Начало студенческой поры вызывает бурю эмоций: новые знакомства, разные и интересные дисциплины (это вам не школьные уроки!)…
Первый год в университете: как это было?
Побеседовали об этом с Ангелиной Бреевой и Анной Иваненко, студентками направления «Социология».
Расскажите ваши истории поступления. Как вы выбрали наш вуз и направление «Социология»?
Аня: Куда поступать я не знала… И, если честно, процессом моего поступления руководила мама: именно она предложила мне рассмотреть МГПУ и направление «Социология».
Ангелина: А я хотела поступить в университет МВД. Готовилась с 9 класса, вступительных ждала как момента истины. Однако комиссию этой сложной системы я не прошла, и, как мне тогда казалось, все мои стремления и амбиции вмиг рухнули. Сначала хотела все отложить на год, но потом собралась и поехала в Москву в МГПУ с пакетом документов, абсолютно ничего не зная про университет и специальность, которую я выберу чисто случайно. Мне понравилось звучание слова «социология» — оператор в приемной комиссии произносил его медленно и со вкусом.
Вы помните, как прошел ваш первый учебный день?
Аня: Я — да! Сидя на своей первой паре, я особо не понимала, о чем идет речь. Помимо этого меня смутил один из преподавателей, сказавший, что общества не существует.
Ангелина: А я помню, как мы общались в беседе перед 1 сентября, выясняли, кто пойдет в синих штанах, кто в платье в цветочек, кто в туфлях. Тогда мы с нетерпением ждали начала нашего путешествия в неизведанное. А вот теперь мы на 2 курсе, уже зовемся социологами, знаем, кто такие Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Пьер Бурдье…
Аня: Я в начале больше прислушивалась и присматривалась… Потом в голове завертелись определения, теории, концепции, навалились задания, дедлайны, проекты. Было тяжело, но я постепенно вливалась в университетскую жизнь, и с каждым днем мне нравилось все больше и больше.
Чем для вас стала социология за этот год?
Аня: До начала учебы я была самым обычным среднестатистическим ребенком, ничего не знавшим ни о социологических теориях, ни о великих социологах. Поэтому мой взгляд на мир был ясным и прозрачным (как мне казалось на тот момент). Ничто не путало мое сознание и не заставляло напрячь мозг.
Ангелина: Возможно только благодаря изучению социологии, я наконец увидела мир. Я поняла, как работают механизмы такой привычной нам жизни. Социология стала моим путеводителем в различные вселенные, где я наблюдаю за очень разными вещами, мыслями, людьми. Еще социология стала для меня эмоциями, ведь сколько раз я «ахала» и «охала», поняв, что вот она, та самая строчка из очередной социологической книжки, которая цитировала мою жизнь.
Аня: Интересно, что в отличие от школы, учеба стала приносить мне удовольствие. Вместо «это нужно сделать, иначе мама будет ругаться», университетская социология открыла для меня мир интересного знания, которое искренне хочешь получать и которым потом с гордостью обладаешь. А еще обучение пробудило во мне интерес к внеучебной деятельности. Я зарядилась силами на участие в университетских внеучебных мероприятиях: посещала научные конференции и общеуниверситетские мероприятия (игра «Молоко», «КВН», «Red Brick Fest», «Science Slam» и др.).
Как изменилось ваше отношение к направлению обучения и социологии в целом?
Ангелина: Поступая сюда, я совершенно не знала, что это за направление… Я просто радовалась, что поступила! Первый семестр я не заметила. Сдавала зачеты и экзамены, беспокоясь лишь о хороших оценках. Чтобы мама гордилась. Но потом я поняла, что я сама определяю насыщенность университетских дней. Стала читать социологическую литературу в свободное время, начала писать свои первые заметки и статьи. Энтони Гидденс и его книга «Ускользающий мир» открыли мне глаза на современные общественные процессы. Подход Ирвинга Гофмана «Мы все играем в театр» врос в меня, как исполнитель роли в свою роль.
Аня: Я тоже узнала много нового из курсов различных дисциплин, начиная от истории социологии и заканчивая безопасностью жизнедеятельности. Перестала мыслить обычными понятиями и категориями. Теперь в метро я ловлю себя на использовании экрана вовлеченности, задаюсь вопросом: «А является ли навешивание ярлыка — навешиванием ярлыка?». Мое социологическое воображение постоянно работает. Но, что не менее важно, я познакомилась с интересными людьми (и это не только одногруппники, но и преподаватели, старшекурсники), обрела единомышленников, с которыми строю свои планы на будущее. А еще я рискнула, прошла отбор и съездила на Летнюю школу на социологическое направление «Тестовая мастерская».
Что посоветуете нынешним и будущим первокурсникам?
Ангелина: Самое главное — не забывать про энтузиазм, благодаря которому мы беремся за какое-то дело. Когда сам зажигаешь в себе этот огонек мечты и цели, запускаешь цепочку электричества, и учеба становится безумно приятным и интересным процессом, от которого сложно оторваться. И пускай весь мир подождет, пока мы читаем социологическую литературу!
Аня: Думаю, что важно понять, на своем ли ты месте. Я вот могу с уверенностью сказать, что учеба приносит мне настоящую радость и удовольствие. Я чувствую себя на своем месте и знаю, что смогу дойти до конца.
Беседовали Екатерина Одинцова и Марьяна Величко.