Top.Mail.Ru

Ирина Соловьева о том, как появился и трансформировался жестовый язык

Международный день жестовых языков существует всего пять лет. Однако жестовые языки имеют долгую историю, которая началась еще много веков назад. В этом интервью Ирины Соловьевы для РБК Тренды рассмотрим, как возникли и развивались со временем эти языки.

Ирина Соловьева, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук. Больше десяти лет она возглавляла школу-интернат для глухих детей, создала десятки учебных пособий и методик для их обучения и социализации. В МГПУ Ирина Соловьева учит студентов грамотному сопровождению глухих детей, погружает в тонкости жестового языка.

Как появился жестовый язык

Жестовый язык имеет свои корни в древних временах, когда люди использовали простые жесты для коммуникации. Однако формальная система обучения глухих с использованием жестов разработана только в XVI веке испанским монахом Педро Понсе. В 1755 году французский священник Шарль-Мишель де л’Эпе создал первую бесплатную школу для глухих в Париже, где жестовый язык стал основой обучения. В конце XVIII — начале XIX века жестовый язык стал системой, которую используют не только глухие люди, но и другие профессиональные группы, которым неудобно или нельзя разговаривать.

Как используют языки жестов сегодня

Использование жестовых языков сегодня имеет большое значение для неслышащих людей. Они являются полноценными системами коммуникации, которые позволяют им общаться, учиться и работать наравне с другими людьми. Существуют различные типы жестовых языков, включая калькирующий, национальный и контактный. Каждый народ имеет свой собственный жестовый язык, а также существует искусственный международный жестовый язык, который используется для общения глухих людей из разных стран.

Международный день жестовых языков стал символом всех неслышащих людей, которые борются за свое право на равные возможности в обществе. Уже давно не принято называть глухих людей «глухонемыми», так как они имеют свой собственный язык и могут на нем говорить. Неслышащие люди успешно учатся в школах, сдают экзамены, получают высшее образование и становятся активными участниками общества.

Какие существуют проекты для помощи глухим и слабослышащим

Существует несколько проектов, которые помогают глухим и слабослышащим людям. Один из таких является IT-сурдоперчатка, разработанная выпускником московской школы № 2065 Данилой Фоминиченко. Это устройство позволяет переводить жесты в речь или выводить их на экран смартфона. Сурдоперчатка определяет жесты по положению пальцев и руки с помощью датчиков сгиба и расшифровывает их с помощью специальной программы.

Подробнее на РБК.

Фото: Freepik


Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы