Соловьева Ирина Леонидовна

Соловьева Ирина Леонидовна

Должность: Доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


+7 (499) 134-50-05, 119261, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к.2

solovevail@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с сенсорными нарушениями»
• «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями»
• «Комплексная помощь детям с нарушениями зрения и слуха»
• «Комплексная реабилитация лиц с двигательными и сенсорными нарушениями»
• «Комплексная помощь детям с нарушениями зрения и слуха»
• «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с сенсорными нарушениями развития в ПМПК и ПМПк»
Научно-преподавательский стаж
26 лет
Заслуги, награды
  • Почетные грамоты Департамента образования г. Москвы.
  • Отличник народного просвещения
  • Отличник Всероссийского общества глухих
  • Награды ЦК ВЛКСМ «За работу с пионерами»
  • «Лучшему вожатому»
  • «Вожатый-методист».
  • Ветеран труда.
  • Медаль в память 850-летия Москвы.
  • Именной памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» Министерства образования и науки РФ.
Уровень образования, квалификации
В 1977 году окончила Московский государственный заочный педагогический институт по специальности «учитель школы глухих и слабослышащих».
В 1998 И.Л. Соловьева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Оздоровительная школа – интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта – модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения».
Общий стаж
48 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• «Работа преподавателей в системе дистанционного обучения», (36 часов), ГОУ ВПО МГГПУ (72 часа), удостоверение о КПК № 15479 от 21.04.2010;
• «Специфика разработки и научно-методического обеспечения ООП (основных образовательных программ) ВПО в соответствии с ФГОС» (72 часа) НОЧУ ВПО «Московский социально –гуманитарный институт», удостоверение о КПК № 3408 от 10.02.2011,
• «Проектирование и реализация модулей основной профессиональной программы исследовательской магистратуры по укрепленной группе специальностей «Образование и педагогика» (72 часа), ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», удостоверение о ПК №15019/95 от 07.02.2015,
• «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» (36 часов), удостоверение о ПК № 18185/338 от 26.11.2018,
• «Инновационные подходы к комплексному учебно-методическому обеспечению образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС 3++», (36 часов) НОЧУ ВО «Международный институт информатики, управления, экономики и права в Москве», удостоверение о ПК № 400 от 20.12.2018,
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа), ГАОУ ВО МГПУ, удостоверение о ПК № 889678 от 05.06.2019.
• «Оценочный инструментарий в деятельности преподавателя вуза» (36 часов) ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», удостоверение о ПК № 19151/72 от 27.06.2019.
Основные публикации
  1. 18 Международный конгресс по обучению глухих Дефектология, 1996, № 4, С.92−95
  2. Модель коррекционного образовательного учреждения для глухих детей Дефектология, 1997, № 6, С.14−18
  3. Социальный педагог в школе глухих Дефектология, 1998, № 4, С. 46−49
  4. Traditional system of deaf education and bilingual approach/Традиционное образование глухих детей и билингвистический подход Deaf children and bilingual education Глухие дети и билингвистическое обучение/ Материалы международной конференции, Москва, 1998// М.: Загрей, 1998.-173 с.- С. 132 -135
  5. Оздоровительная школа-интернат для неслышащих детей со сложной структурой дефекта: модель нового типа специального (коррекционного) учреждения Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. / Управление специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999// М.: Изд. МГУП, 1999.- 196 с С. 41 — 44
  6. Deaf Children with Multiple Disorders — A New Type of Special School Глухие дети со сложными дефектами- новый тип специальной школы // 19 Международный конгресс по обучению глухих, 2000, Сидней, Австралия// Sydney: Australian Caption Centre, 2000.- 242 p.- P. 193
  7. Особенности организации ИКЗ с детьми с нарушениями развития в школе глухих //Инновации в российском образовании: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии// М.: МГУП, 2001.-178 с.- С.34−35
  8. Fest experiene in Russia: integration of deafblind children into school for deaf children Первый опыт в России: интеграция слепоглухих детей в школу для глухих детей// 5 Европейская конференция по слепоглухоте, 2001, Нидерланды// London, Unted Kinderom: Dbi sense, -110 p.-P.42.
  9. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта- модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения// Москва, Издательство «Спутник +», 2010 — 142 с.
  10. Cоциализация лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях специального образования: теория и практика междисциплинарного подхода//Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: материалы IX Международного теоретико-методологического семинара.- М., МГПУ, 2017.-288 с. С. 218−228
  11. Социализация обучающихся с нарушениями слуха посредством их общественно-полезной и личностно-значимой деятельности //Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием. М., МПГУ.- 195с .С45−50
  12. .Внедрение ФГОС для обучающихся с ОВЗ: тенденции и риски Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития.//Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой Сб трудов конференции М.: ФГАОУ ДПО АППК И ППРО, 2017.- 2022 с. 1553−1558
  13. Итоги III и IV всероссийского конкурсов методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2017, № 7. — С. 19−22
  14. Социально-психологические аспекты непрерывного образования лиц с нарушениями слуха. Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24−25 октября 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 472 с. С.371−374
  15. Роль сурдопедагога в профессиональном и высшем образование лиц с нарушениями слуха / Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников II Всероссийского съезда дефектологов. — М., 2018. — 452 с. С.400−406
  16. Стратегия решения вопросов реализации ФГОС НОО для глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Материалы Всероссийской конференции «реализация федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Проблемы и перспективы (28−29 ноября 2017).-М.: ФГАОУ ДПО АПК И ППРО, 2017−874 с. С.723−729
  17. Социализация обучающихся с нарушениями слуха средствами креативной деятельности в системе дополнительного образования// Внешкольник, 2017 № 2 — М., ООО «Новое образование», Санкт-Петербург, свое издательство, 2017- 80 с
  18. Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях//Современный научный аппарат изучения. обучения и социализации человека с ограниченными возможностями: материалы X Международного теоретико-методологического семинара (Москва, 14 марта 2018)-174. с.152−157
  19. Традиции реформаторской педагогики в инклюзивном образовании /Новые страницы истории специальной педагогики и специальной психологии: сборник материалов VIII международного теоретико-методологического семинара (14 марта 2018 года). — М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2018. — 399с. С. 181−190.
  20. Дети после кохлеарной имплантации: современные технологии формирования связной речи. Психолого -педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей после КИ дошкольного возраста//Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сб. научн. ст. по материалам региональной научно-практической конференции (11−12 апреля 2018 г.) — М.: ПАРАДИГМА, 2018. -348 с. С.281−286 4
  21. Непрерывное образование лиц с нарушениями слуха: система подготовки педагогов // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции г. Минск 25−26 октября 2018. Минск, БГПУ, 2018−457 с.- С.348−351
  22. Развитие коммуникации обучающихся с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений (АООП НООО для глухих обучающихся. Вариант 1.4.)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 8, 2018.-С.33−39
  23. Системный подход к оказанию комплексной логопедической помощи детям с тугоухостью в структуре сложного нарушения развития//Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб. науч. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. -М.: Парадигма, 2019. -346 с. С.260−265
  24. Сенсорная интеграция в формате современной технологии реабилитации дошкольника со сложным нарушением развития// Мир специальной педагогики и психологии. Научно- практический альманах. Выпуск 10−11. М.: ЛОГОМАГ, 2019−136 с. С.107−109
  25. Формирование коммуникативных компетенций слабослышащего школьника со сложной структурой дефекта//Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. по мат-лам Международной научно-практической конференции. -М.: «Парадигма», 2019−306 с.С.9−14
  26. Фестивали инклюзивного творчества как социокультурный феномен самореализации лиц с ОВЗ в системе непрерывного образования // Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология: материалы XI Международного теоретико-методологического семинара (25 марта 2019 года).- М.: Парадигма, 2019. — 226с. С.91−97
  27. Возможности повышения качества образования и воспитания обучающихся с нарушениями слуха в системе дополнительного образования//Образование лиц с нарушениями слуха: достижения и актуальные проблемы: материалы Всероссийской научно -практической конференции. — М.: МПГУ, 2019−352с.-С.110−113
  28. Создание специальных условий дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями// Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 7. — С.157−163.
  29. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на этапе постинтернатной адаптации// Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2020. — № 1 (57). — 171 c. —С.40−52
  30. Дополнительное образование — залог успеха каждого ребенка в трудной жизненной ситуации// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 2, 2020. — С.42−48
  31. Сопровождение детей с нарушениями слуха в интерактивном семейном пространстве // Интерактивный подход в специальном и инклюзивном образовании (Москва, 13 марта 2020 г.) Сборник статей XII Международного теоретико-методологического семинара — М.: Мир науки, 2020. — Режим доступа: https://izdmn.com/PDF/18MNNPK20.pdf

— Загл. с экрана 134с. С. 78−82

  1. Characteristics of the Psychological and Pedagogical Support of Children with Sensory Disabilities Электр. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020) 10 c. https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125 940 116
  2. Virtualization as a Factor of Development of Communicative Competencies in a Hard of Hearing Student with Special Needs Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020) 9c. https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125 940 135
  3. Поддерживающее обучение юношей и девушек с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: компетенции специалиста сопровождения// Среднее профессиональное образование, 2020, № 7 С.5−10 6 с.

б) Учебно-методические работы

1.Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки по специальности 13 600 — сурдопедагогика// М.: Прометей, 2000.- Часть 1.-296с.- С. 279−283

  1. Основы управления специальным образованием// М.: Издат. Центр «Академия», 2001. -336 с.- С.48−83
  2. Сурдопедагогика// М.: Гуманитар.изд. Центр «ВЛАДОС», 2004- 655с С.602−611, 620−628

4.Примерная программа дисциплины «Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии"// М.: «Прометей» МПГУ, 2004.-16с.

  1. Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования// М.: «Прометей», МПГУ, 2004−856С.-С.657−669
  2. Сборник рабочих программ дисциплин предметной подготовки по специальности 31 600-Сурдопедагогика// М.: «Прометей», МПГУ, 2005−384С.-С.114−125
  3. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида// М.: Гуманитар.изд. Центр «ВЛАДОС», 2009- ЧастьI-285с. Часть II-389с. С.42−49; с.116−125;с.125−133
  4. Совершенствование подготовки сурдопедагогов в новых условиях высшего педагогического образования // М.: «Прометей», 2009- 528 С.с.229−244;с.244−271;с.382−396
  5. Педагогическая практика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха// М.: МГПУ, 2009−34с.
  6. Организация и примерное содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому// М.: ФГУ «ФИРО», 2010.-288с.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха// М.: МПГУ «Прометей», 2012, — 256 с. С.48−54
  8. Педагогические технологии воспитательной работы// М.: МГПУ, 2013−124 с.
  9. Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями (рабочие программы)// Сборник рабочих программ модулей дисциплин по выбору подготовки бакалавров по направлению 50 700 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «сурдопедагогика») ФГОС ВПО бакалавриат /Рабочие программы М.: ООО «Горизонт», 2014- 368 с. С. 206−215
  10. Методическое руководство по реабилитации и социализации детей-инвалидов по слуху, проживающих в семье, после кохлеарной имплантации (методическое пособие)// М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2015 -72 с. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в профессиональных образовательных организациях.
  11. 4. Зарубина И.Н., Соловьева И.Л. Разработка методических рекомендаций по сопровождению лиц с сенсорными нарушениями (глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих) в учреждениях среднего и высшего профессионального образования/ Зарубина И.Н., Соловьева И.Л. Номер государственной регистрации в ЦИТиС: 1 201 364 964, 2013 — 2015 гг.
  12. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в профессиональных образовательных организациях. М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2016−256 с.

17.Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в общеобразовательных организациях. Электр. М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2016−256 с.

  1. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. (Учебное пособие)/ ФГАОУАПК и ППРО, 2017 -416 с.С. 235−243. С. 243−252
  2. Дети со сложной структурой дефекта: теория и практика// М.: Федеральный институт развития образования, 2015, -168 с.
  3. Методические рекомендации по социализации, интеграции в доступную среду и ранней профориентации неслышащих детей. //ИОКЦ «Детотрюн», 2018−88.с.

21.Совершенствование программно-методического обеспечения и содержания деятельности в сфере дополнительного и неформального образования в процессе реализации моделей социальной инклюзии (методические рекомендации)// М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2019- 132 с.

О себе

1971−1991 — старшая пионервожатая, учитель начальных классов, учитель РОС и ФП, учитель химии школы-интерната для глухих детей при НИИ дефектологии АПН СССР;

1991−2003 — директор школы-интерната для глухих детей № 65 г. Москвы. С 2003 года работает в ГАОУ ВО МГПУ доцентом кафедры специальной педагогики и научно-методических основ подготовки кадров для специального образования, заместителем декана факультета специальной педагогики и специальной психологии, доцентом кафедры психолого-педагогических основ специального образования, заместителем директора по воспитательной работе, трудоустройству и профориентации Института специального образования и комплексной реабилитации. С 2018 года является доцентом кафедры логопедии института специального образования и психологии.

