В Москве прошла Международная научно-практическая конференция «Теория и практика предпрофессионального образования». В ней приняли участие педагоги из разных стран и регионов России, а также руководители школ, преподаватели вузов и представители компаний разных отраслей.
В онлайн- и офлайн-форматах к мероприятию присоединились более двух тысяч человек из разных регионов России — от Якутии до Луганской Народной Республики — и стран-участниц: Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии, Камеруна, Китая и Турции.
Пленарное заседание конференции прошло на площадках четырех ведущих вузов столицы — партнеров всех направлений предпрофессионального образования: в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана, Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова и Московском городском педагогическом университете. Спикеры — представители школ, университетов и индустриальных партнеров — обсудили достижения предпрофессионального образования за 10 лет существования системы, а также международный опыт профессиональной ориентации старшеклассников.
«Предпрофессиональное образование сегодня — это инвестиция в человеческий капитал на опережение. Это проект, где класс или лаборатория становятся точкой сборки будущего инженера, ученого или технологического предпринимателя. И именно такой системный подход позволяет говорить не просто о „профильных предметах“, а о создании целостной образовательной среды для воспитания поколения, способного решать задачи национального масштаба. Наша ключевая задача — объединить всех, кто создает эту среду, и масштабировать лучшие образовательные и профориентационные практики. Для этого и нужна международная конференция: за три дня интенсивного обмена опытом каждый участник может почерпнуть что-то полезное для подготовки будущих кадров для науки и индустрии», — подчеркнул Михаил Силантьев, директор Института развития профильного обучения МГПУ — единого проектного офиса предпрофессионального образования в Москве.
На конференции работали пять тематических секций. Участники секции «Эффективные практики преподавания учебных предметов» обсудили экспериментальные методы преподавания и авторские методики, использование лабораторного оборудования для решения учебных и исследовательских задач, а также различные способы формирования метанавыков у школьников.
«Мой доклад был посвящен научно-методическому обеспечению преподавания учебных предметов „История Беларуси“ и „История Беларуси в контексте всемирной истории“. В частности, я рассказывала об учебно-методическом комплексе, который разработан для изучения сложной и важной темы „Великая Отечественная война“. Также мне было интересно услышать выступления коллег из других стран и узнать, какие методики применяют педагоги других дисциплин: физики, химии, информатики», — поделилась впечатлениями Елена Мох, ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Академии образования Республики Беларусь.
Секция «Эффективные практики реализации специализированных курсов и курсов внеурочной деятельности» была посвящена преподаванию спецкурсов в предпрофессиональных классах, а также в классах образовательных вертикалей. Педагоги поделились опытом проведения дополнительных занятий и рассказали о взаимодействии школ с колледжами и вузами.
«В нашей школе в этом году были открыты первые предпрофессиональные классы: медицинский и ИТ-класс. Поскольку это новый для нас опыт, мне было важно узнать, как устроено обучение по этим направлениям в других школах. В итоге пленарная сессия и секции принесли мне инсайты, которыми я обязательно поделюсь со своими коллегами и внесу предложения в районный отдел образования. Мне понравилось, что в России с проектом сотрудничает большое количество федеральных вузов, которые проводят для школьников мероприятия и дают ребятам дополнительные баллы к ЕГЭ за участие в их конкурсах и олимпиадах, что очень важно для будущих абитуриентов», — рассказала Турсын Сайбырова, директор Средней школы имени В.Г. Белинского в городе Каскелен в Казахстане.
Также участники конференции рассказывали о сотрудничестве школ с ведущими компаниями и предприятиями. В секции «Эффективные практики взаимодействия образовательных организаций и индустриальных партнеров» обсуждались профориентационные экскурсии, тренинги, лекции, семинары и другие мероприятия, которые школьники посещают на площадках индустриальных партнеров проекта.
«Мы с коллегами из разных стран обменялись опытом преподавания и обсудили, как мы развиваем у школьников предпринимательские навыки. Ребятам, которые мечтают создать свое дело, важно иметь живой пример перед глазами и возможность задать вопрос опытному человеку, поэтому представители бизнеса должны сотрудничать с образовательными организациями. Встречи с владельцами компаний помогают старшеклассникам глубже погрузиться в профессию и более тщательно продумать будущий карьерный маршрут», — рассказал Луис Гоуенд, основатель Африканского Бизнес-Клуба в России и специалист по бизнес-коммуникациям между Россией и Африкой.
Важная часть обучения в предпрофессиональном классе — разработка собственных исследовательских проектов, поэтому на конференции также работала секция «Эффективные практики проектной и исследовательской деятельности». Педагоги из школ, колледжей и вузов обсудили организацию работы старшеклассников в школах, на площадках университетов-партнеров и рассказали о самых интересных работах, которые ребята представляли на научно-исследовательских конференциях.
В секции «Эффективные практики дополнительного образования» обсуждались форматы профессиональной ориентации в рамках разнообразных кружков и секций, которые расширяют и обогащают образовательных маршрут учеников предпрофессиональных классов.
Лучшие педагогические практики, представленные участниками, будут опубликованы в журнале «Вестник МГПУ» (РИНЦ) и электронном сборнике «Теория и практика предпрофессионального образования».
Предпрофессиональное образование в московских школах курирует Институт развития профильного обучения Московского городского педагогического университета. Помимо углубленного изучения профильных предметов в образовательный маршрут учеников предпрофессиональных классов входит масштабная профориентационная программа. Ее реализуют школы, колледжи и вузы совместно с индустриальными партнерами — потенциальными работодателями выпускников. Узнать подробнее о предпрофессиональном образовании можно в каналах «Моспредпроф» в Telegram и MAX.
Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы