Суворова Татьяна Николаевна

Суворова Татьяна Николаевна

Должность: профессор департамента информатизации образования

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, доцент


suvorovatn@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании;
Основы информационной культуры и информатика;
Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Научно-преподавательский стаж
20 лет
Уровень образования, квалификации
Высшее. Магистратура. Московский городской педагогический университет, г. Москва. Магистр программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы: «Международный бакалавриат: теория и технологии». 2018–2020.

Высшее. Специалитет. Вятский государственный педагогический университет, специальность «физика», квалификация «учитель физики и информатики»,1996–2001.
Направление подготовки (или специальность)
Педагогическое образование
Общий стаж
20 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
Профессиональная переподготовка:
«Информатик-программист» (Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров, 2014–2015, 506 часов).

Повышение квалификации:
«Обучение и социально-психологическое сопровождение обучающихся с инвалидностью» (Вятский государственный университет, г. Киров, 2020);
«Введение в технологии облачных вычислений» (Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, 2020);
«Информатизация образования и методика электронного обучения» (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, 2019).
Основные публикации

Опубликовано более 130 научных и учебно-методических работ, в том числе:

Монографии:

1. Суворова Т.Н. Анализ методик изучения информационных технологий на основе деятельностного подхода. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 111 с.

2. Суворова Т.Н. Актуальные направления подготовки учителей к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов. М.: «Образование и информатика», 2016. 222 с.

3. Суворова Т.Н. Подготовка педагогов к проектированию и применению электронных образовательных ресурсов. Киров: Науч. изд-во ВятГУ, 2018. 144 с.

Статьи в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science:

1. Magomed M. Abdurazakov, Alavudin S. Askerov, Magomedhan M. Nimatulaev, Tatyana N. Suvorova. Teaching Informatics Content And Means In The Aspect Of Education Informatization // International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7−8, 2017. 2017. Pp. 9−16.
DOI: dx.doi.org/10.15 405/epsbs.2017.08.2.

2. Соболева Е.В., Соколова А.Н., Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Применение обучающих программ на игровых платформа для повышения эффективности образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. No. 4. С. 7−25. DOI: dx.doi.org/10.15 293/2226−3365.1704.01.

3. Beregovaya E.B., Kozin M.N., Larionova S.O., Suvorova T.N., Blinova L.N., Lukovenko T.G., Popova O.V., Novitskaya L.Yu. Modern Approaches To Professional Development And Education Of Teachers // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Issue 6. Pp. 384−395. DOI: 10.26 655/mjltm.2018.6.1.

4. Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Геймификация учебного процесса с использованием технологии «перевернутый класс» // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 412−427. DOI: 10.32 744/pse.2019.5.29.

5. Zenkina S.V., Suvorova T.N., Pankratova O.P., Filimonyuk L.A. The method of design of electronic advanced training courses for the development of information competence of the teacher // CEUR Workshop Proceedings: 2019 International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, SLET 2019; Stavropol-Dombay; Russian Federation; 20−23 May 2019. 2019. Volume 2494.

5. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Зенкина С.В., Герасимова Е.К. Развитие критического мышления через вовлечение учащихся в соревновательную робототехнику (из опыта работы) // Перспективы науки и образования. 2020. № 2. С. 268−284. DOI: 10.32 744/pse.2020.2.21.

6. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Ниматулаев М.М., Новоселова С.Ю. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы // Перспективы науки и образования. 2020. № 3. С. 441−458.

7. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Бидайбеков Е.Ы., Балыкбаев Т.О. Особенности персонализированной модели обучения на основе технологий создания объёмных изображений // Science for Education Today. 2020. № 3. С. 108−126.

8. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Векуа Н.Н., Василенко А.В. Использование игровых платформ управления классом при онлайн-обучении для повышения качества образовательных результатов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 409−424. DOI: 10.32 744/pse.2020.4.29.

7. Elena V. Soboleva, Tatyana N. Suvorova, Svetlana V. Zenkina, Mikhail I. Bocharov Professional Self-Determination Support for Students in the Digital Educational Space // European Journal of Contemporary Education, 2020, 9 (3). Pp. 603−620. DOI: 10.13 187/ejced.2020.3.603.

8. Svetlana Zenkina, Tatiana Suvorova, Elena Gerasimova and Еkaterina Mamaeva. Formation of Digital Competences of Future Teachers by Means of Information Educational Environment // SLET-2020: International Scientific Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education, November 12−13, 2020, Stavropol, Russia. 2020. Pp. 179−187.

9. Петухова М.В., Новосёлова С.Ю., Соболева Е.В., Суворова Т.Н. Практическая деятельность по разработке системы задач как условие подготовки будущего педагога цифровой школы // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 187−203. DOI:10.32 744/pse.2021.2.13.

10. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Блохина Н.Ю., Батакова Е.Л. Формирование группового творческого мышления при работе с виртуальными стенами // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51).
С. 465−480. DOI: 10.32 744/pse.2021.3.33.

11. Герасимова Е.К., Гавриловская Н.В., Соболева Е.В., Суворова Т.Н. Исследование условий включения элементов геймификации в изучение основ алгоритмизации и программирования для повышения качества образовательных результатов обучающихся // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 461−477. DOI: 10.32 744/pse.2021.4.31.

12. Elena V. Soboleva, Tatyana N. Suvorova, Aleksandr V. Grinshkun, Magomedkhan M. Nimatulaev Formation of Group Creative Thinking When Working with Virtual Walls // European Journal of Contemporary Education. 2021. 10 (3). Pp. 726−739. DOI: 10.13 187/ejced.2021.3.726.

13. Бочаров М. И., Можарова Т. Н., Соболева Е. В., Суворова Т. Н. Разработка персонализированной модели обучения математике средствами интерактивных новелл для повышения качества образовательных результатов школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 306−322. doi: 10.32 744/pse.2021.5.21.

14. Соболева Е. В., Суворова Т. Н., Поднавознова Е. О., Факова М. О. Формирование цифровой грамотности будущих педагогов средствами облачных технологий// Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 505−520. doi: 10.32 744/pse.2021.6.34.

15. Elena V. Soboleva, Tatyana N. Suvorova, Svetlana V. Zenkina, Mikhail I. Bocharov. Developing Computational Thinking of Specialists of the Future Through Designing Computer Games for Educational Purposes // European Journal of Contemporary Education. 2021. 10(2): 462−475. DOI: 10.13 187/ejced.2021.2.462.

16. Elena V. Soboleva, Tatyana N. Suvorova, Aleksandr V. Grinshkun, Mikhail I. Bocharov. Applying Gamification in Learning the Basics of Algorithmization and Programming to Improve the Quality of Students' Educational Results // European Journal of Contemporary Education. 2021. 10(4): 987−1002. DOI: 10.13 187/ejced.2021.4.987.

Статьи в журналах:

1. Суворова Т.Н., Михлякова Е.А. Применение технологий 3D-моделирования для персонализации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 5. С. 110−129. URL: http://e-koncept.ru/2020/201 038.htm.

2. Суворова Т.Н., Мамаева Е.А. Особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 8. URL: http://e-koncept.ru/2020/201 058.htm.

3. Мамаева Е.А., Суворова Т.Н. Зарубежный опыт применения 3D-моделирования и прототипирования для формирования цифровых компетенций // Информатика в школе. 2020. № 7 (160). С. 18−20.

4. Исупова Н.И., Нестерова Д.С., Суворова Т.Н. Применение технологии «перевернутый класс» на уроках информатики // Информатика в школе. 2019. № 9 (152). С. 2−6.

5. Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Текстовый лабиринт как инструмент геймификации учебного процесса // Информатика в школе. 2018. № 2 (135). С. 41−46.

6. Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Создание системы учебных ситуаций с использованием текстового лабиринта // Информатика и образование. 2018. № 4 (293). С. 30−34.

7. Зенкина С.В., Суворова Т.Н. Системно-деятельностный подход — основа проектирования информационно-образовательной среды // Информатика и образование. 2017. № 3. С. 42−45.

8. Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Ментальные карты как средство реализации Федеральных образовательных стандартов общего образования. // Информатика и образование. 2017. № 5 (284). С. 3−9.

9. Караваев Н.Л., Суворова Т.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в условиях информационно-образовательной среды с применением инновационных образовательных технологий // Информатика и образование. 2017. № 8 (287). С. 38−43.

10. Суворова Т.Н., Кузнецов А.А. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов // Педагогика. 2016. № 1. С. 94−101.

11. Суворова Т.Н., Зенкина С.В. Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1(56). С. 24−25.

12. Суворова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 85−99.

13. Суворова Т.Н. Анализ подходов к типологии электронных образовательных ресурсов // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Информатика и информатизация образования». 2015. № 1(31). С. 70−84.

14. Суворова Т.Н. Возможности информационно-образовательной среды в становлении субъектности обучающихся // Мир психологии. М.: 2015. № 3. С. 182−191.

15. Суворова Т.Н. Функции электронных образовательных ресурсов в методической системе обучения // Информатика и образование. 2015. № 4 (263). С. 19−21.

16. Суворова Т.Н. Применение системно-деятельностного подхода к разработке требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам // Информатика и образование. 2015. № 5(264). С. 67−70.

17. Суворова Т.Н. О необходимости подготовки учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов на основе системно-деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 4. С. 51−57.

18. Суворова Т.Н. Применение системно-деятельностного подхода к решению проблем разработки электронных образовательных ресурсов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал. 2015. № 7. С. 100−103.

19. Суворова Т.Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов в условиях внедрения новых стандартов // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 47−53.

Учебники и учебные пособия:

1. Основы общей теории и методики обучения информатике: учеб. пособие / под ред. А.А. Кузнецова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 207 с.: ил. — (Педагогическое образование). С. 84−95.

2. Суворова Т.Н. Проектирование и экспертиза электронных образовательных ресурсов в контексте системно-деятельностного подхода в обучении: учеб.-метод. Пособие для направления подготовки бакалавров 50 100.62 Педагогическое образование Профили: «Информатик», «Английский язык» по учебной дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», учителей и слушателей системы повышения квалификации работников образования. Киров: Изд-во ООО «Радуга ПРЕСС», 2015. 100 с.

3. Суворова Т. Н, Зенкина С.В., Николаев М.В. Электронные образовательные ресурсы в составе информационно-образовательной среды: учеб.-метод. Пособие для студ. Пед. Вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. М.; Киров: ООО «Издательство «Радуга ПРЕСС», 2015. 99 с.

4. Подготовка научных и выпускных квалификационных работ в области информатизации образования: учеб.-метод. Пособие для обучающихся. По направлению подготовки 44.04.01 Пед. Образование направленность «Информатизация образования» / Н.И. Исупова, Т.Н. Суворова, Е.В. Харунжева. — Киров: ВятГУ, 2021. 76 с.

ResearcherID (Web of Science Core Collection, Publons): Z-1069−2018

AuthorID (Scopus): 57 195 553 607

ORCID: 0000−0003−3628−129X

AuthorID (РИНЦ): 548 850

SPIN-код (Science Index в РИНЦ): 9398−7418.

О себе

С 2021 по настоящее время — Московский городской педагогический университет, профессор департамента информатизации образования института цифрового образования.

С 2021 по 2022 — Вятский государственный университет, заведующий кафедрой цифровых технологий в образовании.

2017−2021 — Вятский государственный университет, профессор кафедры цифровых технологий в образовании.

2001−2017 годы — Вятский государственный гуманитарный университет, ассистент кафедры информационных технологий и ТСО, старший преподаватель кафедры прикладной информатики, доцент кафедры информационных технологий и методики обучения информатике (с 2016 — Вятский государственный университет).

Член Программного комитета научно-практических конференций:

— ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Преподавание математики и информатики в школах и вузах: проблемы содержания, технологии и методики» на базе ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» (с 2021 года).

— ежегодная Международная научно-практическая конференция «Web-технологии в реализации удаленного формата образования» на базе ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал ННГУ (с 2020 года).

Область научных интересов

Информатизация образования. Применение системно-деятельностного подхода к подготовке учителя в области проектирования и применения электронных образовательных ресурсов