«Традиции — это не сохранение пепла, а передача огня»

26 мая в «Учительской газете» была опубликована статья академика РАО, главного научного сотрудника ФИРО РАНХиГС Анатолия Цирульникова «Миллион не поможет». В материале содержался анализ ситуации, в которой оказались сельские школы, села и малые города России, рассказывалось о несоответствии политики укрупнения сельских школ трендам мировой практики, а также о содержательных дефицитах президентской программы «Земский учитель».

В частности, Анатолий Маркович писал:

Создать на основе государственно-частного партнерства федеральный образовательный центр «Земский учитель». В числе его основных задач следующие.Разработка и обобщение продуктивного содержания и форм образования на селе, необходимых в том числе для преодоления существующего у нас до сих пор примитивного представления о том, что сельская школа — это просто ухудшенный вариант городской, который нужно подтягивать до формальных, подчас упрощенных показателей и шатких, постоянно меняющихся стандартов.

При этом происходит игнорирование сельской школы как особого социокультурного феномена. Это в отличие от нас хорошо осознают не только в западном мире, но и в Китае, где, например, в Северо-Восточном педагогическом университете (Northeast Normal University), почетным приглашенным профессором которого я являюсь, действует Институт сельского образования. В рамках федерального образовательного центра и его партнерских связей с разными социальными институтами должны проходить подготовка, переподготовка и развитие педагогического мастерства сельских учителей и управленцев, аналитическое, учебно-методическое и информационно-издательское обеспечение данной деятельности. Для этого должны быть использованы не только мировые, но и современные отечественные продуктивные практики, показавшие свою успешность в российских регионах.

В их числе педагогические технологии, ориентированные на условия малокомплектной школы, разновозрастное обучение и обучение детьми друг друга (метод погружения, коллективная система обучения КСО), которые используются в сельских школах и в частной практике подготовки к ЕГЭ на Юге России, в Красноярском крае и в других местах; новые формы повышения квалификации, основанные на социокультурном анализе и проектировании, такие технологии, как образовательная сеть, образовательная экспедиция, образовательная ярмарка; дистанционные формы обучения в условиях цифрового образования и использования ИКТ.

Редакция «Учительской газеты» отмечает, что этот материал и предлагаемая в нем программа действий вызвали широкий общественный резонанс. По следам публичных обсуждений редакция собрала мнения экспертов в сфере образования. В их числе был и ректор МГПУ Игорь Реморенко.

Безусловно, отмечаемый в статье Анатолия Цирульникова ход от социокультурной среды, создаваемой по инициативе сельской школы, к развитию сообщества в целом продуктивный. Это в поле внимания и отдельных исследовательских центров, и университетов в том числе. Пример с китайским северо-восточным normal-университетом показателен.

Уточним: данный тип университета не является педагогическим в привычном смысле слова. Это скорее университет, который в целом плотно интересуется развитием человека в самых разных проявлениях. И помимо педагогики в таких университетах есть самые разные программы по медиакоммуникациям, журналистике, биологии, физике, химии, искусству, экологии, юриспруденции, множество направлений по информационным технологиям и компьютерным наукам и прочее. В одном из китайских normal-университетов есть даже дорогостоящая программа по ядерной физике.

Одним словом, важно рассмотрение образования в комплексе с самыми разными проявлениями человеческих интересов, фундаментальной и прикладной наукой. Видимо, такое окружение вполне органично построению образования как социокультурного феномена или технологии. Кому как больше нравится в зависимости от склонности к технократизму.

Безусловно, для сельских школ нужны самые разные образовательные практики и технологии. Важна опора на традиции. Но, как отмечал Густав Малер, «традиции — это не сохранение пепла, а передача огня». Потому так важны новые исследования, рассматривающие становление человека в самых разных современных практиках. Помимо перечисленных в статье Анатолием Марковичем я бы добавил развитие цифровых сред, электронных ресурсов, дистанционную тьюторскую поддержку, практики драмы, кино, медиакоммуникаций, музейные разработки, игровые технологии, проектную и исследовательскую деятельность школьников. Не надо сбрасывать со счетов и различные образовательные проекты, касающиеся разновозрастного обучения, обучения пенсионеров.
Все это может дать очень нужный ресурс развитию сельских школ и, возможно, территорий в целом.

Чтобы так в комплексе смотреть на сельские территории, нужны университеты-многопрофильные исследовательские центры. Тут в самом деле есть чему поучиться у наших китайских коллег.

 

Читать материал полностью 

В материале использован фрагмент картины Владимира Маковского «В сельской школе».



Цифровая дидактика: что меняется в деятельности педагога?


11 августа, 2020 г.


Ректор МГПУ Игорь Реморенко прочел лекцию, посвященную методологии цифровой дидактики. Слушателями стали педагоги, проходящие повышение квалификации по программе «Технологии дистанционного обучения с использованием образовательных ресурсов МЭШ»

В ИЕСТ оценили физическое здоровье школьников


10 августа, 2020 г.


Закончена научно-исследовательская работ «Модернизация содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях города Москвы на основе системы мониторинга физического развития обучающихся»