Top.Mail.Ru

Преподаватели и студенты ИГН на международном форуме

6 октября 2022 г. преподаватели общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Ирина Савченко и Павел Лакаев вместе с магистрантами-социологами приняли участие в VI Международном научно-образовательном форуме «Языковая политика и лингвистическая безопасность», проводимым при поддержке Минобрнауки России в рамках Года научно-технического сотрудничества Россия-АСЕАН Нижегородским государственный лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова.

Секционное заседание было посвящено теме национального мира в зеркале языков и культур. Темами докладов стали:

  • Динамика лингвокультурной идентичности финно-угорских народов в постглобальной Евразии";
  • Наружная реклама как неотъемлемая часть облика территории. На примере г. Бишкек;
  • Лингвистический экзистенциализм в зеркале языковой политики;
  • Гендерные стереотипы о женщине, представленные в русских антипословицах.

Особенное внимание уделялось проблемам межэтнических, культурных, языковых контактов, взаимодействии различных видов культур внутри этноса и за его пределами. В докладах обосновывалась важность и необходимость осознавать наличие национальных особенностей, существующих в жизни общества, и умение видеть их разность, в том числе уделяя внимание лингвистическим особенностям культур. Рассуждая о национальном мире, выступающие так же делились своим мнением относительно облика территории и влиянии на него современности, в этом ключе сопоставлялись различные города.

Ирина Савченко, профессор кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета в рамках конференции выступила с докладом:

«Язык в межкультурной коммуникации: инструмент или ценность».

Доклад был посвящён таким вопросам, как действие лингвистического фактора на социокультурную динамику, в каких случаях оно имеет ценностную природу, а в каких — инструментальную. Помимо этого, профессор в своём выступлении рассуждала о тех ситуациях, при которых лингвосоциокультурные процессы разбиваются независимо от идеологии, приводя в пример запрет гэльского языка в Ирландии с 1831 по 1871 год на фоне насильственной англофонизации. Окончание конференции увенчалось получением сертификатов участия, после пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях.

«Быть частью международного сообщества, не выходя из кабинета — это круто, это та возможность, которую мы получили благодаря развитию цифровых технологий. Я не люблю слово «возможность». От него отдает канцеляризмом. Но правда же — «возможность».

В этот день у меня было занятие со студентами. Я пригласил студентов на эту конференцию. Вроде бы ничего не поменялось — та же аудитория, те же парты, те же люди вокруг. Поменялось только восприятие пространства, и ощущение занятия. Я выступал на конференции, и одновременно студенты слышали это выступление, затем выступления коллег из других стран, кто-то из студентов сам задавал вопросы.

«Зачем вообще посещать конференции, выступать на них, писать статьи?», — спросила меня одна из студенток. Это был очень хороший вопрос. Я и сам не всегда задаю себе этот вопрос. Хотя перед каждой конференцией именно этот вопрос стоит себе задавать. Я заметил, что, если перед конференцией не волноваться — выступление получается посредственным. Легкое волнение позволяет мыслям раскрыться, начинаешь замечать то, чего раньше не замечал. Тот, кто перестает волноваться — теряет искру. Я знал людей, которые были уже докторами наук, и они ходили из стороны в сторону перед началом конференции, и все что-то повторяли, бубнили себе под нос. Именно такие выступления запоминаешь на всю жизнь.

Конференция — это возможность рассказать о том, что именно ты сделал для развития той области науки, которой ты занимаешься. Не стоит ждать от конференций какого-то шоу. Ученые не всегда бывают харизматичными людьми. И стоит обращать внимание на мысли и идеи, а не на подачу этих самых мыслей и идей. Хорошо, когда одно совмещается с другим, но часто я замечаю, когда ходил на конференции со студентами, что их внимание после 2 или 3 доклада быстро рассеивается, многим становится скучно, потому что они либо не разбираются в теме, либо это тема им не интересна. В таких случаях я старался превращать конференцию в игру, где надо было найти какое-то «сокровище». Иногда бывает и так, что один заданный кем-то вопрос дает импульс для творческого поиска.

Я благодарен нижегородскому государственному лингвистическому университету за этот виртуальный международный диалог, и за этот творческий толчок",

прокомментировал Павел Лакаев.

Персоны



Преподаватели-ветераны представили проект о представительском корпусе МГПУ


21 мая 2024 г.


Ветераны педагогического труда собрали документы, фотографии, воспоминания и представили проект об историческом здании на ул. Садовой-Самотечной

Состоится награждение победителей конкурса мультимедиа ЦНХО ИНО


21 мая 2024 г.


22 мая состоится награждение победителей XII Конкурса мультимедиа «Мы Москвичи: мой город, моя страна, мой мир» Центра непрерывного художественного образования ИНО МГПУ