ИСП МГПУ и профессор Титце о дошкольном образовании

В конце августа Москву посетил известный зарубежный специалист в области оценки качества дошкольного образования, руководитель Центра оценки качества дошкольного образования в Свободном университете Берлина, профессор Вольфганг Титце.

Профессор Титце встретился с коллегами из Института системных проектов МГПУ: заместителем директора Института системных проектов И.Б. Шияном, главным научным сотрудником института Н.Е. Вераксой и заведующим лабораторией образовательных инфраструктур Е.В. Ивановой. Ученые обсудили ключевые задачи дошкольного образования в России и мире, а также перспективы магистерской программы МГПУ, в рамках которой производится подготовка специалистов дошкольного образования.
Приводим краткое интервью с профессором Титце по результатам встречи:

  • Какие задачи стоят перед дошкольным образованием в мире и особенно в России?

Я думаю, одной из глобальных задач является предоставление каждому ребенку возможности посещать детский сад. К сожалению, во многих странах такой возможности у детей нет, более того, качество образования в детских садах оставляет желать лучшего. Я не знаю, как именно обстоят дела в России, но мне кажется, во многом ситуации схожи: в детских садах не хватает мест, особенно в яслях. Это, в частности, сказывается на семьях, в которых работают оба родителя. Чтобы решить эти проблемы, в первую очередь необходимо создать большее количество мест в детских садах, а затем улучшить качество образования в них.

  • МГПУ реализует магистерскую программу по проектированию и экспертизе дошкольного образования. Как вы считаете, каким компетенциям в подготовке современных педагогов нужно уделять особое внимание?

Одной из важнейших компетенций современного педагога является индивидуальный подход к работе. Это подразумевает понимание нужд каждого отдельного ребенка: необходимо наблюдать за детьми и вырабатывать индивидуальный подход к ним. Разумеется, у педагога должно быть достаточно времени для реализации такой стратегии.

  • Вы говорите о важности работы с родителями дошкольников. Расскажите более подробно, какая именно работа должна проводиться?

Дошкольное образование предполагает образование не только детей, но и их родителей. Поскольку зачастую родители не знают, как правильно воспитывать своих детей, в этом им может помочь учреждение дошкольного образования.

  • Как вы считаете, функцию дошкольного образования должны выполнять государственные детские сады или коммерческие дошкольные учреждения?

Я думаю, не столь принципиально, откуда детские сады получают финансирование. В первую очередь, детский сад должен предоставлять качественное образование, независимо от того, государственный он или частный. Также, важно, чтобы стоимость образования в частном детском саду была по карману родителям. К сожалению, такое разделение на государственные и частные учреждения уже предполагает финансовое неравенство: более обеспеченные родители отдают своего ребенка в частный детский сад потому, что могут себе это позволить. Но это вовсе не то, к чему мы стремимся: мы хотим обеспечить всех детей качественным и доступным образованием.

  • Как вы считаете, в каком возрасте ребёнка следует отдавать в детский сад? 

Это очень хороший вопрос. Думаю, на него нет универсального ответа. И годовалого ребенка можно отправить в детский садик, однако в таком случае группы должны быть небольшие, чтобы один педагог успевал заботиться о каждом ребенке. Количество детей в группе необходимо регулировать в зависимости от их возраста. Этим я хочу сказать, что мы должны адаптировать систему дошкольного образования к возрасту и потребностям детей.

30 августа профессор Титце выступил с докладом на форуме «Город образования», где более подробно рассмотрел перечисленные вопросы, особое внимание уделив критериям оценки качества дошкольного образования и способам его улучшения.

Также в 2018 году, благодаря усилиям Н.Е. Вераксы и А. Дорофеевой, автора популярных методик работы с детьми, в России вышла в свет книга профессора Титце «Оценка и развитие качества дошкольного образования». В книге осмысляются результаты проведенного в 1999 году масштабного исследования качества дошкольного образования в Германии с использованием шкал ECERS. Исследование помогло сформулировать корректное представление о качестве дошкольного образования, а также предложить эффективные меры по его развитию.