
Пичугин Сергей Сергеевич
Должность: Доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
Pichugin@mgpu.ru
«Родительский университет: Ваш ребенок идет в школу»
«Проектирование содержания и организация процесса подготовки к обучению в школе»
«Использование цифровых образовательных инструментов в обучении младших школьников решению текстовых задач по математике»
«Технологии и инструменты формирования функциональной грамотности младших школьников»
«Проектирование рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»
«Реализация требований обновленного ФГОС НОО»
«Реализация воспитательного потенциала урока в условиях введения обновленного ФГОС НОО»
«Теоретические основы начального курса математики» (ТОНКМ)
Почетный работник общего образования РФ (нагрудный знак, 2003 г.)
«Введение в корпоративную культуру МГПУ» (ГАОУ ВО МГПУ, 2022 г.), 24 ч.
«Педагогическая модерация учебных проектов» (ГАОУ ВО МГПУ, 2022 г.), 36 ч.
«Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» НОЧУО ДПО «Актион-МЦФЭР», 2022 г.), 16 ч.
«Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» НОЧУО ДПО «Актион-МЦФЭР», 2022 г.), 16 ч.
«Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2021 г.), 36 ч.
«Использование информационно-коммуникационных технологий при реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2021 г.), 36 ч.
«Технологии разработки и проведения экспертизы программ дополнительного образования, профессионального обучения» (ГАОУ ВО МГПУ, 2021 г.), 18 ч.
«Оказание первой помощи при неотложных состояниях» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2020 г.), 36 ч.
«Охрана труда в образовательных организациях» (ГБОУ ВО МО АСОУ, 2020 г.), 40 ч.
«Формирование информационных компетенций граждан цифрового общества» (ФГОБУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, 2020 г.), 72 ч.
«Цифровизация образования и методика электронного обучения» (ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, 2020 г.), 108 ч.
«Новые информационные технологии в образовании» (ЧОУ ДПО «1С-Образование», 2020 г.), 16 ч.
«Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего» (ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, 2019 г.), 108 ч.
«Разработка, продвижение и реализация дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов» (Институт цифровых компетенций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», 2019 г.), 72 ч.
Переподготовка:
«Менеджмент общего образования» (Школа менеджеров образования НОЧУО ДПО "Актион-МЦФЭР", 2018 г.), 250 ч.
«Педагогика и методика дошкольного образования» (ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2012 г.), 756 ч.
1. Пичугин, С.С. Инновационные приёмы формирования метапредметных результатов обучения младших школьников / С.С. Пичугин // Начальное образование. — 2019. — № 2. — С. 14−19.
2. Пичугин, С.С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 42−49.
3. Пичугин, С.С. Педагогическая превенция низких результатов Всероссийских проверочных работ в начальной школе / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 124−134.
4. Пичугин, С.С. О результатах Всероссийских проверочных работ / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 12. — С. 11−19.
5. Пичугин, С.С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ: от совершенствования преподавания учебных предметов к повышению качества подготовки младших школьников / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 3. — С. 16−25.
6. Пичугин, С.С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальном курсе математики / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2020. — № 7. — С. 49−61.
7. Пичугин, С.С. Диверсификация содержания и структуры учебных занятий младших школьников в режиме дистанционного обучения: превенция педагогического цугцванга / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 5. — С. 30−39.
8. Пичугин, С.С. К вопросу об организации дистанционной формы обучения детей младшего школьного возраста в условиях локдауна / С.С. Пичугин // Методология цифровой дидактики: современные подходы к обучению на русском языке: Сборник научных статей по материалам Международного педагогического форума / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. — М., 2020. — С. 96−103.
9. Пичугин, С.С. Организация дистанционного обучения младших школьников: гайд учителя начальных классов сквозь призму цифровой дидактики / С.С. Пичугин // Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного обучения на русском языке / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. — М., 2020. — С. 136−142.
10. Пичугин, С.С. К вопросу о формировании функциональной грамотности младших школьников: хеджирование актор-позиции личности / С.С. Пичугин // Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке: Сборник научных статей по материалам Международного педагогического форума / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. — М., 2020. — С. 159−165.
11. Пичугин, С.С. Дистанционное обучение в начальной школе: диверсификация дидактического содержания и условий организации учебных занятий / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2020. — № 3. — С. 31−41.
12. Пичугин, С.С. Методическое обеспечение работы учащихся начальной школы с информацией, представленной в виде диаграмм / С.С. Пичугин // Начальное образование. — 2021. — № 1. — С. 13−16.
13. Пичугин, С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 2. — С. 7−15.
14. Пичугин, С.С. Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 5. — С. 26−33.
15. Пичугин, С.С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов / С.С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 50−59.
16. Пичугин, С.С. Формирование математической функциональной грамотности младших школьников: превенция педагогического эпикфейла / С.С. Пичугин // Непрерывное образование в контексте Будущего: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. — М., 2021. — С. 184−190.
17. Пичугин, С.С. Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели «Lifelong learning»: методический дизайн учебных заданий / С.С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2021. — № 2(135). — С. 48−56.
18. Пичугин, С.С. Педагогические приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 54−66.
19. Пичугин, С.С. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф.
Красноперова, Т.Н. Трунцева // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 3−9.
20. Пичугин, С.С. От слов к числу: современные алгоритмы и методологические подходы к решению текстовых задач по математике / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 116−125.
21. Пичугин, С.С. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 5. — С. 116−132.
22. Пичугин, С.С. Начальная школа в режиме онлайн: NON-FICTION дистанционного обучения младших школьников / С.С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 6. — С. 3−15.
23. Пичугин, С.С. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6(78). — С. 75−80.
24. Пичугин, С.С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2022. — № 1. — С. 38−46.
25. Пичугин, С.С. О результатах Всероссийских проверочных работ: выводы и рекомендации по итогам мониторинга качества подготовки выпускников начальной школы в 2021 году / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2022. — № 4. — С. 3−15.
26. Пичугин, С.С. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации / С.С. Пичугин, Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 3(81). — С. 68−76.
27. Пичугин, С.С. Читательская грамотность педагога в условиях реализации обновленного ФГОС общего образования / С.С. Пичугин, Л.А. Громова // Сибирский учитель. — 2022. — № 4(143). — С. 22−30.
С отличием окончил педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». По окончании аспирантуры успешно защитил диссертацию по теме «Интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей младших школьников» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность
Педагогика и методика начального общего образования:
• технологии, методы и средства обучения детей младшего школьного возраста,
• формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников,
• оценка качества образования,
• информационные технологии в образовательном процессе начальной школы,
• структура и содержание современного урока,
• развитие цифровых компетенций учителя начальных классов.