Top.Mail.Ru

Форсайт-сторителлинг для прогнозирования личного будущего

Современный рынок труда требует от специалистов постоянного обновления знаний. По словам ученых, сегодня в мире насчитывается более 50 навыков и умений: цифровая, финансовая, правовая, технологическая, экологическая, медиа-, futures-грамотности и другие. По этой причине молодым людям сложно предвидеть профессиональное и личное будущее, опираясь только на прошлый и существующий опыт. Как рассчитать профессиональное и личное будущее, рассказали журналистам РИА Новости ученые Московского городского педагогического университета. По словам авторов, предложенный способ может быть полезен, в том числе при прогнозировании новых профессий и организации новых направлений образования. Результаты опубликованы в сборнике «Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность».

Читать в источнике

Исследователи МГПУ предложили для анализа собственной личностной траектории развития новый метод — форсайт-сторителлинг. Он построен на основе уже существующих методов: форсайт-методологии, futures-грамотности сторителлинга и персонального экзистенциального анализа.

Для применения существующих методов форсайт-сторителлинга в индивидуальном развитии мы переосмыслили существующие техники с точки зрения внутренней жизни личности. Тогда возможно интегрировать условия, надежды, ограничения и возможности в единый цельный рассказ. А персональный экзистенциальный анализ позволяет сформулировать личную позицию за счет диалогического метода соотнесения своих стремлений и ценностей с актуальной ситуацией", — прокомментировала научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья МГПУ Дарья Касаткина.
По словам сотрудника лаборатории, преимущество предложенного подхода заключается в том, что он подразумевает не конкретную постановку целей для достижения, а поиск ценностей в будущем, к которым личность стремится, что позволяет создать картину изменяющегося, «гибкого» будущего, придает осмысленность конкретным действиям.
Работа по применению персонального форсайт-сторителлинга предполагает несколько последовательных шагов. «Нулевой» этап — это обнаружение исходной волевой интенции: «Что мне нужно? Какие задачи стоят передо мной?». Затем, на первом этапе, происходит оценка текущих возможностей и ограничений ситуации: необходимо расширить круг возможностей и рассмотреть все вероятные траектории и варианты развития событий", — объяснила Касаткина.
Последний этап предполагает конкретизацию картины будущего и делится на две части. Первая — соотнесение персональной позиции с жизнью: «Могу ли я в этом варианте будущего найти свое место в обществе? Вовлечен ли я в значимые взаимосвязи, виды деятельности?». Вторая часть — перепроверка выбранной траектории на предмет этичности и реалистичности временных рамок: «Не ущемляет ли моя стратегия развития интересы других людей? Какой период времени охватывает данная стратегия, когда ее можно считать исполненной?», рассказали ученые.
Индивидуальный форсайт-сторителлинг позволяет видеть новые возможности, которые остались бы незамеченными при традиционных методах планирования будущего. Для увеличения устойчивости в пандемию или лучшего проектирования своих учебных и карьерных перспектив участникам нужны не новые знания и навыки, а лучшее понимание своих ресурсов и особенностей, — прокомментировала заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья МГПУ Елена Нехорошева.
Специалисты лаборатории уже ввели данный подход в работу со студентами. По словам исследователей, в результате обучения они стали лучше распознавать свои ценности и понимать свои чувства в отношении выбранных направлений обучения и предстоящих карьерных перспектив, более эмоционально устойчивыми в ситуациях неопределенности и более реалистично оценивать степень своего контроля над внешними обстоятельствами.
Также сотрудники лаборатории провели специальное обучение по форсайт-сторителлингу специалистам сферы образования и социальной поддержки граждан в критических ситуациях. По результатам курса 95 процентов участников распознавали кризисные, критические и проблемные ситуации и могли применить принципы помощи гражданам в своей практике, а 74 процента — успешно применяли разнообразные консультативные навыки в кризисных ситуациях в зависимости от поведенческих стратегий обратившихся к ним граждан.
Помимо этого, форсайт-сторителлинг может быть полезен при прогнозировании новых профессий и организации новых направлений образования. Также разработанный подход должен стать одной из техник профориентации для современных детей, наряду с принятыми методиками, заявили исследователи.
В дальнейшем ученые планируют заниматься разработкой индивидуальной концепции благополучия и личностных ресурсов, системы повышения устойчивости сообществ, а также усовершенствованием методов персональной и карьерной futures-ориентации и интеграция индивидуального форсайт-сторителлинга в преподавании.


Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости