С 19 по 21 ноября 2025 года в Московском городском прошла Большая конференция научных школ — ключевое научное событие года, объединившее исследователей, преподавателей, магистрантов, аспирантов и студентов университета. Мероприятие стало площадкой для междисциплинарного диалога, обмена опытом и презентации актуальных исследований в области педагогики, психологии, филологии, естественных и гуманитарных наук. В работе конференции приняли участие представители всех институтов университета, а также коллеги из других вузов и научных центров.
Открыло программу пленарное заседание, которое стало важной площадкой для обсуждения стратегических векторов развития образования и науки. С приветственным словом и докладом «Обзор стратегических целей образования» выступил Игорь Реморенко, ректор МГПУ. Он обозначил ключевые ориентиры современной образовательной политики, подчеркнув необходимость их связки с национальными приоритетами и запросами общества.
Продолжила тему научного развития Елена Геворкян, первый проректор МГПУ. Она рассказала о системных мерах поддержки исследовательской деятельности в университете и представила ключевые научные школы Московского городского.
Особое внимание было уделено национальному проекту «Приоритет 2030»: проректор МГПУ Роман Комаров в своем выступлении раскрыл его значение для развития университетской среды, акцентировав внимание на роли педагогических вузов в формировании инновационного образовательного пространства.
Завершил пленарное заседание профессор департамента информатики, управления и технологий Сергей Григорьев, продемонстрировавший возможности цифровых решений для анализа, визуализации и стратегического планирования развития научных коллективов, что вызвало живой интерес у участников конференции.
Завершился первый день конференции поздравлением с Днем преподавателя высшей школы и творческой программой, подготовленной профессорско-преподавательским составом института культуры и искусств.
В рамках конференции работала 21 тематическая секция. Участники представили более 100 докладов, охватывающих как фундаментальные, так и прикладные аспекты научной деятельности. Особое внимание было уделено интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс: от разработки ИИ-ориентированных методик обучения и анализа когнитивных и социальных процессов в цифровой образовательной среде до практического внедрения ИИ-решений в педагогическую практику.Слушатели отметили высокий уровень подготовки выступлений, активное участие молодых исследователей и конструктивную атмосферу профессионального взаимодействия. К конференции проявили интерес коллеги из Казахстана, отметив организацию и поблагодарив за содержательные доклады. Отдельным результатом работы станет формирование сборника материалов конференции, в который войдут доклады и статьи участников, прошедшие рецензирование. Записи всех секций будут доступны на официальном сайте конференции в разделе «Программа конференции».«Особое внимание было уделено достижению и удержанию технологического лидерства в условиях динамичных вызовов, а также социальной значимости профессии „учитель“, рассматриваемой сквозь призму аксиологического подхода и ненасильственной педагогики, ориентированной на уважение личности обучающегося и ее свободного развития. Подчеркивалась важность формирования новой профессиональной идентичности педагога как архитектора образовательной среды. Участники секции выразили огромную благодарность организаторам конференции за идеальные компоновки программы секции — „физики и лирики“, комбинация гуманитарных и цифровых практик: это дало возможность познакомиться с исследованиями, проводимыми в разных структурных подразделениях университета, обменяться мнениями и увидеть потенциал развития инициативных идей, что и лежит в основе любой научной школы», — рассказала модератор секции «Образовательные технологии, подготовка специалистов и трансформация учебного процесса» Светлана Михайлова, доцент института иностранных языков.
Большая конференция научных школ МГПУ не только подвела итоги научно-исследовательской деятельности 2025 года, но и наметила векторы будущих междисциплинарных научных инициатив.«Вопросы, рассмотренные в рамках проведения секции „Инклюзивное образование и поддержка обучающихся с ОВЗ“, позволили обозначить ключевые аспекты развития современного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях как инклюзивного, так и специального образования», — поделилась Виктория Мануйлова, профессор института психологии и комплексной реабилитации.
Фото: МГПУ







