Top.Mail.Ru

Наставник победителей: Алексей Богданов о подготовке медалистки «Я — профессионал»

Алексей Богданов, ассистент кафедры английского языка и лингводидактики института иностранных языков МГПУ, ответственный за проведение профессиональных конкурсов и сертификации «Московский учитель» в Институте иностранных языков МГПУ, наставник Екатерины Погребежской, серебряной медалистки VIII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Педагогическое образование (основное)».

Как Вы пришли к наставничеству?

Путь к наставничеству у меня, как, уверен, и у многих моих коллег, начался с позиции наставляемого. Уже на первом курсе я принял участие в крупном студенческом состязании — Всероссийском конкурсе ораторского искусства на иностранном языке. Через год я открыл для себя Всероссийскую олимпиаду «Я — профессионал» и совершенно неожиданно, в первую очередь, для самого себя стал серебряным медалистом. Тогда я задал себе вопрос: «Что или кто даёт мне такие знания, уверенность в себе и, главное, желание продолжать конкурсный путь?» Ответ был прост: мои наставники. Я осознал, насколько важна наставническая поддержка с точки зрения реализации потенциала молодого специалиста — именно это и побудило меня стать наставником для ребят во время обучения на старших курсах. К этому времени у меня был накоплен профессиональный опыт, которым я хотел охотно делиться с другими.

Какие качества наиболее важны для наставника в рамках олимпиады «Я — профессионал»?

Если мы попытаемся обрисовать портрет наставника, то, в первую очередь, это человек, который любит свое дело и людей, которых он пытается в него вовлечь. Все мои студенты знают мой главный девиз: «Всё начинается с любви». Наставничество тоже берет свое начало именно в любви человека к окружающим — она их наполняет, даёт силы двигаться дальше даже в самые непростые жизненные моменты (а на профессиональных конкурсах редко бывает легко). Безусловно, наставник — человек, всегда анализирующий, глубоко мыслящий и умеющий находить оригинальные решения. Профессиональный конкурс — событие, в котором почти ничто и никогда не идёт по запланированному сценарию. Это всегда полет творчества, а значит стимул -для поиска новых решений. И в этом смысле наставник становится своего рода источником вдохновения для своего подопечного.

Какой опыт Вы получили, участвуя в проекте в качестве наставника?

Для меня наставничество в рамках Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — это очень значимый профессиональный стимул. За несколько лет нам удалось собрать и даже в некотором смысле формализовать сборную команду института иностранных языков МГПУ. Несколько лет мы вместе со студентами шли к профессиональному Олимпу, совместно искали идеи для педагогических проектов и модельных занятий, обсуждали дискуссионные вопросы, касающиеся образовательной деятельности, учились планировать и осуществлять педагогический эксперимент. Очевидно, что это невероятный профессиональный рост не только для студента, но и для педагога; это расширение нашего профессионального сознания. Я искренне рад тому, что проект каждый год даёт возможность находить новые решения в процессе командной работы — мне кажется, именно она и является ключевой технологией нашей деятельности в XXI веке.

Какие трудности испытывают участники Олимпиады и какие шаги предпринимаете Вы, чтобы облегчить их подготовку?

Достаточно тяжело выделить какой-то конкретный набор трудностей, но всё же наиболее частыми вызовами для нас и наших студентов являются отсутствие знаний о специфике конкретных направлений Олимпиады (особенно это актуально для первокурсников), сложности в генерации новых идей для собственных образовательных продуктов. Но мы никогда не оставляем наших ребят один на один с конкурсом: мы организуем очные и дистанционные встречи (иногда они проходят даже несколько неформально за чаем или кофе), мы рассказываем об уже имеющемся опыте, приглашаем медалистов, победителей и призеров прошлых лет. Наша главная задача — очертить путь студента из точки, А в точку Б. Когда у него есть чёткое представление своего маршрута, становится гораздо легче.

Советы будущим наставникам и участникам олимпиады?

Мне сложно дать какой-то конкретный совет, потому что у каждого участника опыт в олимпиаде особенный. Но всё же скажу участникам три главные вещи, которые помогают и мне на педагогических состязаниях:

1. Не бойтесь сделать первый шаг. Знаете, порой кажется, что регистрация — это самое простое в олимпиаде. На самом деле, это самый ответственный шаг. Сделав его, станет намного проще. Главное — решиться. Как только вы это сделаете, вы уже встанете на путь создания лучшей версии самого себя.
2. Помните правило трех «Н»: нет ничего невозможного. Порой мы не осознаем своих реальных возможностей. Поверьте, выйдя из зоны комфорта (а любой профессиональный конкурс это подразумевает), вы поймете, что нет той вершины, которую Вы не сможете не покорить.
3. Любой опыт имеет значение. В первую очередь, конкурс — это соревнование с самим собой. Приобретенный опыт укажет направление своего будущего профессионального развития.

Всем наставникам я тоже хотел бы пожелать не бояться нового — рисковать, пробовать, ошибаться, но вставать и снова делать. Путь наставничества — это не менее интересный путь. Интересным его делает некоторая доля непредсказуемости и креативности, но именно это и наполняет жизнь современного педагога смыслом. Пусть ваш совместный путь с наставляемым помогает сбыться всем профессиональным мечтам.

Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» входит в национальный проект «Молодёжь и дети», запущенный по решению Президента России Владимира Путина. Проект способствует воспитанию патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения, обеспечению суверенитета, конкурентоспособности и развития страны. Объединяет самых талантливых студентов и делает профессионализм ценностью.

МГПУ является членом Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал», вузом-организатором и вузом-соорганизатором группы направлений «Педагогические науки» Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». МГПУ ежегодно показывает высокие результаты по количеству медалистов и занимает лидирующее положение среди вузов-участников. И очень важная роль в этом принадлежит наставникам. Именно наставничество в современном образовании рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Фото: Алексей Богданов

Также по этой теме



В МГПУ прошёл городской семинар, посвященный истории народного ополчения столицы 1941 года


05 декабря 2025 г.


Cеминар «Живая память московского народного ополчения. Методики обучения, воспитания, музейно-педагогической, краеведческой и поисково-исследовательской работы» состоялся в преддверии 84-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Москвой

ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Главные новости