Top.Mail.Ru

Всемирный день культуры

«Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества», — писал литературовед и культуролог Юрий Михайлович Лотман.

Культура — невидимая нить, через века соединяющая нас с предками. Она складывается из их наследия — многочисленных мелочей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Это то, как мы общаемся друг с другом и что едим, как проявляем себя в творчестве и какой образ жизни ведём. Поэтому быть культурным человеком — значит знать историю своего народа.

Сегодня, во Всемирный день культуры, мы погружаемся в историю нашего отечества и других стран, чтобы вспомнить, как зарождались цивилизации и какой длинный путь прошло человечество от древних времён до наших.

Когда и почему в культуре закрепилась концепция Москвы как Третьего Рима? Какие народы России называют «титульными»? По какой причине большинство бронзовых древнегреческих скульптур не сохранилось до нашего времени? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню культуры.

История развития культуры России

Территория России раскинулась от Балтийского моря до Берингова пролива и населена многочисленными народностями. Это не только славяне, но и якуты, татары, чуваши, башкиры, карагаши, марийцы и многие-многие другие — всего около 200 национальностей. Именно взаимоуважение и интерес к культурам друг друга вот уже сотни лет помогают России оставаться единой страной с общими целями, несмотря на все различия людей, в ней проживающих. Разнообразию традиций и обычаев нашего народа посвящён сценарий урока «Мозаика народов» и приложение «Величие многонациональной российской культуры».

Специально для гурманов создан интерактивный пазл «Культура питания. Татарская кухня», в котором, знакомясь с разнообразием татарской кухни, нужно будет разделить блюда по их видам. А мультфильм «Эвенки-первопроходцы» посвящён «первопроходцам Сибири», малочисленному народу, проживающему в России, —эвенкам. Именно они населяли холодные регионы азиатской части России ещё до того, как те вошли в состав страны. Видео расскажет, как эвенкам удавалось выжить в тяжёлых сибирских и дальневосточных условиях, в каких богов они верили и чем занимались.

Шапка Мономаха, московский Кремль, легендарные иконы Андрея Рублёва — всё это культурные символы России, которые первыми приходят в голову при упоминании нашей страны. Их историю расскажет сценарий урока «Формирование культурного пространства единого Российского государства».

А сценарий урока «Культурное пространство Европы и культура Руси» описывает переход Руси к цивилизации, осуществлённый во многом за счёт приобщения русичей к православию и появления у них письменности. На занятии школьники узнают, как называется древнейшая русская книга, дошедшая до наших времён, следы каких четырёх народных культур можно обнаружить в украшениях тысячелетней давности, принадлежавших русским красавицам прошлых лет, а также выполнят задания в форматах PISA и ЕГЭ.

Сетка приложений «История развития российской культуры с древнейших времен до XVIII века» и «История развития российской культуры. XIX -начало XX века. Часть 2» позволит проверить собственные общие знания по культурологии России. Десятки интерактивных заданий охватывают временной период от строительства первых православных церквей до революций начала прошлого века. Чтобы выполнить задания, нужно знать, чем различаются фрески и мозаики, как выглядят основные исторические памятники, расположенные в России, а также помнить имена великих русских архитекторов, художников и прочих деятелей искусства.

Зарождение культуры в древнем мире

Древняя Греция, которую часто называют «колыбелью европейской цивилизации», сыграла огромную роль в становлении западной культуры. Именно в Элладе тысячи лет назад зародились почти все основные направления человеческой деятельности и мысли. Об особенностях и достижениях Древней Греции расскажет сценарий урока «Древняя Греция» и приложение «Древнейшая Греция».

Культурным наследником Древней Греции стал Рим. Его жители восхищались архитектурой, философией, искусством и религией греческого народа, а также переняли его стремление к просвещению и грамотности. Например, чтение среди римлян со временем стало настолько распространено, что библиотеки обустраивали прямо при термах — общественных банях. Кроме того, жители Рима делали копии многих шедевров греческого искусства, в том числе скульптур. Только благодаря этому сегодня мы знаем, как выглядели их уже уничтоженные оригиналы. Культурному симбиозу двух государств, влиянию Рима на Европу посвящён сценарий урока «Культура Древнего Рима».

Однако зарождение человечества в том виде, каким мы знаем его сегодня, произошло не в Европе, а на Древнем Востоке. Именно шумеры, проживавшие в долине рек Тигр и Евфрат, считаются самой первой цивилизацией: уже шесть тысяч лет у них была своя архитектура, прикладное искусство и письменность — клинопись, которую они использовали в течение нескольких тысяч лет. Серия интерактивных заданий «Наука и культура Древнего Востока» посвящена культурным достижениям таких древних народов, как шумеры и их соседи: вавилонцы, ассирийцы, египтяне. Приложение содержит в себе фотографии предметов их быта, рисунков и документов, сделанных древними людьми, а также многочисленные тестовые задания и хронологии, демонстрирующие смену правителей и появление новых религий.

Китай — древнейшая цивилизация Восточной Азии, уникальность которой заключается в её самобытности, возникшей в результате долгой закрытости от мира. Для китайской культуры характерна тесная связь с природой и религиозными представлениями, что находит своё отражение в её живописи и поэзии. О том, как Китаю удалось сохранить свою индивидуальность, — в сценарии урока «Культура Древнего Китая». Приложение «Страны Азии: изобретения Китая и Индии», в свою очередь, расскажет, какими изобретениями прославилась эта страна, и сравнит их с открытиями соседней Индии.

Школьники, уверенные в своём умении различать особенности восточных народов, могут попробовать сопоставить их письменность в материале «Культура Древнего Востока».

Сценарий урока «Искусство Древнего Египта» раскроет секреты строительства пирамид, перечислит правила, по которым работали древнеегипетские художники и скульпторы, и расскажет, как философские убеждения египтян повлияли на их выбор материала для возведения домов и прочих сооружений.



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования