Top.Mail.Ru

Благополучие в образовании: статья экспертов МГПУ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил сборник научных статей «Благополучие в образовании: современные исследования», в который вошла работа сотрудников лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елены Нехорошевой и Дарьи Касаткиной, посвященная моделям содействия психологическому благополучию студентов в 10 зарубежных университетах.

В своем исследовании Елена Нехорошева и Дарья Касаткина проанализировали модели содействия психологическому благополучию студентов в зарубежных университетах — в выборку вошли 10 университетов из 9 стран мира. Университеты были отобраны так, чтобы «охватить максимально разнообразные практики психологической поддержки». Их выбирали по:

  • географическому расположению;
  • частоте выдач при поисковом запросе по региону;
  • зрелости системы поддержки (не менее трех лет);
  • наличию институциональной рефлексии практик поддержки;
  • их вариативностью и разнообразию.

В результате анализа эксперты выделили четыре организационно-содержательные модели поддержки благополучия студентов. При этом характерной особенностью всех кейсов было наличие четко установленной миссии университетов по защите ментального здоровья и обеспечению благополучия студентов. «Миссия дает понимание, какая деятельность необходима университету, кто ее осуществляет, как связаны субъекты поддержки», — пояснили в своем исследовании эксперты МГПУ.

Анализ кейсов показал, что содействие благополучию студентов зарубежных вузов включает такие направления, как:

  • формирование благоприятной среды через пространственную организацию и студенческую взаимоподдержку;
  • развитие академических возможностей;
  • повышение грамотности студентов в сфере психического здоровья и психогигиены;
  • работу психологических служб и партнерство с профессиональными сообществами.

Елена Нехорошева и Дарья Касаткина также высказались об отечественных вузах: так, по их данным, из 50 вузов ни один не артикулирует в своей миссии непосредственно сохранение здоровья, защиту ментального здоровья и содействие благополучию. Тем не менее, по словам экспертов, в отечественных вузах используют разнообразные практики содействия благополучию, которые укладываются в содержательные направления обеспечения среды, академических возможностей и психологической помощи, имманентно присутствуют так или иначе во всех сферах студенческой жизни.

В конце своей статьи эксперты заключили следующее: «Зарубежный опыт иллюстрирует, как для обеспечения благополучия студентов используются разные организационные структуры при разнообразии профилактических, поддерживающих и помогающих форм работы. Он может быть полезен отечественным вузам, которые хотят содействовать психологическому благополучию системно, объединяя различные содержательные направления помощи и включая заботу о здоровье и психологическом благополучии студентов в свои политики, развивая корпоративные практики; цифровизируя инфраструктуру просвещения; работая с запросом на помощь от его выявления до формирования».

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Freepik



Методика столичного педагога для детей с ОВЗ признана лучшей в стране


08 декабря 2025 г.


Педагог-психолог школы №1357, выпускница МГПУ Татьяна Кильдюшкина стала лауреатом I степени федерального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

Выпускница МГПУ стала лауреатом Премии города Москвы в области образования


08 декабря 2025 г.


Елена Титова, выпускница программы «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности», получила знак отличия и грамоту за значительный вклад в развитие инклюзивного образования

Главные новости