Top.Mail.Ru
Моргачева Елена Николаевна

Моргачева Елена Николаевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


morgachevaen@mgpu.ru

+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.


Преподаваемые дисциплины
• Специальная педагогика
• Педагогика специального и инклюзивного образования
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Международный опыт организации специального и инклюзивного образования
• Тьюторство в образовании
• Методика обучения русскому языку.
Научно-преподавательский стаж
26 лет
Уровень образования, квалификации
В 1989 году с отличием окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «Дефектология» с присвоением квалификации «Учитель-логопед вспомогательной школы».
В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности и пути формирования знаково-символической деятельности младших школьников с нарушением интеллекта». Ученое звание доцента по кафедре специальной психологии присвоено в 2010 году.
В 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Компаративный анализ парадигм феномена умственной отсталости в специальной педагогике России и США».
Направление подготовки (или специальность)
Дефектолог
Общий стаж
26 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Курсы повышения квалификации по программе «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ с15.04 по 05.06 2019 г.,72 часа.
• Международная стажировка в рамках программы Эразмус + (чтение лекций и ознакомление с системой специального и инклюзивного образования. ВНР, университет г. Дебрецена, с 13.05 по 17.05 2019 г.
• Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams». г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, с 26.08 по 14.09 2020 г., 30 часов.
• Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ г. Волгоград, ВГАПС, с 20.10.21 по 13. 12.2021 г., 72 часа.
• Тьютор в условиях инклюзивного образования. г. Волгоград, ВГАПС, с 25.01.2022 по 20.02.2022, 36 часов.
• «Инклюзивное профессиональное образование:
• современный взгляд и подходы» 09.12. 2022 – 20.12.2022 2022 г., 72 часа
Основные публикации
  • ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования (учебно-методическое пособие). М.: Национальный книжный центр, 2021. — 144 с.
  • Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике. Дефектология. — 2018. — № 3. —С. 58−62.
  • Психолого- педагогический научный вклад С. Кирка в развитие специального образования США во второй половине XX столетия. Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 170−174.
  • В. Валлин как представитель клинического направления изучения умственной отсталости в США. Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1. — С. 224 — 228.
  • Специальное образование в Венгрии на современном этапе. Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Материалы Междунар. науч. —практ. конф. (Москва, 2020). — М.: Парадигма, 2020. — С. 161−164. 0,5 п.л.
  • Тифлокомментирование как современная форма включения лиц с нарушениями зрения в социокультурное пространство. Проблемы современного педагогического образования — 2020. — № 68 (4). — С. 14−17.
  • Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н. М. Назаровой). Специальное образование. — 2020. — № 3 (59). — С. 178 -191.
  • Английские писатели об «особенных» людях. Евразийское Научное Объединение. — 2021. № 5 — 6 (75). — С. 449−451. 0,5 п.л.
  • Александр Белл как сторонник чистого устного метода в американской сурдопедагогике. Международный научно—исследовательский журнал. — 2021. — № 7 — 4 (109). —С. 89−91.
  • 10 Встроенное обучение как стратегия развития нормальных и «особенных» дошкольников в США. 83-я Международная научная конференция Евразийского Научного Объединения. (Москва, 2022). Москва: ЕНО, 2022.— № 1 (83). Часть IV. — С.349−351. 0,5 п.л.
  • Эволюция знаний о легких степенях интеллектуальной недостаточности в зарубежной и отечественной науке. Дефектология. — 2022. — № 2. — С.65−74.
О себе
  • Специалист в области специальной педагогики, специальной психологии, инклюзивного образования.
    Стипендиат программы «Фулбрайт».
    Входит в Американскую ассоциацию интеллектуальных нарушений и нарушений в развитии в составе международной группы.
  • Принимает участие в работе международных, региональных, городских научно-практических конференций, семинаров. Участник программы Эразмус +. Приглашённый профессор университета Дебрецена (Венгрия).
  • Входит в диссертационный совет Московского городского педагогического университета и Московского педагогического государственного университета. Является участником редакционного совета журнала «Педагогические исследования».
  • Председатель комиссии государственной итоговой аттестации выпускников РОСНОУ по программе «Специальное дефектологическое образование».
  • Участвовала в разработке программ коррекционной работы для школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного и среднего общего образования.
  • Является членом двух диссертационных советов: Д 72.2.007.02 при ГАОУ ВО МГПУ и Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО МПГУ.
  • Входит в состав редакционного совета журнала «Педагогические исследования».
  • С 2018 года является председателем комиссии государственной итоговой аттестации выпускников РОСНОУ по программе «Специальное дефектологическое образование» (44.03.03). Является специалистом в области специальной педагогики, специальной психологии, инклюзивного образования. Участвовала в разработке программ коррекционной работы для школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного и среднего общего образования.
Область научных интересов
  • Специальная психология, детская психология.
  • История специальной педагогики.
  • Сравнительная специальная педагогика.
  • Инклюзивное образование (в том числе — в сравнительном аспекте).
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Олигофренопедагогика», «Тьютор в инклюзивном образовании», «Дошкольная дефектология», «Логопедия», «Тифлопедагогика и сурдопедагогика»
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития»