Пичугин Сергей Сергеевич

Пичугин Сергей Сергеевич

Должность: Доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


Pichugin@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
«Погружение в цифровую педагогику: дидактика дистанционного обучения младших школьников»

«Использование цифровых инструментов в проектировании структуры и содержания современного урока начальной школы»
Научно-преподавательский стаж
с 2006 года
Заслуги, награды

Почетный работник общего образования РФ (нагрудный знак, 2003 г.)

Уровень образования, квалификации
Высшее
Направление подготовки (или специальность)
Специальность «Педагогика и методика начального образования» Квалификация – учитель начальных классов
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке



«Технология разработки и проведения экспертизы программ дополнительного образования, профессионального обучения» 18 ч.

«Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2021 г.), 36 ч.

«Использование информационно-коммуникационных технологий при реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2021 г.), 36 ч.

«Оказание первой помощи при неотложных состояниях» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2020 г.), 36 ч.

«Охрана труда в образовательных организациях» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2020 г.), 40 ч.

«Формирование информационных компетенций граждан цифрового общества» (ФГОБУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, 2020 г.), 72 ч.

«Цифровизация образования и методика электронного обучения» (ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, 2020 г.), 108 ч.

«Новые информационные технологии в образовании» (ЧОУ ДПО «1С-Образование», 2020 г.), 16 ч.

«Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего» (ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, 2019 г.), 108 ч.

«Разработка, продвижение и реализация дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов» (Институт цифровых компетенций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», 2019 г.), 72 ч.

Переподготовка:

«Менеджмент общего образования» (Школа менеджеров образования НОЧУО ДПО "Актион-МЦФЭР", 2018 г.), 250 ч.

«Педагогика и методика дошкольного образования» (ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2012 г.), 756 ч.
Основные публикации

1. Пичугин, С.С. Инновационные приёмы формирования метапредметных результатов обучения младших школьников / С.С. Пичугин // Начальное образование. — 2019. — № 2. — С. 14−19.

2. Пичугин, С.С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 42−49.

3. Пичугин, С.С. Педагогическая превенция низких результатов Всероссийских проверочных работ в начальной школе / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 124−134.

4. Пичугин, С.С. О результатах Всероссийских проверочных работ / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 12. — С. 11−19.

5. Пичугин, С.С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ: от совершенствования преподавания учебных предметов к повышению качества подготовки младших школьников / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 3. — С. 16−25.

6. Пичугин, С.С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальном курсе математики / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2020. — № 7. — С. 49−61.

7. Пичугин, С.С. Диверсификация содержания и структуры учебных занятий младших школьников в режиме дистанционного обучения: превенция педагогического цугцванга / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 5. — С. 30−39.

8. Пичугин, С.С. К вопросу об организации дистанционной формы обучения детей младшего школьного возраста в условиях локдауна / С.С. Пичугин // Методология цифровой дидактики: современные подходы к обучению на русском языке: Сборник научных статей по материалам Международного педагогического форума / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. — М., 2020. — С. 96−103.

9. Пичугин, С.С. Организация дистанционного обучения младших школьников: гайд учителя начальных классов сквозь призму цифровой дидактики / С.С. Пичугин // Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного обучения на русском языке / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. — М., 2020. — С. 136−142.

10. Пичугин, С.С. К вопросу о формировании функциональной грамотности младших школьников: хеджирование актор-позиции личности / С.С. Пичугин // Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке: Сборник научных статей по материалам Международного педагогического форума / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. — М., 2020. — С. 159−165.

11. Пичугин, С.С. Дистанционное обучение в начальной школе: диверсификация дидактического содержания и условий организации учебных занятий / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2020. — № 3. — С. 31−41.

12. Пичугин, С.С. Методическое обеспечение работы учащихся начальной школы с информацией, представленной в виде диаграмм / С.С. Пичугин // Начальное образование. — 2021. — № 1. — С. 13−16.

13. Пичугин, С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 2. — С. 7−15.

14. Пичугин, С.С. Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 5. — С. 26−33.

15. Пичугин, С.С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 50−59.

16. Пичугин, С.С. Формирование математической функциональной грамотности младших школьников: превенция педагогического эпикфейла / С.С. Пичугин // Непрерывное образование в контексте Будущего: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. — М., 2021. — С. 184−190.

17. Пичугин, С.С. Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели «Lifelong learning»: методический дизайн учебных заданий / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2021. — № 2(135). — С. 48−56.

18. Пичугин, С.С. Педагогические приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 54−66.

19. Пичугин, С.С. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф.

Красноперова, Т.Н. Трунцева // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 3−9.

20. Пичугин, С.С. От слов к числу: современные алгоритмы и методологические подходы к решению текстовых задач по математике / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 116−125.

О себе

В 1995 году с отличием окончил Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». В 2003 году окончил аспирантуру и защитил диссертацию по теме «Интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей младших школьников» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования). В 2011 году приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки было присвоено ученое звание доцента по кафедре теории и методики начального образования. Автор свыше 300 публикаций, в том числе 3 монографий и 7 учебно-методических пособий для учителей начальных классов. Являюсь экспертом верификации цифрового образовательного контента.

Область научных интересов

Педагогика и методика начального общего образования:

• технологии, методы и средства обучения детей младшего школьного возраста,

• формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников,

• оценка качества образования,

• информационные технологии в образовательном процессе начальной школы,

• структура и содержание современного урока,

• развитие цифровых компетенций учителя начальных классов.