В предпрофессиональных классах московских школ сегодня учатся около 47 тысяч человек — более 40 процентов всех старшеклассников города. В Департаменте образования и науки Москвы сообщили, что инженерные, медицинские, ИТ-, предпринимательские, медиа- и психолого-педагогические классы открыты более чем в 70 процентах школ города.
«Обучение в них строится по модели „школа — колледж — вуз — индустриальный партнер“, каждый участник которой дает школьникам уникальные знания и навыки, дополняющие друг друга. Ребята работают над реальными задачами, а результаты презентуются партнерам на конференциях», — пояснили в департаменте.
В образовательную программу входит не только углубленное изучение профильных предметов, прохождение практических спецкурсов, получение специальности в колледжах, знакомство с профессиями на площадках крупнейших компаний и вузов страны, но и разработка проектов.
«Ученики предпрофессиональных классов создают уникальные изобретения, которые могут изменить нашу жизнь к лучшему. Это увлеченные и мотивированные ребята. Они не только демонстрируют высокий уровень знаний на экзаменах, конкурсах и олимпиадах, но и создают изобретения. Наша задача — помочь им раскрыть свои таланты и дать все необходимые возможности для роста. Многие продолжают развивать свои школьные проекты в вузах, превращая детское увлечение в первый шаг к будущей профессиональной карьере», — рассказал Михаил Силантьев, директор Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета.
Существенная часть проектов — технологичная, причем это не только создание роботов и приборов для повседневного применения, но и футуристические концепции, которые смогут быть реализованы только спустя десятилетия развития науки и технологий. Один из таких придумали ученики 11 инженерного класса школы № 1538 Андрей Усачев и Денис Скорбилин. Ребята спроектировали и собрали прототип орбитальной станции-теплицы, в которой можно будет изучать, как в космосе мутируют бактерии.
«На этот проект меня и моего друга вдохновил мой папа — он микробиолог в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи. Мы с папой много говорили о бактериях и космосе, а потом родилась идея создать прототип орбитальной станции-теплицы, — рассказал Андрей Усачев.
Ребята разработали макет по стандартам малых спутников для ученических проектов и научных исследований CubeSat в специальной программе для 3Д-моделирования — ее они освоили в рамках школьной программы, а затем напечатали свой прототип на 3Д-принтере из ПЕТГ-пластика. Как пояснил Андрей, именно этот материал достаточно дешевый, но при этом прочный, а также легкий в сборке и обработке.
«Теплица по сути представляет собой герметичную капсулу для выращивания бактерий. Мы также встроили в нее силиконовый нагревательный элемент, который может работать автономно. Он помогает поддерживать оптимальную для бактерий температуру в 30 градусов по Цельсию», — уточнил школьник.
Во время испытаний, которые в земных условиях прошли успешно, Андрей Усачев и Денис Скорбилин поместили внутрь станции-теплицы бактерии вида Vibrio Sp., или вибрионы, но без среды с антибиотиками.
«Дело в том, что в космосе эти бактерии, предположительно, могут мутировать гораздо сильнее, чем на Земле. Если на космический корабль попадет бактерия, которая потом мутирует, то экипажу может угрожать реальная опасть. Мы должны уметь справляться с подобным, поэтому и нужен наш исследовательский проект, — пояснил Андрей Усачев.
Источник: «Вечерняя Москва«
Фото: пресс-служба Департамента образования и науки