Использование категории «снятия» в подходе Л.С. Выготского

3 февраля 2021 года состоялось пятое заседание четвертой серии семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании». С докладом «Переход от житейского к научному при обучении: использование категории „снятия“ в подходе Л.С. Выготского» выступил Александр Ромащук, ассистент кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Обсуждение открыл ректор МГПУ Игорь Реморенко. Он отметил, что категория «снятие» требует подробного анализа, чтобы избежать механистичности в понимании этой категории и при ее заимствовании из философии в психологию. Игорь Михайлович также выразил сомнение относительно корректности сопоставления в докладе идеи снятия с инсайтом и «ага-реакцией».

Петр Нежнов, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, в своем сообщении рассмотрел предпосылки формирования научных понятий, сформулировал ряд уточняющих вопросов о переходе от житейского к научному. Была прокомментирована гипотеза докладчика и обозначена проблема исследований житейских понятий.

Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» Елена Чудинова отметила, что «житейские» понятия, а более точно — «исходные» детские понятия — в развивающем обучении всегда являются точкой отсчета в формировании научных понятий. «Что именно происходит — преобразование или преодоление — зависит от конкретного понятия. При этом ценностью для развивающего обучения являются культурные понятия, а не самобытные детские мнения. Поэтому отслеживание развития и преобразования житейских понятий может быть важным в научном исследовании, но не в самом обучении», — резюмировала Елена Васильевна.

Обсуждение продолжила Елена Ушакова, научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ. Она сформулировала свою позицию следующим образом: «До тех пор, пока мы не ответим себе на вопрос, в рамках какой философской концепции мы рассуждаем или критикуем те или иные психологические концепции и подходы, наше рассуждение будет «кусочно-гладким».

В обсуждении в формате обмена письменными тезисами также приняли участие сотрудники Института системных проектов МГПУ Александр Аронов и Ольга Шиян, а также директор Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Елена Восторгова. В заключение выступил Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ.

Посмотреть видеозапись семинара можно по ссылке.



Приложение студентки колледжа МГПУ научит первой помощи при инсульте


28 марта 2024 г.


Разработка Анны Макаровы учит распознавать признаки инсульта, а также позволяет тренировать навыки оказания первой помощи пострадавшему при ударе током, ожоге, кровотечении

Правильный подход к лечению депрессии: как распознать и преодолеть расстройство


28 марта 2024 г.


Доцент МГПУ Лариса Овчаренко рассказала LIVE24 о навыках, которые могут помочь справиться с депрессией

Главные новости