Top.Mail.Ru

К Международному дню защиты информации

Ощущение полной безопасности наиболее опасно.

И. Шевелёв

Почему она так важна, безопасность в интернете? В мире, где цифровые технологии играют значимую роль, защита информации становится всё более актуальной. Хакерские атаки, утечки данных угрожают нашей конфиденциальности и безопасности. Необходимо заботиться о том, чтобы личные данные, финансовая информация, медицинские записи и другие важные сведения были защищены от неразрешённого доступа. Международный день защиты информации — это отличный повод обратить внимание на вопросы кибербезопасности, обучиться правилам безопасного использования интернета, обновить пароли, установить антивирусное программное обеспечение и быть более осмотрительными в онлайн-пространстве.

Праздник зародился в 1988 году неслучайно. Именно в этот год зафиксировали первую массовую эпидемию сетевого «червя», получившего название по имени своего создателя — Р. Т. Морриса. Небольшая логическая ошибка во время кодирования программы Морриса и созданный таким образом вирус остановили работу 6000 интернет-узлов. После данного события специалисты задумались о компьютерной безопасности и хранящихся данных. С целью напоминания пользователям о необходимости защиты их компьютеров и всей хранимой в них информации и был установлен этот международный день.

Как зародился интернет? Как защитить себя в информационном пространстве? Какие существуют угрозы во Всемирной паутине? Как предотвращать их? С какими опасностями в интернете сталкивается современный школьник? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню защиты информации.

История появления интернета

Всемирная паутина зародилась в 50-х годах ХХ века, благодаря знаниям в области компьютерного развития и военных сетевых счётных центров. Тогда уже существовали локальные сети и стали появляться разработанные концепции глобальной сети. Из видеоурока «Компьютерные сети» старшеклассники узнают о типах и особенностях компьютерных сетей. Но исследователи и учёные понимали, что им нужен более быстрый и эффективный способ обменивания информацией. В 1969 году появилась первая функционирующая компьютерная сеть из четырёх компьютеров, являвшаяся предшественницей интернета. Она называлась АРПАНЕТ или сеть Агентства перспективных исследовательских проектов. Сценарий урока «Интернет. Адресация в интернете» подробнее познакомит с историей развития Глобальной сети.

В 1970-х годах появились стандарты и протоколы, необходимые для обеспечения связи между ПК. Сначала был создан протокол управления передачей TCP, объединивший коммуникацию между изолированными сетями. Позднее учёные разработали и внедрили протокол передачи данных TCP/IP, который является основой современного интернета. Протокол передачи данных — это набор правил, определяющих принципы обмена данными между различными компьютерными программами. Тогда же впервые использовали термин «интернет». Видеоурок «Цифровой образ жизни. Технические аспекты использования интернета» расскажет о том, как Глобальная сеть объединила людей с разных уголков мира.

В 1989 году изобретатель Тим Бернерс-Ли создал Всемирную Паутину, что сделало использование интернета более доступным и удобным. Его открытие позволило находить файлы на других компьютерах и активировать связи между ними.

С каждым годом интернет распространялся и совершенствовался, и в 1990-х годах он начал активно использоваться в коммерции и повседневной жизни. Из видео «Достоверность информации в сети интернет» вы узнаете, почему информацию в интернете необходимо проверять. Появление социальных сетей, почты и поисковых систем сделало Всемирную паутину неотъемлемой частью нашего общества.

Как защитить себя в интернете

Первое правило безопасности в интернете — никогда не делиться личной информацией с незнакомцами, не сообщать свой адрес, номер телефона, учебного учреждения или другие личные данные. При использовании социальных сетей настраивать страничку так, чтобы только друзья могли видеть личную информацию. И быть внимательным, когда добавляешь новых друзей. С помощью материала «Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы» можно проанализировать ситуации при использовании интернета и определить, какая из них опасна, а какая — нет.

Создавать сложные пароли для учётных записей и не использовать легко угадываемые комбинации. Выбирайте многофакторную аутентификацию. Это такой способ проверки подлинности, при котором для доступа к учётной записи используются два или более метода проверки.

Пользоваться сетевым экраном — программным обеспечением, которое принимает решение о пропуске или блокировке данных. Его главной функцией является блокировка вредоносной активности и предотвращение несанкционированных действий пользователей как в частной сети, так и за её пределами. С видами программного обеспечения познакомит видеоурок «Программное обеспечение компьютеров».

Внимательно относиться к выбору основного инструмента для выхода в интернет — браузера, поскольку он играет важную роль в обеспечении безопасности в интернете. В видеоуроке «Всемирная паутина» учащиеся найдут подробную инструкцию по настройке браузера. Также пользоваться последней версией программы безопасности. Антивирус обеспечивает защиту в интернете. Лучшие программы способны защитить от различных видов атак и обеспечить безопасность данных в интернете. Из приложения «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» учащиеся узнают, какое действие совершается при «лечении» вируса. Не забывать обновлять антивирусное программное обеспечение.

Угрозы информационной безопасности

Сегодня интернет предоставляет пользователям удивительные возможности для обучения, общения и развлечений. Однако вместе с этим приходят и различные угрозы, о которых важно знать, чтобы сохранить конфиденциальность и безопасность в цифровом мире. С особенностями Глобальной сети, затрудняющими информационную безопасность, познакомит материал «Безопасность в интернете».

Одна из старейших угроз интернет-безопасности, возникшая еще в 1990-х годах и являющая популярной в настоящее время, — фишинг. Из видео «Кибербезопасность и киберпреступность» старшеклассники узнают, почему данное явление имеет значение «рыбалка». Фишинг — это кибератака с использованием фальшивых писем. Злоумышленники, маскируя письма под запросы из банка или сообщения от коллег, пытаются обмануть получателей электронной почты. Целью атаки является заставить пользователей раскрыть личную информацию или загрузить вредоносные программы. В материале «Безопасность в интернете» можно найти историю развития спам-технологий.

Ещё одна основная угроза интернет-безопасности — вредоносные программы и реклама. К вредоносным программам относятся вирусы, черви, трояны и другие, которые хакеры используют для нанесения ущерба и кражи конфиденциальной информации. Вредоносная реклама — это онлайн-реклама, распространяющая вредоносные программы. Пользователи, взаимодействующие с ней, могут загрузить нежелательные программы на своё устройство и тем самым потерять личные данные. Ещё есть программы-вымогатели, которые блокируют использование компьютера или доступ к определенным файлам на нём, пока не будет уплачен выкуп. О безопасных покупках в интернет-пространстве расскажут видеоматериалы «Безопасные платежи в интернете» и «Мошенничество в интернете».

В настоящее время в интернете часто встречается агрессия, которая нарушает нормы и правила существования людей в обществе. Сценарий классного часа «Зазеркалье социальных сетей: формирование горизонтов желаний» напомнит правила общения, а также познакомит с влиянием социальных сетей на наше мировоззрение. Термин «буллинг» обозначает угрозы, насмешки и другие действия, которые способны напугать, унизить и иным образом негативно воздействовать на человека. Кибербуллинг — это форма травли, при которой дети и подростки подвергаются вредоносным действиям со стороны своих сверстников в интернете. Важно знать, как распознавать и предотвратить данное явление. Видеоурок «Вместе против буллинга. Кибербуллинг» расскажет, ка­ки­ми могут быть пос­ле­дствия кибербуллинга и как от не­го за­щи­тить­ся.

Сегодня можно невольно столкнуться с нежелательным или противоправным контентом в интернете. Почему это опасно? Произвольный или случайный просмотр таких материалов негативно отражается на детской и подростковой психике и поведении. Необходимо научиться фильтровать и избегать подобного контента, а также обращаться за помощью к родителям или учителям, если что-то вызывает беспокойство.

Неограниченное количество времени, проведённого в интернете, может привести к зависимости и проблемам со здоровьем. Красочный и захватывающий мир игры объединяет тысячи человек по всему миру, но, когда происходит полное погружение в виртуальную действительность, реальная жизнь уходит на второй план. Из видео «Безопасное поведение в сети интернет» школьники узнают, какими уловками пользуются мошенники в играх. Помните, что никакая яркая виртуальная реальность не сможет заменить интересного досуга, проведённого в кругу семьи или единомышленников.

«Возможности интернета должны дополнять реальную жизнь»

В. В. Путин

Изображение от Freepik



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования