Подведены результаты исследования качества дошкольного образования

Лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ при участии НИТУ МИСиС (2016) и Академии «Просвещение» (2017) завершила крупное исследование — мониторинг качества дошкольного образования в рамках проекта «НИКО-Дошколка».

Исследование проводилось в 2016—2017 гг. по заказу Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) c использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях». Благодаря этому инструменту удалось основательно и многосторонне изучить жизнь в детсадовских группах: это и обустройство пространства, и уход за детьми, и условия для умственной и физической активности, и характер общения взрослых и детей. В инструменте использована семибалльная шкала — 7 баллов ставятся в том случае, когда развивающий потенциал среды используется оптимально не только для группы детей в целом, но и для каждого ребёнка индивидуально.

Однако средний индекс качества оба года находится на уровне «удовлетворительно» (это 3−4 балла), что говорит о том, что минимальные требования к условиям реализации ФГОС ДО выполняются, но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано. Эксперты отметили, что предметно-пространственная среда в детских садах является недостаточно доступной для детей. Из-за акцента на способы организации образовательной деятельности, при которых взрослый руководит действиями детей, раздает материалы и т. д., ограничивается их свободный выбор деятельности. Не слишком большое внимание уделяется индивидуальным потребностям и особенностям детей: например, в подавляющем большинстве детских садов не предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии. Также в группах редко встречаются места для уединения и места для отдыха. Возможно, этот недостаток вытекает из количества детей в группах.

Среди благополучных зон по итогам исследования 2017 года эксперты назвали доброжелательную атмосферу при общении педагогов с детьми и родителями, позитивное взаимодействие детей друг с другом, вовлеченность родителей в жизнь детского сада и условия для профессионального роста педагогов.

Результаты исследования опубликованы на сайте одного из крупнейших информационных агентств МИА «Россия сегодня»: https://ria.ru/society/20 180 618/1522892554.html, https://ria.ru/society/20 180 618/1522892349.html. А также на сайте Рособрнадзора http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id4=6814. Материалы с интересом изучают не только представители дошкольных образовательных учреждений и родители, но и все, кто так или иначе интересуется организацией учебного процесса и досуга в детских садах. Такой широкий интерес позволяет сделать вывод о том, что проведённое исследование действительно может оказаться важным фактором развития качества образования.



Приглашаем на новое заседание постоянно действующего семинара


06 ноября, 2018 г.


21 ноября состоится очередное заседание семинара, на котором запланировано обсуждение темы: «Развитие детских видов деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте»

Куда пойти в ноябре?


03 ноября, 2018 г.


Следите за культурной жизнью столицы?  Специально для вас сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик подготовили подборку интересных ноябрьских событий