С 2007 являлась ведущим научным сотрудником отдела непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, а с 2015 возглавила отдел непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования ФГАУ ФИРО.

Участвовала в городской инновационной площадке по инклюзивному образованию школьников с нарушениями слуха Департамента образования Москвы (2011).

С 1993 года избрана членом правления Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский Детский Фонд». С 2014 года — членом Общественного Совета благотворительного проекта «Мили доброты» Российского детского фонда. Является научным руководителем программы РДФ «Создания региональных стационарных центров по реабилитации и социализации детей-инвалидов по слуху, проживающих в семьях, после кохлеарной имплантации» (2014−2018)

И.Л. Соловьева принимала участие в разработке государственных заданий «Разработка системы показателей, отражающих обеспеченность качественными образовательными услугами общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения» проводимых в рамках Государственного задания ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» на 2012, 2013 гг.

Принимала участие в проекте МОН РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (1- 3 классы)» 2014−2017, является разработчиком ФГОС ОВЗ варианта 1.3. (2014), АООП варианта 1.3 (2015), руководителем группы разработчиков программно-методического и учебно-дидактического обеспечения для вариантов 1.3, 1.4. (2016), разработчик линейки учебников «Математика и информатика: первый дополнительный -третий класс (2016−2020).

Является разработчиком перечня тем итогового сочинений (текстов изложений), критериев оценивания итогового сочинения (изложения) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (2014−2020)

Участвовала в работе пяти съездов молодежных организаций, работающих с инвалидами города Москвы (2009−2013).

Руководила сурдопедагогической секцией на международных научно-практических конференциях в МГПУ (2005−2012). Руководила сурдопедагогической секцией во Всероссийской научно-практической конференции «Роль внеклассной и внешкольной работы в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья» 2012 г. (Липецк)

В 2015 году была членом рабочей группы Всероссийского съезда «Особые дети в обществе», под руководством О.Г. Приходько подготовила Сборник научных докладов и тезисов участников I Всероссийского съезда дефектологов 26−28 октября 2015 года. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. в трех томах.

В 2017 была членом оргкомитета II Всероссийского съезда дефектологов, членом редколлегии сборника «Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников II Всероссийского съезда дефектологов. — М., 2018. — 452 с.

Соловьева И.Л. являлась ответственным секретарем журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» 2017−2018 (журнал входит в перечень ВАК).

В качестве заведующей отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья проводила Всероссийские конференции, круглые столы, вебинары по проблематике коррекционного образования в ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Осуществляла руководство федеральными экспериментальными площадками отдела.

Является экспертом ФГАУ «Федеральный институт педагогических измерений» по государственной итоговой аттестации лиц с ОВЗ, инвалидностью (2014−2020).

И.Л. Соловьева -лауреат Второго международного фестиваля программ электронных СМИ и интернет-проектов об инвалидах и для инвалидов «Интеграция» (декабрь 2012), в котором приняли участие более 100 телевизионных, радио и интернет- работ из-за рубежа и регионов России. Среди телевизионных работ победителем стал цикл телевизионных программ «От прав к возможностям» компании «Инва Медиа ТВ» — Первый Социальный ТВ канал для инвалидов и людей с ограниченными возможностями — автор — Олег Николаевич Смолин с программой «Язык жестов и сурдоперевод» — гость в студии доцент МГПУ, к. п.н.

И.Л. Соловьева является экспертом по обучению глухих детей и использованию русского жестового языка глухих Телевидение. ОРТ: телевизионная программа «От прав к возможностям» (2020)

Является экспертом Всероссийских конкурсов программ и методических материалов организаций отдыха детей и их оздоровления в номинации «Лучшая инклюзивная программа организации детского отдыха и оздоровления» (2015−2020)

Является куратором-координатором Всероссийской (с международным участием) выставки-фестиваля живописи, графики, рисунка и изделий прикладного творчества школьников с инвалидностью «Краски всей России» (2010 -2020)

И.Л. Соловьева -член жюри ежегодного Международного фестиваля-конкурса детского творчества «Шелковый путь» в номинации инклюзивное творчество (2018−2020).

Область научных интересов
  • Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями
  • Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта
  • Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
  • Система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха
  • Организация дополнительного образования детей с нарушениями развития.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: