Top.Mail.Ru

Forbes Education опубликовал результаты исследования МГПУ о семейном образовании

Московский городской педагогический университет провел исследование о семейном образовании и выяснил, что 85% родителей, чьи дети учатся на дому, имеют высшее образование, 22% из них — два и более высших образований или ученую степень.

Одинаковое число опрошенных родителей — по 22% — профессионально связаны с образованием и наукой или сферой услуг, в области культуры и искусства работают 12%, а 35% являются предпринимателями. Руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук Елена Петряева отметила:

38% респондентов тратят на СО от 10 000 до 20 000 рублей в месяц (в государственных школах — 25%), 50 000 рублей и больше выделяют 6% родителей (в государственных школах — 4%). Данные цифры могут свидетельствовать о том, что семейное образование часто является выбором семей с более высоким социально-экономическим статусом.

Эксперты МГПУ подчеркивают:

Семейное образование — это сознательный выбор родителей, обучение вне образовательной организации. СО не стоит путать с домашним обучением, которое является вынужденной мерой. К ней прибегают, когда ребенок не может ходить в школу по медицинским показаниям и учится очно, заочно или очно-заочно.

Только 10% российских родителей в курсе существования семейного образования, 32% что-то слышали о СО, а 57% впервые о нем узнали во время участия в исследовании. Ключевой причиной перехода на СО, 53% респондентов назвали неудовлетворенность качеством школьного образования. Еще 47% опрошенных указали на плохую атмосферу и буллинг в классе, а 39% отметили, что важным фактором стал переезд на новое место жительства. 53% сослались на особенности характера и личности ребенка. Для 25% сыграла роль специфика работы родителей.

К основным преимуществам семейного образования респонденты отнесли гибкий график, обучение в собственном темпе (81%), возможность легче обеспечить дополнительные занятия (75%), безопасность (74%) и увеличение доли свободного времени (70%).

Стоит отметить, что аттестация и получение официального документа об образовании «семейникам» доступны. Дети могут сдавать зачеты и проверочные работы в разных форматах и в разных организациях — общеобразовательных или онлайн-школах, а также в частных образовательных центрах. В исследовании МГПУ 62% родителей отметили, что дети проходят аттестацию в школе.

Часть семей после определенного периода СО принимают решение вернуться в школу. Этот факт свидетельствует о том, что семейное образование далеко не всегда рассматривается как альтернатива на все годы обучения, а часто служит временным решением на определенном этапе, поясняют авторы исследования.

Пандемия 2020−2021 годов, вынудившая школы перейти на дистант, дала импульс для развития семейного образования в России, а цифровые технологии не просто его расширили, но и качественно трансформировали. Сегодня СО — это не просто «обучение с мамой за партой», а система сервисов и инструментов, которая позволяет семьям выбирать оптимальные для ребенка форматы и методы обучения.

Родители получили доступ к большому количеству образовательных онлайн-материалов — видеоурокам, курсам, платформам. Методы семейного обучения стали разнообразнее. Проведенный опрос показал, что если опыт «удаленки» оценивается родителями положительно, то с большей долей вероятности можно ожидать положительного отношения и к идее семейного образования.

Источник: Forbes Education

Фото: МГПУ


Персоны



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе