Анастасия Пыченкова, координатор профориентационной работы и вопросов трудоустройства института психологии и комплексной реабилитации МГПУ.
Как Вы пришли к наставничеству? Какие качества наиболее важны для наставника в рамках олимпиады «Я — профессионал»? Какой опыт вы получили, участвуя в проекте в качестве наставника?
Мой путь к наставничеству — это вызов самой себе и желание добиться высоких результатов в совместной деятельности с участником с целью дальнейшего профессионального роста.
Качества наставника:
1. Стрессоустойчивость;
2. Аналитическое и критическое мышление;
3. Коммуникабельность;
4. Профессионализм;
5. Лидерство.В процессе подготовки участника к очному этапу олимпиады «Я — профессионал» я прокачала имеющийся опыт в оценивании работ студентов, что в дальнейшем поможет мне ещё больше развивать навыки конструктивной критики и обратной связи.
Какие трудности испытывают участники олимпиады и какие шаги предпринимаете вы, чтобы облегчить их подготовку?
В случае с моим участником никаких трудностей не возникло, и работа шла четко и слаженно, но допускаю, что у некоторых конкурсантов могли возникнуть трудности с:
— психологической готовностью к участию (стресс, конкуренцияи т. д. );
— нехваткой времени на подготовку (умением соблюдать баланс между учебой и подготовкой);
— отсутствием опыта участия.Я считаю, что задача наставника — максимально поддержать и настроить своего участника как психологически, так и содержательно. Важна готовность наставника выслушать и поддержать участника в момент стресса, помогать справляться с эмоциями, научить навыкам самоорганизации при подготовке к участию в олимпиаде, дабы избежать перегрузок.
Предоставлять своему подопечному конструктивную обратную связь, и это касается не только момента участия, но и важно не забыть обсудить результаты участия, проанализировав полученный опыт.
Советы будущим наставникам и участникам олимпиады?
Наставникам можно дать следующие советы:
- В процессе подготовки участников олимпиады проанализируйте сильные и слабые стороны своих подопечных, это поможет выстроить линию для наиболее эффективного выступления;
- Уделяйте внимание, помимо содержательной стороны подготовки участников, тренировкам стрессоустойчивости, например, через симуляционные кейсы (в процессе подготовки изменение условий выполнения задания, ограничение времени выполнения
и т. д. ); - Используйте прием «мозгового штурма», он увеличит скорость принятия решений, что важно в групповом треке олимпиады.
Советы для участников:
- Выберите лично вашу стратегию для подготовки, которая будет для вас эффективной;
- Развивайте в себе навыки тайм-менеджмента;
- Занимайтесь голосом, изучайте методы публичных выступлений.
Фото: Анастасия Пыченкова