Top.Mail.Ru
Смирнова Полина Викторовна

Смирнова Полина Викторовна

Должность: Заместитель руководителя департамента по научно-исследовательской деятельности, доцент департамента психологии

Ученая степень и звание: Кандидат психологических наук, доцент


+7 (499) 253-05-48 доб. 114

SmirnovaPV@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
«Психология одаренности»;
«Психодиагностика одаренности и творчества»;
«История психологии»,
«Введение в научно-исследовательскую деятельность»;
«Психология исследовательского поведения»;
«Психология успеха и достижений личности».
Научно-преподавательский стаж
18 лет
Заслуги, награды

Награждена Почетной грамотой Московского городского педагогического университета ГБОУ ВПО МГПУ (01.07.2013); Грамотой Департамента образования города Москвы (2019); Нагрудным знаком за заслуги перед Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (2022).

Уровень образования, квалификации
Образование высшее
2018 – ученое звание: доцент по специальности «Педагогическая психология»
2016 – магистратура: МГПУ, направление «Психолого-педагогическое образование», программа «Педагогическая психология»
2007 – МГПУ, кандидат психологических наук, специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология
2003 – специалитет: МПГУ, специальность «Социальная педагогика с дополнительной специальностью «Психология»», квалификация «Социальный педагог. Педагог-психолог», (с отличием)
Общий стаж
18 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2019 г."Экспертная оценка компетенций";
- 2020 г.: обучающий семинар для преподавателей Высшей школы по работе на платформе MicrosoftTeams, (8 ак. ч.),
онлайн курсы повышения квалификации «Профессиональные компетенции в работе с международными изданиями при подготовке и публикации научной работы» (10 ак. ч.),
XIII Международная̆ (XXV Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills» (теоретическая подготовка в объеме 16 ч.).
Основные публикации

Имеет более 100 публикаций, среди которых монографии, учебные пособия, статьи, 12 статей в журналах из списка ВАК РФ, 2 статьи, входящие в Web of Science Core Collection, 2 патента. Индекс Хирша — 10.
Некоторые из публикаций:
1. Профессиональная идентичность. Психологические характеристики становления (монография). — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. — 273 с. (10 п.л.)
2. Особенности восприятия жилой среды старшими дошкольниками (статья). — Вестник МГПУ, серия «педагогика и психология», 2012, № 4.- С. 54−62. (0,5 п.л.)
3. Педагогическая практика в бакалавриате и магистратуре: концепция, содержание, методика (учебно-методическое пособие) // Научный редактор А.И. Савенков. — М.: Издательство «Перо», 2015. — 285 с.
4. Формы проявления исследовательского поведения в раннем возрасте // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. Томск. 2017. № 3. С. 84−92. 0,8 п. л. Научная статья.
5. Факторы развития образного мышления и интеллектуально- творческого потенциала личности дошкольника // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. № 4. 2018. С. 4−14. Научная статья.
6. История педагогической психологии. М.: Издательство «Экон-информ», 2018. 30 с. 1,2 п.л.
7. Учебная программа. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство МГПУ, 2019. 110 с.
8. Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования. СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2019. 122 с. The practice of countering the research behavior of the child in culture and education // on EC Psychology and Psychiatry Articles 8.6 (2019), p. 34−40.
9. Представления в юности о некогнитивных факторах жизненной успешности // ippo.selfip.com:85/izvestia/wp-content/uploads/2017/12/Psikhologiya-odarennosti-i-tvorchestva.pdf.
10. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2020.
11. Цифровизация технологии экспертно-проектного управления развитием школьной среды // Theory and practice of project management in education: horizons and risks// https:// www.webofconferences.org/proceedings-journals. 2020.
12. Эмоциональный интеллект как психологический ресурс и особенности его развития у интеллектуально одаренных обучающихся // SHS Web of Conferences 117, 1 008 (2021) doi.org/10.1051/shsconf/202 111 701 008 Psychology of Giftedness and Creativity 2020.
13. Метакогнитивные компетенции в профессиональном становлении будущего педагога: понятие и перспективы исследования // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 4 (36). С. 8−18.
14. Концепция и методика психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития младших школьников в условиях дистанционного обучения // М.: «Известия ИППО», 2022, 194 с. (в соавторстве) // ippo.selfip.com:85/izvestia/wp-content/uploads/2017/12/Razrabotka-koncepcii-i-metodiki-.pdf
15. Развитие метакогнитивных компетенций студентов в процессе конструирования математических задач для младших школьников // Сборник по итогам конференции // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal), 2022. T.7. # 2. P. 223−232 // www.elibrary.ru/contents.asp?id=48 510 792

О себе

Смирнова П.В. является факультетским руководителем учебной и педагогической практики. Руководит научно-исследовательскими работами студентов-бакалавров и магистрантов. Активно привлекает студентов к научно-исследовательской деятельности, охватывающей значимые проблемы педагогической психологии. Под ее руководством магистранты ежегодно участвуют в Днях науки МГПУ и конференциях.
Смирнова П.В. является участником проектов, направленных на повышение эффективности процесса обучения студентов МГПУ. С 2016 г. осуществляет подготовку студентов в рамках курса «Развитие исследовательских способностей младших школьников» на базе Университетской школы МГПУ. С декабря 2016 года является доцентом кафедры экспериментальной педагогики и практической психологии ИППО ГАОУ ВО МГПУ.
Ежегодно участвует в работе жюри конкурсов детских и юношеских исследовательских работ: «Я — исследователь» (29−30.03.17; 30−31.03.18), «Искусство познания» (17.02.17, 11.02.18 ИППО ГАОУ ВО МГПУ), Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского (11.04.17, РАН), Международной научно-практической конференции «Объединяемся знаниями» (23−25.03.18, г. Москва, ГБОУ № 1517); Всероссийского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Учусь исследовать. Учу исследовать» (апрель, 2018). Является экспертом Совета ежегодной национальной премии индустрии детских товаров «Золотой медвежонок». В качестве приглашенного эксперта АИДТ приняла участие в экспертизе игрового набора фирмы «Mattel» (2020). Выступала с докладом на заседании Общественной палаты г. Москвы «Детские игровые площадки в детских садах» (2020). Эксперт городской научно-практической конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» (2020, МГПУ),
С сентября 2016 г. является заместителем по науке заведующего общеинститутской кафедрой психологии образования Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВО МГПУ, с октября 2017 — заместителем руководителя департамента психологии ИППО по научно-исследовательской деятельности.
С декабря 2016 г. в качестве приглашенного эксперта принимает участие в работе Комитета по этике психолого-педагогических исследований ИППО.
Часть учебных курсов по программам бакалавриата и магистратуры психолого-педагогического направления подготовки реализует на английском языке, руководит научно-исследовательскими работами иностранных магистрантов на английском языке.
Регулярно выступает рецензентом диссертаций, авторских статей. Принимает активное участие в научных мероприятиях, организуемых ГБОУ ВПО МГПУ и ИППО, в государственных проектах. Руководила научно-исследовательским проектом по гранту РГНФ № 13−16−77 009 «Диагностика и развитие социального интеллекта дошкольников в современном детском саду» (2011−2013 гг.).
Ежегодно проводит профориентационную работу с абитуриентами бакалавриата и магистратуры (Дни науки МГПУ, Университетские субботы МГПУ, Олимпиада по психологии).
Регулярно и эффективно работает в составе временных научных групп МГПУ по реализации технических заданий Министерства образования и науки РФ, а также Департамента образования г. Москвы. Среди последних проектов «Выявление предикторов учебной успешности ребенка на ранних ступенях образования на основе инструментов SAM (Student Achievement Monitoring)» (2017−18 гг.), «Разработка и апробация технологии развития образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования» (2017−2018 гг.); «Разработка и внедрение рефлексивно-деятельностного подхода к подготовке будущих педагогов путем переноса части образовательного процесса в условия профессиональной деятельности» (2016−2017 гг); «Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами» (2020); «Разработка методологии и методики проведения междисциплинарных систематических опережающих когнитивных исследований в образовательных учреждениях г. Москвы» (2020); «Социализация детей, подростков и юношества на основе социокультурных ресурсов г. Москвы» (2020);
Проект РФФИ по организации Международной научно-практической конференции «Психология одаренности и творчества» (2019, 2020, 2021, 2022, МГПУ). Проект предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе», оператором и вузом-участником которого является МГПУ (2019−20); ВНИК по проекту: «Разработка системы оценки вовлеченности обучающихся в образовательный процесс на основе анализа видеоматериалов учебных занятий с применением алгоритмов машинного обучения» (2020, 2021).
Тренер дополнительной программы профессиональной переподготовки
для классных руководителей «Психолог детского коллектива» (2020, МГПУ).
Как преподаватель МГПУ получила приглашение в рамках проекта ERASMUS
провести курс «Психология исследовательских способностей ребенка» в Университете им. Яна Кохановского в Кельце (University of Kielce, Польша, 2022).

Область научных интересов

Психология исследовательского поведения;
Когнитивные и некогнитивные факторы успешности;
Развитие метакогнитивных навыков и компетенций личности; психология жизненного пространства;
Становления профессиональной идентичности.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.00 Образование и педагогические науки
44.03.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Психология образования»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, иностранный язык»
44.04.01 Педагогическое образование, «Менеджмент в образовании»
44.04.01 Педагогическое образование, «STEAM-образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Профессиональное образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Образование и педагогика (на английском языке)»
44.04.01 Педагогическое образование, «Цифровая дидактика»
44.04.01 Педагогическое образование, «Education and pedagogy»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Когнитивная психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогическая психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Детская психология»
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), «Дошкольное образование»