Top.Mail.Ru

«Тенденции развития образования»: сопричастное проектирование

С 13 по 15 февраля 2020 года сотрудники Института системных проектов выступали на XVII Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования». Большое внимание было уделено темам сопричастного проектирования, трансформации образовательного пространства старшей школы в образовательный кластер и родительским стратегиям при выборе дополнительного образования детям.

14 февраля на малом пленуме «Как должны измениться школы, чтобы ответить на вызовы нового века?» сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Елизавета Маякова и Ирина Виноградова выступили с докладом «Проектирование школьной среды для развития soft-skills и реализации индивидуальных образовательных маршрутов».

Спикеры рассказали о проектировании школьной среды, способной поддержать интерес, создать возможности для погружения в образовательный процесс и своевременного переключения на другой вид деятельности, спровоцировать обучающихся на социальную активность и проявление креативности. Были представлены современные тенденции инфраструктурных изменений школьного пространства. Докладчики ответили на вопросы:

  • создает ли современное пространство школы возможности для активного взаимодействия и кооперации?
  • что необходимо для самовыражения школьника?
  • как пространства школы поддерживают креативность, коллаборацию, коммуникацию, критическое мышление?

Вместе со слушателями Елизавета Маякова и Ирина Виноградова разобрали конкретные кейсы преобразования школьного пространства, разработанные сотрудниками лаборатории образовательных инфраструктур для развития soft-skills и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

В этот же день на пленуме «Школа и вуз: возможности и ожидания» заведующая лабораторией Елена Иванова и младший научный сотрудник Екатерина Барсукова рассказали о трансформации образовательного пространства старшей школы в образовательный кластер. Проект школы старшеклассников требует новых пространств, потому что сама суть образовательного процесса стала иной. Больше нет потребности отгораживать классную комнату от окружающего мира, разделять уроки по предметному принципу, группировать почти взрослых людей в группы по 30 человек и учить их по одной и той же программе. «Современное образование нуждается в гибкой среде, способной меняться вместе с индивидуальным планом развития каждого обучаемого», — заключили спикеры.

После этого Елена Иванова и Оксана Нестерова, старший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур, приняли участие в круглом столе «Место и роль дополнительного образования в системе образования», рассказав о результатах исследования возможностей дополнительного образования детей в окраинных районах Москвы. Они выделили 3 родительские стратегии:

  • максимальное использование образовательных ресурсов района проживания;
  • повышение качества образования при ограниченных ресурсах;
  • расширение возможностей за счет образовательных ресурсов города.

Дополнительное образование большинства подростков, проживающих в Новой Москве, в большинстве случаев реализуется в кружках и секциях, организованных либо в здании школы, либо в организациях дополнительного образования, расположенных в непосредственной близости на территории района. Одним из критериев, по которым варьируются родительские стратегии при организации дополнительного образования подростков, выступает шкала «локализация — глобализация», фиксирующая в себе два противоположных тренда в развитии крупных городов и позволяющая выделить два типа современного горожанина — локального и глобального.

В последний день конференции состоялся круглый стол «Сопричастное проектирование образовательной инфраструктуры совместно с детьми», который побил все рекорды вовлеченности участников! Елена Иванова и Екатерина Барсукова представили два кейса по перепроектированию совместно с детьми школьных пространств и один — про сопричастность старшеклассников («молодых взрослых», как их называют спикеры) к проектированию городов устойчивого развития.

Помещение, где проводилось мероприятие, было забито до отказа, а участники круглого стола — обучающиеся московских школ, участвующие в практике сопричастного проектирования образовательной среды школ и международном проекте по устойчивому развитию больших городов — одухотворенно и искренне рассказывали про своё участие в проектах, реакцию взрослых, процессы, которые происходили или не происходили в групповой работе. Другие гости мероприятия интересовались технологиями вовлечения разных групп пользователей в процессы сопричастного проектирования, результатами проделанной работы, задавали много вопросов школьникам, на которые те с удовольствием отвечали.

IMG_6442
IMG_6472
IMG_6502
IMG_6448
IMG_6604
IMG_6590


В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»