Top.Mail.Ru
Полякова Надежда Петровна

Полякова Надежда Петровна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.

PolyakovaNP@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Развитие детей с нарушением зрения
• Методика преподавания русского языка детям с сенсорными нарушениями в начальной школе
• Профессиональная ориентация лиц с сенсорными нарушениями
• Профессиональное образование лиц с сенсорными нарушениями
• Специальное и инклюзивное образование
• Формирование коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения
• Педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении
• Сопровождение семьи ребенка с нарушением зрения
• Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
• Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
• Психолого-педагогическое сопровождение детей с комбинированными сенсорными нарушениями
Научно-преподавательский стаж
12 лет
Заслуги, награды
  • благодарность от Чувашского государственного института культуры и искусств — бюджетного образовательного учреждения высшего образования министерства культуры по делам национальности и архивного дела Чувашской республики (2021 год);
  • победитель IX Международного конкурса научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» (2021 год).
  • победитель конкурса «Лучший молодой ученый Чувашской республики» в номинации «Лучший молодой ученый в области инклюзивного образования»;
  • награждена Почетной грамотой БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии за вклад в развитие системы повышения квалификации педагогических работников Чувашской республики (2019 год);
  • благодарность от автономной некоммерческой организации «Белая трость» г. Екатеринбург (2020 год);
  • благодарность от ФГБУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (2017 год);
  • благодарность от управления образования г. Чебоксары (2017 год);
  • стипендия главы Чувашской Республики «За особую творческую устремлённость» (2013 год);
  • стипендия президента Чувашской Республики «За особую творческую устремленность» (2017 год)
Уровень образования, квалификации
В 2009 году окончила ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И. Я. Яковлева» по специальности «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология» с присвоением квалификации учитель русского языка и литературы и культурологии
Направление подготовки (или специальность)
Русский язык и литература
Общий стаж
25 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Международная онлайн-стажировка «Инклюзивное профессиональное образование: современный взгляд и подходы» (9 декабря – 20 декабря 2022 г., 72 часа);
• VI Международная школа-семинар «Ранняя помощь детям и семьям: от теории к практике» (30 мая - 03 июня 2022, Санкт-Петербург);
• «Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда», ГАОУ ВО МГПУ, Актион Университет. Онлайн- обучение, 2022г., 16 ч.;
• «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве», ГАОУ ВО МГПУ, Актион Университет. Онлайн- обучение, 2022г., 16 ч.;
• - серия методических семинаров «Выявление особых образовательных потребностей у детей с нарушениями зрения в образовательном процессе», 7,5 часов, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 10 ноября, 8 декабря 2020 года;
• Цикл вебинаров «Актуальные проблемы обучения, воспитания и сопровождения, обучающихся со зрительной недостаточностью», 4 часа, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 13 ноября – 4 декабря 2020 год;
• «Дистанционные (электронное) обучение в общеобразовательной организации», 72 часа, федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Минпросвещения России», декабрь 2020);
Основные публикации
  • Назарова, Н. М. Изучение состояния сформированности языковых компетенций у слепых подростков / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова // Специальное образование. — 2022. — 57 3 (67) — С. 57- (0,88 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Особенности адаптации программного материала по русскому языку для слабовидящих детей / Н.П. Полякова // Начальная школа. — 2023.
  • Полякова, Н. П. Сущностные характеристики системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов / Н. П. Полякова // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 79. — С. 226- (0,25 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Своеобразие речевого развития слепых детей-билингвов / Н. П. Полякова // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 79. — С. 227- (0,25 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н.П. Полякова, В.И. Трофимова. — Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 54- (0,5 п.л.).
  • Полякова, Н.П. Современные технологии преподавания русского языка слепым обучающимся / Н.П. Полякова. - М.: ИПТК «Логосвос», 2023. - 160 с. (10 п.л.)
  • Polyakova, N.P. (2022). Specifics of the Organization and Curriculum of Special Education for Children with Visual Impairments in the Framework of the Lessons of the Russian Language (Grades 5−10). In A.A. Arinushkina, & I.A. Korobeynikov (Eds.), Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 255−271). Cham, Switzerland: Springer. (1 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей / Н. П. Полякова // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 398- (0,57 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Оценка современного состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих АООП ООО для слепых обучающихся / Н. П. Полякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - - № 1. - С. 67-77. (0,63 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Концептуальное моделирование системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов / Н. П. Полякова // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ. К 95-летию со дня рождения Е. А. Горбуновой: материалы научнопракт. Конф. с междунар. Уч. / под общ. ред. К. Б. Вовненко. [Электронное издание сетевого распространения]. — Москва: МПГУ, 2022. — С. 99- (0,45 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Распределение содержания программного материала по русскому языку за курс основной школы (5−10-е классы) / Н. П. Полякова, Н. П. Шалган // Современные исследования в тифлопедагогике: сборник материалов научно-практической конференции, Москва, 11 ноября 2020 года. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. — С. 93- (0,9 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Изучение сформированности чувственного опыта у слепых подростков / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова // Дефектология. 2021. № 6. С. 48- (0,5 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Этническая идентичность слепых подростков-билингвов в аспекте их успешной социальной интеграции / Н. П. Полякова // Международный научно-исследовательский журнал. - № 5−4 (107). С. 122-127. (0,35 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Специфика совершенствования профессиональных компетенций учителей в вопросах подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому собеседованию по русскому языку / Н. П. Полякова // Русский язык в школе. - Т. 82. № 2. — С. 16-21. (0,35 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Методический практикум формирования лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н. П. Полякова // Методическое пособие / Москва, 2021. — 146 с. (9,2 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Содержательные аспекты подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому (устному) собеседованию по русскому языку / Н. П. Полякова // Русский язык в школе. — 2020.- Т. 81. — № 3. — С. 52- (0,35 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Проблема преподавания русского (неродного) языка слепым подросткам, владеющим башкирским (материнским) языком /
    Н. П. Полякова // «Педагогика, психология, общество: современные тренды»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. — Чебоксары: ИД «Среда», 2020. — С. 205- (0,5 п.л.).
  • Полякова, Н.П. Анализ содержания обучения слепых и слабовидящих школьников на уровне основного общего образования за последние десять лет / Н. П. Полякова // Педагогические и социальные вопросы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ИД «Среда», 2020. — С. 201−217. (1 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Организационно-содержательные аспекты реализации инклюзивного образования / Н. П. Полякова, С. Н. Силантьева,
    В. И. Трофимова // Развитие образования: международный научный журнал". — Чебоксары.: БУ ЧР ДПО ЧРИО, издательский дом «Среда», 2020. — № 1 (7) — С. 63−66. (0,2 п.л.).
  • Полякова, Н.П. Организационные аспекты подготовки обучающихся с ОВЗ к итоговому (устному) собеседованию по русскому языку /
    В.И. Трофимова, Н.П. Полякова // Народная школа. — Чебоксары.: Минобразования Чувашии и БУ ЧР ДПО ЧРИО, 2019. — № 3 — С. 9−11. (0,2 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Универсальные учебные действия в аспекте социально-личностного развития слепых подростков / Н. П. Полякова // «Развитие образования: международный научный журнал». — Чебоксары.: БУ ЧР ДПО ЧРИО, издательский дом «Среда», 2019. — № 2 — С. 66−68. (0,2 п.л.).
  • Полякова, Н. П. Особые образовательные потребности учащихся с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ФГОС ОВЗ: учебно-методическое пособие / В. И. Трофимова; Н. П. Полякова / Мин-во обр-я Чувашии; Чувашский республ. ин-т обр-я; Свердл. обл. спец. б-ка для слепых. — Екатеринбург, 2019. — 88 с. (5,5 п.л.).
  • Полякова, Н. П Реализация особых образовательных потребностей учащихся с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ФГОС ОВЗ /
    В.И. Трофимова, Н.П. Полякова // Учебно-методическое пособие. — Чебоксары.: БУ ЧР ДПО ЧРИО Минобразования Чувашии, 2019. - 44 с. (2,75 п.л.)
О себе
  • В 2018 году на базе диссертационного совета Д 850.007.05 при Институте специального образования и комплексной реабилитации ФГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» защитила диссертацию по теме «Формирование лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 — коррекционная педагогика (тифлопедагогика);
  • Член Всероссийской ассоциации руководителей образовательных организаций для детей с нарушением зрения;
  • Член рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями зрения при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  • Руководство проектором, поддержанного рнф, концептуальная модель система обучения русскому (неродному) языку слепых-билингвов подростков
Область научных интересов
  • обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей
  • методика обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья
  • технологии разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
  • технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • приемы формирования компенсаторных способов действий у слепых и слабовидящих обучающихся
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика», «Тьютор в инклюзивном образовании», «Дошкольная дефектология», «Логопедия», «Тифлопедагогика и сурдопедагогика»
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»