Top.Mail.Ru

Джо О’Хара о себе, сотрудничестве с МГПУ и симпозиуме

Продолжаем серию интервью со спикерами Третьего ежегодного международного симпозиума «Образование и город: образование и качество жизни в городе». Рассказать побольше о себе, а также поделиться мнением о прошедшем мероприятии мы попросили Джо О’Хару, президента Европейской ассоциации исследователей образования, директора Центра оценки, качества и инспекции при Дублинском городском университете (Ирландия).

Джо О’Хара не только принял участие в нескольких мероприятиях, но и стал программным председателем организационного комитета, представив таким образом Дублинский городской университет — соорганизатора симпозиума.

Большое спасибо за отзывчивость и время, уделенное этому разговору! Вы являетесь президентом Европейской ассоциации исследователей образования (EERA). Расскажите о значении ассоциации для европейского образования.

Я не претендую на объективность, однако считаю, что Европейская ассоциация исследователей образования играет важную роль как платформа для специалистов из европейских стран и регионов по обмену идеями и научными достижениями в сфере образования. Ассоциация предоставляет ученым возможности для сетевого сотрудничества, общения и установления новых связей. Главная цель этой деятельности — проведение научных исследований на пользу общества. Это наша мотивация. Мы содействуем членам ассоциации и коллегам из других организаций в проведении исследований. Мы стремимся улучшить социальные структуры и социальную политику путем вовлечения различных сторон и выполнения высококачественной исследовательской работы. Ассоциация объединяет ученых из европейских и других стран и имеет комплексную структуру. В ее состав входят 42 ассоциации из 37 регионов и стран и 33 академические сетевые организации. Также издается научный журнал. Еще мы организуем ежегодную научную конференцию, которая в этом году, к сожалению, проходит в дистанционном формате. Так что ассоциация обширна, и мы стараемся поддерживать и развивать ее.

Расскажите, пожалуйста, о своей работе в Центре оценки, качества и инспекции при Дублинском городском университете (Centre for Evaluation, Quality & Inspection, Dublin City University).

Мой профессиональный интерес составляют вопросы качества образования. Это очень актуальная тема. Качественное образование необходимо всем, но здесь нужно уточнить: что именно оно собой представляет? Другой вопрос заключается в том, как его обеспечить. Мы изучаем основополагающие принципы качества в образовании и механизмы обеспечения качества.

Другим направлением работы является инспектирование — подход, который наиболее распространен в странах Европы, когда в школу приходит инспектор и наблюдает за учебным процессом. Но мы также работаем в более широком контексте, развивая общую теорию оценивания, которая представляет источник наших новаторских идей и концепций. Например, один из новых подходов состоит в том, чтобы определить значимость и ценность того или иного явления.

Важным элементом нашей работы также является разработка методов повышения качества обучения в школах. Значимый вклад здесь вносит моя коллега доктор Сюзанн О’Брайен, которая взаимодействует со школами в области проведения самостоятельной оценки. Наше понимание инспектирования отличается от общепринятого. Инспекция — это не проверка, когда какой-то важный строгий человек приходит в школу и делает всем замечания. Инспекция — это самостоятельная деятельность школы как образовательного сообщества, которое способно обеспечивать качество своей работы. В этом контексте школа представляет свои профессиональные достижения, а также факты, подтверждающие их. Это один из подходов, которым мы руководствуемся.

Другой подход, из которого собственно и возник совместный с МГПУ проект CRELES, заключается в том, что постоянно развивающиеся в этнокультурном отношении сообщества людей оказывают серьезное влияние на наше понимание качества. Важно также отметить, что центр является международной сетью, один из филиалов которой находится в Иллинойсском университете в Чикаго. Там активно занимаются вопросами системы оценивания, основанной на межкультурном диалоге, в школах. Исследовательская работа моих коллег в США направлена на изучение базовых концептов, таких как качество, в рамках различных точек зрения, контекстов и подходов.

Центр в Ирландии занимается краткосрочными проектами в области экспертизы образовательных программ. На данный момент, например, я участвую в экспертной оценке Карлова университета в Праге. Я вхожу в состав международной группы экспертов по этому вопросу. Мы также оцениваем программы, содействующие устранению насилия в европейских школах. Помимо этого, мы оцениваем эффективность программ для ряда европейских проектов. А также сотрудничаем с крупными провайдерами образования в Ирландии с целью оценки их этических программ и ценностей, что является важным аспектом в ирландских школах. Это третье направление деятельности нашего центра.

Таким образом, мы работаем в трех ключевых направлениях: занимаемся масштабной научно-исследовательской работой, экспертной оценкой образовательных программ и реализуем проекты по оценке различных аспектов деятельности образовательных организаций.

Вы уже третий год подряд участвуете в международном симпозиуме «Образование и город». Благодаря этому вы можете увидеть и объективно оценить изменения, которые произошли с проектом за три года. Расскажите о них: каким был и каким стал симпозиум?

Я думаю, что симпозиум получил значительное развитие за последние три года. В особенности это касается развития отношений между коллегами-учеными. Мне кажется, большое количество исследователей со всего мира познакомились и установили связи благодаря той возможности, которую предоставил МГПУ. Это очень важно, поскольку мы не так часто имеем возможность встречаться с коллегами, работающими на разных континентах так, как позволяет пространство этого симпозиума. Благодаря симпозиуму я регулярно общаюсь с коллегами из Европы, Тайваня, США, а наша встреча при этом проходит в Москве. Думаю, в этом заключается одно из главных достижений симпозиума.

С точки зрения научной проблематики симпозиум также прослеживает интересное развитие. От изначальной попытки дать определение понятию «образование в городе» мы перешли к зарождению целого научного направления. Можно говорить о том, что мы сформировали коллектив экспертов из разных областей и теперь разрабатываем новую важную область исследований в сфере образования. Каждый из нас имеет свой уникальный опыт и контекст работы, что позволяет предлагать оригинальные идеи и при этом развивать общую концепцию того, что значит жить в большом городе и заниматься деятельностью, связанной с образованием.

Другим важным достижением симпозиума я считаю укрепление взаимоотношений между Дублинским городским университетом и МГПУ. В прошлом году нам посчастливилось начать сотрудничество в рамках проекта Erasmus+, который посвящен развитию системы управления и оценивания в школах, основанной на межкультурном диалоге (CRELES). Этот проект, по моему мнению, стал одним из ключевых результатов работы симпозиума. Без него сотрудничество в таком формате вряд ли бы состоялось.

Благодаря симпозиуму мы познакомились с московскими коллегами и создали новую сеть взаимодействия в рамках общих исследовательских интересов. Для меня это невероятно ценно, это реальный плод сотрудничества. Поэтому, говоря о развитии симпозиума, я в основном имею в виду укрепление научно-исследовательских связей, которые, в свою очередь, строятся на теплых личных отношениях.

Вы упомянули о совместной работе Дублинского городского университета и МГПУ над проектом CRELES (его полное название звучит так: «Поддержка инклюзивного обучения путем формирования в школах образовательной политики и системы оценивания, основанных на межкультурном диалоге»). Это сотрудничество длится уже год. Как, по вашему мнению, проект продвинулся за это время?

Работа по проекту идет отлично, в особенности учитывая сложившуюся обстановку: в середине года весь мир просто остановился. Удивительно, что мы вообще смогли продолжить начатое. Я считаю, отчасти это произошло благодаря профессионализму и высокому качеству работы исследовательских коллективов, вовлеченных в проект. В частности, я хочу отметить моего коллегу доктора Мартина Брауна, руководителя этого проекта. Он имеет серьезный опыт управления такого рода программами, что помогает поддерживать деятельность в рамках проекта на должном уровне. Особенно меня восхищает то, что мы смогли переориентировать проект и перейти от активностей, требующих очных встреч со специалистами, к разработке исследовательского инструментария и развитию академической инфраструктуры, необходимой для реализации задач проекта. Нам удалось сделать очень грамотный ход по пересмотру ключевых приоритетов проекта. Также хочу добавить, что я общался с национальным агентством (прим: агентство Léargas — куратор международных образовательных и научно-исследовательских программ в Ирландии), и мне сообщили, что CRELES — один из немногих проектов, который продолжил эффективную работу несмотря на пандемию.

Я думаю, благодарить за это нужно наших коллег из Москвы, Австрии, Ирландии и Испании. Я хотел бы отдельно отметить качество их работы. Вероятно, причиной, позволившей нам реализовать такой гибкий подход, являются личные отношения, которые возникли в рамках симпозиума. Мы уверены друг в друге, а потому можем эффективно работать вместе. Мы уважаем профессионализм и знания коллег, и это становится фундаментом для гибкого подхода. Поэтому, когда мы говорим, что надо поменять тот или иной элемент работы, все готовы пойти нам навстречу. Ключевую роль в этом играет доверие. А доверие возникает на основе тех отношений, которые выстроились в ходе продуктивного сотрудничества, а также в контексте обмена идеями и взаимодействия с коллегами из различных стран.

Интервью, перевод: Наталия Агеева
Редактор: Татьяна Сандакова



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе