Top.Mail.Ru

«Работа в школе: ожидание и реальность»: итоги исследования

17 декабря 2020 года лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ в рамках исследования профессиональных дефицитов молодых педагогов, работающих в школе, провела фокус-группу по теме «Работа в школе: ожидание и реальность». В обсуждении приняли участие 13 молодых учителей-предметников из 10 школ Москвы.

Вопросы для фокус-группы составлялись с учетом предварительных результатов анкетирования молодых учителей, в ходе которого было выявлено, что одним из наиболее острых профессиональных дефицитов педагогов является неумение проводить занятия в групповом дискуссионном формате. На вопрос «какая форма работы является для вас самой сложной (фронтальная, групповая, парная или индивидуальная)?» подавляющее большинство респондентов ответили, что именно групповая. А на вопрос «как часто Вы организуете занятие таким образом, что дети обсуждают друг с другом учебное содержание дольше 20 минут?» 72% респондентов ответили «никогда» или «крайне редко».

Эти результаты дали организаторам исследования основание навести фокус на проблемы, связанные с организацией групповой работы в школе, и попробовать выяснить причины затруднений. В ходе беседы от учителей прозвучали нижеперечисленные ключевые тезисы (в порядке убывания значимости):

  • Основная сложность — сформулировать проблемный дискуссионный вопрос или придумать интересное задание для групповой работы. В имеющихся методических пособиях предлагается поделить детей на группы и раздать читать части параграфов. Более оригинальные задания приходится придумывать самим, а это сложно, так как принципы разработки дискуссионных заданий не ясны.
  • Сложно модерировать дискуссию (нет такого умения и достаточной практики). Беседа или превращается в хаос или очень быстро затухает, так как дети не очень много знают по теме и довольно быстро иссякают («у них не так много точек зрения»; «они повторяют мнения друг за другом»).
  • Из-за большого количества учеников в классе (более 35) сложно организовать взаимодействие: слишком шумно, трудно удержать дисциплину.
  • Сложно разделить детей на группы: правильно учесть уровень знаний и психологическую совместимость.
  • Дискуссионные форматы занимают много времени, можно не успеть за программой.

В то же время опрос на эту тему педагогов, имеющих большой стаж, выявил еще одну причину: групповыми дискуссионными форматами эффективно может пользоваться тот специалист, который хорошо «держит» логику разворачивания предмета. Такие форматы требуют от учителя «уверенной гибкости». Если не обладать ею, то работа в группах не принесет никаких преимуществ.

Между тем организаторы исследования отмечают, что именно групповая дискуссионная работа является ключевой для достижения современных результатов образования: критического мышления, умения сотрудничать, учебной коммуникации, творческого мышления, а также большого количества предметных умений. Таким образом, отмеченные учителями сложности дают повод для того, чтобы в процессе вузовской подготовки специалистов обратить особенное внимание на формирование следующих умений:

  • инициирование;
  • модерирование учебной дискуссии;
  • встраивание таких форматов в общую логику преподавания предмета.


Университет АДА объявляет об открытии приема заявок на стипендию


16 мая 2024 г.


Азербайджанский Университет АДА сообщает о начале приема заявок на обучение в университете по стипендиальной программе, которая покрывает расходы студентов на обучение, проживание, медицинскую страховку

Прошло отчетное мероприятие студенческой организации «Право знать!»


16 мая 2024 г.


Премия была посвящена подведению итогов деятельности студентов в правовых квестах в течение 2023 - 2024 учебного года