Top.Mail.Ru
Пичугин Сергей Сергеевич

Пичугин Сергей Сергеевич

Должность: Доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


Pichugin@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
«Педагогика и методика начального образования (квалификация: учитель начальных классов)»

«Родительский университет: Ваш ребенок идет в школу»

«Проектирование содержания и организация процесса подготовки к обучению в школе»

«Использование цифровых образовательных инструментов в обучении младших школьников решению текстовых задач по математике»

«Технологии и инструменты формирования функциональной грамотности младших школьников»

«Проектирование рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»

«Реализация требований обновленного ФГОС НОО»

«Реализация воспитательного потенциала урока в условиях введения обновленного ФГОС НОО»

«Современные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач по математике»

«Конструирование программы «Эффективная начальная школа» в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»

«Федеральная образовательная программа начального общего образования: Проектирование содержания и организация образовательного процесса»

«Стратегии проектирования содержания и организации образовательной деятельности ДОО в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»

«Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» (ТОНКМ)
Научно-преподавательский стаж
с 2000 года
Заслуги, награды

Почетный работник общего образования РФ (нагрудный знак, 2003 г.)

Уровень образования, квалификации
Высшее
Направление подготовки (или специальность)
Специальность «Педагогика и методика начального образования». Квалификация – учитель начальных классов.
Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования». Квалификация – воспитатель.
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
«Преподавание русского языка, литературного чтения, литературы, родных языков и родных литератур в условиях введения федеральных образовательных программ НО, ОО и СОО» (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023 г.), 24 ч.

«Проектирование и реализация воспитательного процесса в работе классного руководителя» (ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», 2023 г.), 36 ч.

«Содержательные аспекты методического сопровождения учителя в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2022 г.), 36 ч.

«Введение в корпоративную культуру МГПУ» (ГАОУ ВО МГПУ, 2022 г.), 24 ч.

«Педагогическая модерация учебных проектов» (ГАОУ ВО МГПУ, 2022 г.), 36 ч.

«Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» НОЧУО ДПО «Актион-МЦФЭР», 2022 г.), 16 ч.

«Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» НОЧУО ДПО «Актион-МЦФЭР», 2022 г.), 16 ч.

«Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2021 г.), 36 ч.

«Использование информационно-коммуникационных технологий при реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2021 г.), 36 ч.

«Технологии разработки и проведения экспертизы программ дополнительного образования, профессионального обучения» (ГАОУ ВО МГПУ, 2021 г.), 18 ч.

«Оказание первой помощи при неотложных состояниях» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2020 г.), 36 ч.

«Охрана труда в образовательных организациях» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2020 г.), 40 ч.

«Формирование информационных компетенций граждан цифрового общества» (ФГОБУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, 2020 г.), 72 ч.

«Цифровизация образования и методика электронного обучения» (ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, 2020 г.), 108 ч.

«Новые информационные технологии в образовании» (ЧОУ ДПО «1С-Образование», 2020 г.), 16 ч.

«Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего» (ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, 2019 г.), 108 ч.

«Разработка, продвижение и реализация дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов» (Институт цифровых компетенций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», 2019 г.), 72 ч.

Переподготовка:

«Менеджмент общего образования» (Школа менеджеров образования НОЧУО ДПО "Актион-МЦФЭР", 2018 г.), 250 ч.

«Педагогика и методика дошкольного образования» (ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2012 г.), 756 ч.
Основные публикации
  1. Пичугин, С. С. В поисках градиента успешности младших школьников: интерпретация результатов всероссийских проверочных работ в 2023 году / С. С. Пичугин // Образование: традиции и инновации. — 2023. — № 2(41). — С. 4−15.
  2. Пичугин, С. С. Всероссийские проверочные работы — 2023: от внешних супрессоров к внутренним драйверам / С. С. Пичугин // Школьные технологии. — 2023. — № 6. — С. 90−109.
  3. Пичугин, С. С. Естественно-научная грамотность современного педагога в условиях реализации требований обновленных ФГОС / С. С. Пичугин, Н. Н. Шевелева, С. М. Лесин // Вестник РМАТ. — 2023. — № 2. — С. 92−97.
  4. Пичугин, С. С. Развитие функциональной грамотности педагога в условиях реализации требований обновленных ФГОС общего образования / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Сибирский учитель. — 2023. — № 3(148). — С. 14−23.
  5. Пичугин, С. С. Функциональная грамотность в условиях реализации требований обновлённых ФГОС: noblesse oblige современного педагога / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Школьные технологии. — 2023. — № 3. — С. 6−19.
  6. Пичугин, С. С. Функциональная грамотность педагога: современные вызовы и решения / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Нижегородское образование. — 2023. — № 2. — С. 16−27.
  7. Пичугин, С. С. Читательская грамотность как modus vivendi современного педагога: вектор движения от нормативного к выдающемуся / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Школьные технологии. — 2023. — № 1. — С. 105−114.
  8. Пичугин, С. С. Читательская грамотность учителя как условие реализации обновленных ФГОС общего образования / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 3(87). — С. 45−51.
  9. Пичугин, С.С. Интерпретация итогов всероссийских проверочных работ выпускников начальной школы: типология затруднений и педагогические приёмы коррекции / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2023. — № 5(150). — С. 11−23.
  10. Пичугин, С.С. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации / С.С. Пичугин, Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 3(81). — С. 68−76.
  11. Пичугин, С.С. Читательская грамотность педагога в условиях реализации обновленного ФГОС общего образования / С.С. Пичугин, Л.А. Громова // Сибирский учитель. — 2022. — № 4(143). — С. 22−30.
  12. Пичугин, С.С. О результатах Всероссийских проверочных работ: выводы и рекомендации по итогам мониторинга качества подготовки выпускников начальной школы в 2021 году / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2022. — № 4. — С. 3−15.
  13. Пичугин, С.С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2022. — № 1. — С. 38−46.
  14. Пичугин, С.С. Методическое обеспечение работы учащихся начальной школы с информацией, представленной в виде диаграмм / С.С. Пичугин // Начальное образование. — 2021. — № 1. — С. 13−16.
  15. Пичугин, С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 2. — С. 7−15.
  16. Пичугин, С.С. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 5. — С. 116−132.
  17. Пичугин, С.С. Начальная школа в режиме онлайн: NON-FICTION дистанционного обучения младших школьников / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 6. — С. 3−15.
  18. Пичугин, С.С. От слов к числу: современные алгоритмы и методологические подходы к решению текстовых задач по математике / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 116−125.
  19. Пичугин, С.С. Педагогические приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 54−66.
  20. Пичугин, С.С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 50−59.
  21. Пичугин, С.С. Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 5. — С. 26−33.
  22. Пичугин, С.С. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6(78). — С. 75−80.
  23. Пичугин, С.С. Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели «Lifelong learning»: методический дизайн учебных заданий / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2021. — № 2(135). — С. 48−56.
  24. Пичугин, С.С. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф., Красноперова, Т.Н. Трунцева // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 3−9.
  25. Пичугин, С.С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ: от совершенствования преподавания учебных предметов к повышению качества подготовки младших школьников / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 3. — С. 16−25.
  26. Пичугин, С.С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальном курсе математики / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2020. — № 7. — С. 49−61.
  27. Пичугин, С.С. Диверсификация содержания и структуры учебных занятий младших школьников в режиме дистанционного обучения: превенция педагогического цугцванга / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 5. — С. 30−39.
  28. Пичугин, С.С. Дистанционное обучение в начальной школе: диверсификация дидактического содержания и условий организации учебных занятий / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2020. — № 3. — С. 31−41.
  29. Пичугин, С.С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 42−49.
  30. Пичугин, С.С. Педагогическая превенция низких результатов Всероссийских проверочных работ в начальной школе / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 124−134.
  31. Пичугин, С.С. О результатах Всероссийских проверочных работ / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 12. — С. 11−19.
  32. Пичугин, С.С. Инновационные приёмы формирования метапредметных результатов обучения младших школьников / С.С. Пичугин // Начальное образование. — 2019. — № 2. — С. 14−19.
О себе

С отличием окончил педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». По окончании аспирантуры успешно защитил диссертацию по теме «Интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей младших школьников» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования). Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации присвоено ученое звание «Доцент» по кафедре теории и методики начального образования. Автор свыше 300 публикаций, в том числе 3 монографий и 7 учебно-методических пособий для учителей начальных классов. Эксперт учебно-методических материалов и верификации цифрового образовательного контента Центра экспертизы учебно-методических материалов ИСРО РАО.

Область научных интересов

Педагогика и методика начального общего образования:

• технологии, методы и средства обучения детей младшего школьного возраста,

• формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников,

• оценка качества образования,

• информационные технологии в образовательном процессе начальной школы,

• структура и содержание современного урока,

• развитие цифровых компетенций учителя начальных классов.