
  • Моргачёва Е.Н. Основные подходы к разработке программы коррекционной работы. Проектирование основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. — М.: Перспектива, 2018. — 69 с.
  • Моргачёва Е.Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике // Дефектология. — 2018. — № 3. — С. 58−65.
  • Моргачёва Е.Н. Развитие интегративных и инклюзивных тенденций за рубежом во второй половине XX столетия // Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология. материалы XI Международного теоретико-методологического семинара (Москва, 20 марта, 2019 г.). — М.: МГПУ. — С. 195−204.
  • Моргачёва Е.Н. Психолого-педагогический научный вклад С. Кирка в развитие специального образования США во второй половине XX столетия // Казанский педагогический журнал. — - № 2. — С. 170−174.
  • Моргачёва Е.Н. Тифлокомментирование как современная форма включения лиц с нарушениями зрения в социокультурное пространство Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68 (4). — С. 14−17.
  • Моргачёва Е.Н. Специальное образование в Венгрии на современном этапе. Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 22 января 2020 г). — М.: МГПУ, 2020. — С. 161−164.
  • Моргачёва Е.Н., Тюрина Н.Ш. Интерактивный подход в работе с обучающимися с ОВЗ // Интерактивный подход в специальном и инклюзивном образовании. Сборник статей XII Международного теоретико-методологического семинара (Москва, 13 марта 2020 г.). — М.: МГПУ, 2020. — С. 12−22.
  • Моргачёва Е.Н. В. Валлин как представитель клинического направления изучения умственной отсталости в США // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1 (138). — С. 224−229.
  • Моргачёва Е.Н. А. Белл как сторонник чистого устного метода в американской сурдопедагогике // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 109 (6). — С. 54−59.
О себе

Е.Н. Моргачёва из семьи потомственных дефектологов. Сочетает теоретические исследования с обширной консультативной и педагогической практикой.

В течение пятнадцати лет (1996−2008 гг.) работала дефектологом на МППК ЮАО г. Москвы, имеет благодарность от начальника Департамента образования города Москвы. С 2008 г. по 2015 г. руководила службой специалистов в ГОУ СОШ № 1101 города Москвы, занималась разработкой и внедрением инклюзивной практики. В настоящее время оказывает методическую помощь специалистам образовательных организаций города Москвы.

Свободно владеет английским языком. Стипендиат программы «Фулбрайт» (1997−1998 гг.). С 2010 года является членом Американской ассоциации интеллектуальных нарушений и нарушений в развитии, в составе международной группы.

Принимает участие в работе международных, региональных, городских научно-практических конференций, семинаров. В 2018 г. в качестве приглашенного преподавателя участвовала в программе Эразмус +, читала лекции в университете Дебрецена (Венгрия).

Является членом двух диссертационных советов: Д 72.2.007.02 при ГАОУ ВО МГПУ и Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО МПГУ. Елена Николаевна входит в состав редакционного совета журнала «Педагогические исследования».

С 2018 года является председателем комиссии государственной итоговой аттестации выпускников РОСНОУ по программе «Специальное дефектологическое образование» (44.03.03).

Е.Н. Моргачёва в настоящее время осуществляет научное руководство одним аспирантом и одним соискателем.

Является специалистом в области специальной педагогики, специальной психологии, инклюзивного образования. Участвовала в разработке программ коррекционной работы для школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного и среднего общего образования.

Область научных интересов

Специальная психология, детская психология. История специальной педагогики. Сравнительная специальная педагогика. Инклюзивное образование (в том числе — в сравнительном аспекте).