Top.Mail.Ru
Смолова Мария Анатольевна

Смолова Мария Анатольевна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук


smolovama@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Основы реферирования и аннотирования
Аналитическое чтение
Практика устной и письменной речи
Практический курс китайского языка
Китайские фразеологизмы в повседневной жизни
Академическое письмо
Традиционные музыкальные инструменты: история и современность
Китайское вокальное искусство
Песни в КНР в 1949 – 1980-е гг.
Песни в КНР и на Тайване на рубеже XX – XX вв.
Научно-преподавательский стаж
13 лет
Заслуги, награды

Лауреат XXVIII Московского конкурса авторской песни в номинации «Автор песен на стихи других поэтов» (2016), дипломант фестиваля авторской песни «Топос» (2016), дипломант VI Всероссийского фестиваля авторской песни, поэзии и прозы «Господин Ветер» (2016), лауреат XXV Московского Конкурса авторской песни в номинации «автор музыки» (2010).

В 2017 г. заняла первое место в конкурсе проектов среди аспирантов и соискателей, обучающихся по специальности 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) «Образовательные стартапы как форма внедрения научных результатов».

Победитель Международного Грушинского интернет-конкурса (2019), дипломант Грушинского фестиваля авторской песни (2019), лауреат Московского конкурса авторской песни (2008, 2010, 2016), дипломант фестивалей конкурсов авторской песни «Господин ветер», «Топос» (2016), обладатель специального приза международного фестиваля-конкурса авторской песни «Петербургский аккорд» (2008, 2010).

Уровень образования, квалификации
Высшее, историк, преподаватель истории
Направление подготовки (или специальность)
«История», 07.00.03 «Всеобщая история»
Общий стаж
13 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
1. Удостоверение о повышении квалификации № 21012/09 от 2021 г. по программе «Основы англоязычной научной речи» – 24 часа (Москва);
2. Удостоверение о повышении квалификации № 20063/69 от 2020 г. по программе «Технологии профессиональной самопрезентации учителя. Коммуникативный стиль в педагогической коммуникации» – 28 часов (Москва);
3. Удостоверение о повышении квалификации № 19151/71 от 2019 г. по программе «Оценочный инструментарий в деятельности преподавателя вуза» – 36 часов (Москва)
4. Удостоверение о повышении квалификации рег. №18047/10 от 2018 г. по программе "Особенности инфраструктуры и образовательных ресурсов Московской электронной школы" – 24 часа (Москва)
5. Удостоверение о повышении квалификации ААА 180876711 рег. №ШБиМК/С-491 от 2017 г. по программе "Новые измерения в лингвистике и лингводидактике" – 36 часов (Москва);
6. Удостоверение о повышении квалификации 781900173887 рег. №1038/17-38 от 2017 г. по программе "Методика интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам (CLIL) в вузе" – 40 часов (Санкт-Петербург);
7. Удостоверение о повышении квалификации № 15009 / 348 от 2015 г. по программе «Технология работы преподавателя в системе дистанционного обучения» – 24 часа (Москва);
8. Сертификат об участии в курсах повышения квалификации в Пекинском столичном университете № 2015 001 003 036 от 2015 г. по программе «2015 Summer Workshop for Russian Chinese Teacher» – 78 часов (КНР, Пекин);
9. Сертификат об участии в курсах повышения квалификации в Пекинском университете № 0964 от 2013 г. по программе «Teachers Of Chinese As A Foreign Language Training Program» – 102 часа (КНР, Пекин);
10. Сертификат об участии в курсах повышения квалификации в Чанчуньском педагогическом университете №0964 от 2010 г. по программе «2010 Hanban / Confucius Institute Headquarters Professional Training on Chinese Language Teaching & Teaching Materials» (КНР, Чанчунь).
Основные публикации

Имеет 18 публикаций, в том числе 1 учебно-методическое пособие и 17 научных работ.

Профиль в eLibrary AuthorID: 758 621

Публикации за последние 5 лет:

  1. Смолова М.А. Письменный педагогический дискурс: жанровые особенности реферата на китайском языке // Педагогический дискурс: качество речи учителя: Материалы II Всероссийской конференции / под общ.ред. Л.Г. Викуловой. — М.: МГПУ; НВИ; Языки Народов Мира, 2020. — С. 199−203.
  2. Смолова М. А. Принципы обучения письменному иноязычному реферированию на китайском языке студентов языкового вуза // Китайский язык: актуальные вопросы языкознания, переводоведения и лингводидактики: сборник статей I Межд.науч.-практ.конф. — М.: МГИМО, 2019. — С. 217−224.
  3. Смолова М. А., Николаева А. В. Проблемы «прямой», «обратной», и «вертикальной» мобильности глазами российских студентов, проходящих обучение в Китае // Академическая мобильность студентов: качество программ, социокультурная адаптация, влияние на профессиональный и личностный рост студента: сборник статей. — М.: МГПУ, Канцлер, 2017. — С. 115−123.
  4. Смолова М. А. Обучение студентов учебному и учебно-научному реферированию на китайском языке // Россия-Китай: история и культура: сб. статей и докладов участников Х Межд.науч.-практ.конф. — Казань: Изд-во АН РТ, 2017. — С. 539−546.
  5. Смолова М. А. Трудности обучения реферированию текстов на китайском языке студентов языкового вуза // Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике: сб. науч.трудов./ отв. ред. Д. Н. Новиков. — М.: МГИМО, 2017. — Т. 2. — С. 121−126.
  6. Смолова М. А. Реферирование текстов в аспекте лингвоперсонологии (на материале русского и китайского языков) // Studia Slavica: сборник научных трудов молодых филологов. — Таллин, 2017. — Т. 15. — С. 143−158.
  7. Смолова М. А. Процедура отбора текстов на китайском языке для обучения иноязычному реферированию в вузе (тезисы) // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы межд. школы-конференции 27−30 марта 2017 г. / под общ.ред. Д.И. Кузнецова, Н.И. Алмазовой, Ф.И. Валиевой, Л.П. Халяпиной. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. — С.67−69.
  8. Смолова М. А. Реферирование как вид учебно-профессиональной деятельности студента российского языкового вуза // Казанский педагогический журнал. — 2017. — Вып.1. — С. 120−123.
  9. Смолова М. А. Обучение реферированию на иностранном языке в вузе: традиции и новации // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. — 2016. — Вып. 52. — Ч. 6. — С. 294−302.
  10. Смолова М. А. Реферирование на китайском языке как объект овладения российскими студентами: основные характеристики // Россия — Китай: история и культура: Сб. статей и докладов участников IX Межд. науч.-практ. конф. — Казань: «Фэн» АН РТ, 2016. — С. 341−351.
О себе

Член Ассоциации развития синологии (АРС). Является руководителем проекта «Лингвополис: туристические маршруты по Москве на разных языках». Входит в оргкомитет олимпиады школьников по иностранным языкам «Учитель школы будущего» (ответственный за проведение конкурса по китайскому языку).

В 2021 году защитила диссертацию на тему «Обучение реферированию текстов на китайском языке студентов языкового вуза» по специальности 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки). Проводит научно-преподавательскую деятельность в рамках научной школы «Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций».

Область научных интересов

Межкультурный подход в обучении иностранным языкам;

Синологическая лингводидактика;

Китайский песенный дискурс;

Современная поп-культура Китая;

Русский и китайский жестовые языки.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.01 Педагогическое образование «Китайский язык»
45.03.02 Лингвистика «Перевод и переводоведение – китайский язык»
58.03.01 Востоковедение и африканистика «Восточная цивилизация: история, культура, коммуникация – китайский язык»