Запретить, нельзя читать? Запретить нельзя, читать?

Вопрос о возрастных ограничениях литературы в настоящее время стоит особенно остро: продавцы книжных магазинов отказывают детям в продаже книг, часто даже входящих в школьную программу, а издатели помечают «запретные» книги меткой 18+. Подобные казусы рождает принятый в 2010 году Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Екатерина Асонова, заведующая Лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ и Михаил Павловец, доцент школы филологии НИУ ВШЭ, стали гостями программы «Отражение», выходящей на телеканале ОТР, и поделилась своим мнением. «Ребенок с малолетства может попасть в любую ситуацию, он может увидеть все что угодно в жизни, и оградить его от этой информации, от этих переживаний литература никак не может. Оградив его от каких-то неприемлемых сцен в книгах, мы не можем гарантировать, что оградим его от них же и в жизни», говорит Екатерина Андреевна.

Взрослые смотрят на литературу, на «запретные» темы с высоты своего опыта, дети же видят всё более «чистым» взглядом. Поэтому мы, видя во многом опасность, хотим уберечь детей, оградить от всего зла этого мира, можно сказать, поместить в стерильные условия. Но что же произойдет, когда потом ребенок, не имеющий не то, что собственного опыта, но даже опыта других, почерпнутого из тех же книг, попадёт в реальные условия? Вывод один: слишком сильное желание уберечь — может навредить.

«Нужно учить детей читать, подкреплять их жизненный опыт ситуациями из книг, показывать правильные и неправильные поступки героев, нужно объяснять и разговаривать с детьми. Ведь литература предлагает не образец для подражания, а предмет для рассуждений и размышлений».



Итоги очередного заседания постоянного семинара МГПУ


18 января, 2019 г.


6 января состоялось очередное заседание университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании»

Методическое сопровождение лучших выпускников МГПУ


29 декабря, 2018 г.


В завершающемся 2018 году Лабораторией профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ впервые была разработана и апробирована специальная программа сопровождения и поддержки сертифицированных выпускников