Подведены результаты исследования качества дошкольного образования

Лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ при участии НИТУ МИСиС (2016) и Академии «Просвещение» (2017) завершила крупное исследование — мониторинг качества дошкольного образования в рамках проекта «НИКО-Дошколка».

Исследование проводилось в 2016—2017 гг. по заказу Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) c использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях». Благодаря этому инструменту удалось основательно и многосторонне изучить жизнь в детсадовских группах: это и обустройство пространства, и уход за детьми, и условия для умственной и физической активности, и характер общения взрослых и детей. В инструменте использована семибалльная шкала — 7 баллов ставятся в том случае, когда развивающий потенциал среды используется оптимально не только для группы детей в целом, но и для каждого ребёнка индивидуально.

Однако средний индекс качества оба года находится на уровне «удовлетворительно» (это 3−4 балла), что говорит о том, что минимальные требования к условиям реализации ФГОС ДО выполняются, но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано. Эксперты отметили, что предметно-пространственная среда в детских садах является недостаточно доступной для детей. Из-за акцента на способы организации образовательной деятельности, при которых взрослый руководит действиями детей, раздает материалы и т. д., ограничивается их свободный выбор деятельности. Не слишком большое внимание уделяется индивидуальным потребностям и особенностям детей: например, в подавляющем большинстве детских садов не предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии. Также в группах редко встречаются места для уединения и места для отдыха. Возможно, этот недостаток вытекает из количества детей в группах.

Среди благополучных зон по итогам исследования 2017 года эксперты назвали доброжелательную атмосферу при общении педагогов с детьми и родителями, позитивное взаимодействие детей друг с другом, вовлеченность родителей в жизнь детского сада и условия для профессионального роста педагогов.

Результаты исследования опубликованы на сайте одного из крупнейших информационных агентств МИА «Россия сегодня»: https://ria.ru/society/20 180 618/1522892554.html, https://ria.ru/society/20 180 618/1522892349.html. А также на сайте Рособрнадзора http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id4=6814. Материалы с интересом изучают не только представители дошкольных образовательных учреждений и родители, но и все, кто так или иначе интересуется организацией учебного процесса и досуга в детских садах. Такой широкий интерес позволяет сделать вывод о том, что проведённое исследование действительно может оказаться важным фактором развития качества образования.



Рождение новой педагогической компетенции в движение Worldskills


12 июля, 2018 г.


В 2017 году Лаборатория начала реализацию проекта ввода новой педагогической компетенции «Учитель основной и средней школы» в движение Worldskills Russia

Встреча с финалистами проекта «Сертификат «Московский учитель»


10 июля, 2018 г.


9 июля состоялась встреча ректора МГПУ Игоря Реморенко с финалистами проекта сертификации «Московский учитель»