Семенов Игорь Никитович

Семенов Игорь Никитович

Должность: Профессор департамента психологии

Ученая степень и звание: Доктор психологических наук, профессор


+7 (499) 253-05-48 доб. 114

semenovin@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
Методология и методы научного исследования, Современные концепции одаренности и творчества, Педагогическая психология, История педагогической психологии, Семинар по актуальным проблемам исследовательских/проектных работ обучающихся, История психологии, Сравнительная психология, Психодиагностика познавательного и личностного развития обучающихся, Руководство научно-исследовательской работой магистрантов
Научно-преподавательский стаж
50 лет
Заслуги, награды

Создатель и руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики развития творчества.

Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2000 г.)

Медаль Всероссийской ассоциации образования «Элита российского образования»

Медаль «Признание» (ректорат Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)

Медаль им. Маршала А.И. Покрышкина (РОСТО)

Медаль 75-лет ДОСААФ-РОСТО

Почетные грамоты: Российского психологического общества, Научному руководителю ежегодных научных конференций одаренных школьников, Лучшему исследователю РГГУ им. М.А. Шолохова.

Уровень образования, квалификации
Образование высшее, квалификация «психология, преподаватель психологии»

1995 – ученое звание: профессор по кафедре практической психологии
1993 – ПИ РАО, доктор психологических наук
1980 – ИП АН СССР, кандидат психологических наук
1968 - специалитет: МГУ им. М.В. Ломоносова, психологический факультет, квалификация «психология, преподаватель психологии»
Общий стаж
20 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2020 г. «Особенности работы педагога психолога с обучающимися с девиантным поведением в образовательной организации согласно ФГОС», 72 ч. в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт современного образования";
- 2020 г. «Медиация в образовательной организации», 72 ч. в Институте консалтинга и развития;
Прошел повышение квалификации на «Постоянно действующем научно-методологическом семинаре при Президиуме РАО», где в период 2015-2020 гг. принял участие в работе семинара, выступил на его заседаниях с докладами и в дискуссиях с публикацией результатов их обсуждения в статьях в научных и методических сборниках АПСН, РАО, РАН и в научно-методических рецензируемых журналах перечня ВАК РФ. С учетом ряда этих материалов в 2015 г. изданы: учебно-методическое пособие «Педагогика и психология» (в соавторстве) на факультете повышения квалификации научно-педагогических кадров НГАА и – учебно-методический комплекс «Общая психология» и «История психологии» на факультете дополнительного образования НИУ ВШЭ.
Основные публикации

Имеет более 430 печатных работ по проблемам психологии, педагогики, методологии науки, акмеологии, персонологии (из них 11 монографий, 13 учебных и методических пособий, 96 статей), в том числе:

  1. Семенов И.Н. П.П. Блонский известный и неизвестный: институционально-персонологическая рефлексия его жизнетворчества и вклада в психологию развития // Мир психологии. 2020. № 2.
  2. Семенов И.Н. Становление парадигмы деятельности как теоретико-методологической доминанты развития отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2.
  3. Семенов И.Н. Типология экзистенциальных стратегий и исследовательских программ в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал РАН. 2020. № 2.
  4. Семенов И.Н. (в соавторстве) Опыт рефлексивно-психологического обеспечения развития человеческого капитала на базе работы с одаренными учащимися // Мир психологии. 2019. № 1. С. 246 -264
  5. Семенов И.Н. Новые тенденции и перспективы современной рефлексивной психологии развития человеческого капитала // Новые тенденции и перспективы психологической науки / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М. Изд-во ИП РАН, 2019 — C. 510−575.
  6. Семенов И.Н. (в соавторстве) Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью // Мир психологии. 2019. № 1. С. 264−277.
  7. Семенов И.Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия персонологии выдающейся личности Алексея Николаевича Леонтьева и его роли в психологии и акмеологии творчества (К 115-летнему юбилею) // Акмеология. 2018. № 3.
  8. Семенов И. Н. Эпистемологическая типология форм научного знания в рефлексивной психологии творчества // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 472−513.
  9. Семенов И.Н. История векового развития российской психологической науки (к 100-летию советской психологии) // Мир психологии. 2018. № 4 (96). С. 279−300.
  10. Семенов И.Н. Обзор институционального развития советской психологии в контексте истории российского человекознания (к 100-летию советской психологической науки) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 6А. С. 98−115.
  11. Семенов И. Н. Теоретические основы изучения роли рефлексии в процессах самости в трансдисциплинарном контексте человекознания // Мир психологии. 2018. № 3. С. 7−24.
  12. Семенов И.Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: к 100-летию советской психологии (1918−2018) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 4. С. 4−31.
  13. Семенов И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П.Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко- методологической деятельности в МГУ // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 3−28.
  14. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции жизнетворчества индивидуальности. Влияние взаимодействия школ Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского на развитие рефлексивной психологии творчества // Современные исследования интеллекта и творчества / под ред. членов-корреспондентов РАН: А.Л. Журавлева А.Л., Д.В. Ушакова и др. М. Институт Психологии РАН. 2015. С. 335−409
  15. Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. Монография / Отв. ред.: главный научный сотрудник Института философии РАН, д. психол. н., проф. В.Е. Лепский. М. Некоммерческий научный фoнд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». 2014 — 178 с
  16. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. Монография. М. Наследие ММК. 2013 — 178 с.

Автор 2 поэтических сборников, 7 компьютерных программ, зарегистрированных в Государственном фонде алгоритмов и программ СССР (Гос. ФАП СССР).

О себе

1968 -1972: стажер-исследователь, аспирант, старший научно-технический сотрудник сектор психологии научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР

1972−1975: младший научный сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

1975−1984: старший научный сотрудник, руководитель группы методологических проблем эргономики ВНИИ Технической Эстетик АН СССР и ГКНТ Совета министров СССР

1978−1997: заместитель председателя Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР/РФ Я.А. Пономарева

1984−1995: старший научный сотрудник лаборатории «Психология мышления» и лаборатории «Психология одаренности»

1991−1993: старший научный сотрудник Института детства РАО

1992−2002: научный консультант Красноярского регионального центра развития образования и председатель редакционного совета журнала «Инновационная деятельность в образовании»

1993−1995: старший научный сотрудник Российско-американского центра образования взрослых Института международных исследований образования РАО

1993−1996: профессор кафедры практической психологии Бийского гос. педагогического института

1995−2011: профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РС

2000—2002: заместитель директора по научной работе Брянского филиала Орловской региональной академии гослужбы

2002−2019: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

С 2020 г. профессор департамента психологии Института педагогики и психологии МГПУ.

С 2012 г. главный редактор научно-практического журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования»

Научный консультант 2 докторов наук (1 по психологии, 1 по педагогике)

Научный руководитель 28 кандидатов наук (по психологии и по педагогике).

Проекты, мероприятия:

2007−2017: научное руководство Ресурсным центром (на базе Гимназии № 1526) по рефлексивно-психологическому обеспечению инновационного гимназического образования.

1997−2017: научное руководство Гимназией № 1526 Южного административного округа г. Москвы и ежегодными научными конференциями одаренных школьников

С 2006 г.: консультант кафедры акмеологии Сибирской академии госслужбы

Область научных интересов
  • история психологии и педагогики
  • системная методология науки
  • рефлексивная психология и акмеология творчества
  • общая психология
  • непрерывное профессиональное образование
  • педагогическая психология
  • персонология развития одаренности
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Когнитивная психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогическая психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогика и психология высшей школы»
5.12 Когнитивные науки, «5.12.1 Междисциплинарные исследования когнитивных процессов»
5.3 Психология, «5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред»