Top.Mail.Ru

Тьюторство в открытом образовательном пространстве

27 октября — 28 октября 2020 г. состоялась XIII Международная (XXV Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с „самостью“ — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». Организаторами конференции, прошедшей в этом году онлайн, стали Московский городской педагогический университет и Межрегиональная Тьюторская Ассоциация.

В работе конференции приняли участие 1326 человек из 5 стран: Беларусь, Болгария, Израиль, Казахстан, Украина и 38 регионов России.

По традиции конференцию открывал ректор МГПУ Игорь Реморенко. Он отметил, что в постковидную эпоху онлайн-формат позволяет стирать границы между участниками и делать профессиональные сообщества более открытыми. Ректор подчеркнул важность основой тематики конференции — формирования self компетенций, которые становятся основными инструментом развития и обучения в цифровой реальности.

Основная задача конференции — рассмотреть проблему становления самости в контексте тьюторской деятельности в сопряженных научных языках, проанализировать тренды развития тьюторского движения в РФ, выявить наиболее интересные к тиражированию успешные практики и приступить к оформлению и реализации дорожной карты международного и межрегионального сотрудничества по проблематике тьюторства и индивидуализации до следующей, XIV Международной тьюторской конференции в 2021 году.

Фокусом обсуждения и анализа стали обсуждения такого понятия как «самость» человека, которая имеет множество трактовок в самых разных направлениях социальной, психологической и педагогической науки.

Первый день конференции был посвящен обсуждению понятий личности, субъектности и самости с разных сторон: развитие личности, становление субъектности, формирование self-skills. Адамский А.И. рассказал об онтологии ФГОС-экосистемы и нормы в ситуации неопределенности, Асмолов А.Г. поднял проблематику персонализации образования в мире деперсонализации, Леонтьев Д.А. и Розин В.М. представили систему персонологического тезауруса, Эльконин Б.Д. обсудил с участниками пленарного заседания субъектность в развертывании посреднического действия, доклад Фрумина И.Д. раскрыл тематику развития самостоятельности при обучения предпринимательству. Все участники конференции отметили высокую актуальность поднятых проблем и теоретическую и практическую глубину данных докладов.

Второй день конференции начался с презентации Межрегиональной Тьюторской Ассоциации. Его провели в формате технологии вопрошания Тюмина М.В.(Пермский край) и Карастелев В.Е.(Москва). Прозвучали разнообразные вопросы, на которые отвечали представители разных региональных центров, а также федеральные и региональные эксперты МТА.

В этот день в параллельном режиме работали 17 мастерских. Все участники отметили высокую организацию в проведении мастерских и важность поднимаемых проблем и исследований.

Дальнейшее обсуждение проблематики конференции было представлено в работе секций. Антропологический подход связывает процесс появления самости с развитием личности, деятельностный подход — с формированием субъектности, а компетентностный подход выделяет особую группу компетентностей «self-skills». На конференции свою работу в логике этих трех подходов провели три проблемные секции. Также участникам конференции были доступны для работы и 9 тематических секций, которые были посвящены тьюторству в различных сферах образования, самообразования, социальных практиках и практиках здравостроительства.

На заключительном пленуме были систематизированы и представлены перспективы и тренды развития теории и практики индивидуализации и тьюторства и положено начало созданию интерактивной карты успешных российских тьюторских практик по наиболее актуальным направлениям, а также были сформированы группы, готовые в режиме сетевых лабораторий, проектных групп, проблемных семинаров развернуть совместное международное и межрегиональное сотрудничество в течение периода между конференциями.

Пленарные доклады.



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости