Top.Mail.Ru

Как преподавать историю России и мира так, чтобы «пазл» сложился?

Объединить историю Россию и Всемирную историю в рамках школьного курса непросто: дети путаются в хронологии и часто не могут понять, что общего между Шекспиром и Иваном Грозным. Эксперты МГПУ и учителя истории рассказали порталу «Педсовет» о приемах, которые помогут «пазлу» сложиться в головах учеников.

Проводить параллели

Чтобы истории средневековой Франции и Новгородской республики не казались школьникам абсолютно не связанными между собой — и при этом в равной степени сказочными — желательно давать небольшое упражнение на исторические параллели. Например, на уроке про Ивана Грозного попросить предположить, какой великий поэт творил в его время в Англии. Или, говоря о Троице Андрея Рублева, спросить, какую знаменитую личность примерно в то же время сожгли во Франции за ересь?

Лариса Маслова, учитель истории в школе № 2065 (Москва), советует ввести такие сравнения в привычку:

«Я сразу учу детей сравнивать. Например, 1265 год — это дата образования Парламента в Великобритании. А что в это время было в России? Александр Невский уже скончался, это был период Монгольского нашествия; на Руси происходили страшные события, но уже появилась новая династия московских князей, во главе которой встал сын Александра Невского. Изучая периоды в истории, мы запоминаем современников выдающихся деятелей. Это помогает в создании единой картины мира».

Учитель истории школы № 2120 (Москва) Николай Сосна советует давать ученикам задания на совпадения, где нужно объединить между собой:

  • портреты исторических личностей: найти тех, кто действовал в одном веке/одном десятилетии;
  • портреты великих ученых из разных стран: найти тех, кто работал в одной области науки;
  • изображения памятников архитектуры: найти сооружения, построенные в одном и том же веке.

Кроме того, можно попросить детей расставить события из российской и мировой истории в нужной последовательности. Например, что было раньше: изобретение телефона, открытие периодической системы Менделеева или патент на динамит? Вариант — поиграть с учениками в настольную игру «Таймлайн», где тоже нужно раскладывать карточки с событиями мировой истории в правильном порядке.

Еще один способ «запараллелить» мировую и отечественную историю — написать «Исторический кроссворд», который придумали в Московском городском педагогическом университете. В нем встречаются, например, такие вопросы: «В 1812 году Францию возглавлял Наполеон I, а кто в это время правил в России?». «Исторический кроссворд» состоится 22 октября и будет проходить по всей стране. Чтобы принять участие, нужно зарегистрироваться.

«Знакомить» между собой исторических личностей

Личные истории всегда интереснее сухих фактов, уверен Егор Бондаренко, учитель истории школы № 2065 (Москва):

«Англия эпохи Тюдоров и Россия периода опричнины — это совершенно разные реалии, казалось бы, между ними нет ничего общего. Но стоит рассказать детям, что Иван Грозный состоял в переписке с Елизаветой Тюдор и предлагал ей выйти за него замуж, — и вот уже выходит, что эти люди не просто жили в одно время, но и были знакомы и едва не поженились!»

Спросите школьников, понравился бы им на месте королевы Елизаветы такой жених?

Этот прием можно использовать и для других персонажей. Например, отец Грозного, великий князь Василий, был современником Христофора Колумба. Представьте, что он подумал, когда услышал об открытии новых земель на западе?

А наставник Ивана IV митрополит Макарий наверняка что-то слышал про Мартина Лютера: как думаете, обрадовала его Реформация на Западе или наоборот обеспокоила?

Использовать интеллект-карты

Увидеть параллели в историческом процессе хорошо помогает визуализация. Скучные конспекты полезно заменить интеллект-картами: они помогают выделить и запомнить самое главное — термины, даты, ассоциации, логические цепочки.

Интеллект-карты — это схемы, похожие на дерево: ученики могут нарисовать на листе А4 центральный объект, например, круг, от него провести центральные ветви с опорными понятиями/событиями, а на них нанизывать маленькие «ветки» с ассоциациями, побочными причинами, уточненными понятиями. Главное — не перегружать карту текстом.

Пример — интеллект-карта по теме «Монгольская империя» От центрального круга «Монгольская империя» образуются ветви «Чингисхан» (мелкие ветки — «собрал огромное войско», «хотел покорить мир», «1206 — стал великим Ханом»), «население» (мелкие ветки — «охота», «скотоводство» и др. характеристики), «захватнические походы» (мелкие ветки — «1211−1215 — Захват Китая» и др) и «причины военных успехов» (мелкие ветки — «конница», «живой щит из пленников»).

Две интеллект-карты о событиях в разных странах, положенные рядом, помогут ученику быстро ухватить главное, сопоставить даты и сделать вывод о сходстве, различии или взаимном влиянии исторических событий.

Дать «примерить» историю на себя

Для того чтобы помочь детям ощутить «реальность» истории, очень полезно делать небольшие проекты о судьбе их собственной семьи.

Татьяна Апостолова, кандидат исторических наук, доцент МГПУ, один из авторов «Исторического кроссворда»

«Многие семьи собирают и хранят сведения и своих предках, генеалогические древа, знают об участии членов семьи в исторических событиях: всё это помогает понять, что историю и ценности формируют обычные люди. И не только отечественную, но и мировую. Возможно, чья-то бабушка застала Бархатную революцию в Венгрии, а чьи-то родственники стали свидетелями визита Фиделя Кастро в Москву».

Обращаться к художественным образам

Кладезь исторических ассоциаций в помощь педагогу-историку — фильмы, сериалы и художественная литература. Важно ответственно подойти к рекомендациям: например, недавно вышедший американский сериал «Бриджертоны» едва ли расскажет правдивую историю Англии эпохи Регентства, а вот докудрама «Романовы» вполне подойдет для пополнения исторических знаний.

Например, по истории 16-го века можно параллельно посмотреть сериал «Грозный» и фильм «Две королевы»; по 18-му веку — сериал «Екатерина» и сериал «Удивительное путешествие Мэри Брайант»; узнать об истории двух великих европейских династий — по сериалам «Романовы» и «Аристократия Габсбургов».

«Фильмы и книги помогают создать в воображении ребенка образ эпохи — наряды, посуда, помещения. Заинтересовавшие его детали помогают как бы создать ячейку в памяти, куда потом можно положить что-то еще: те же даты и события. Но важно не перегружать этим уроки», — говорит Татьяна Апостолова.

Читать материал в источнике

В материале используется изображение от rosssneddon на Unsplash


Персоны



Олимпиада «Учитель школы будущего»: списки участников второго тура (испанский язык)


29 марта 2024 г.


Опубликованы списки допущенных до 2-го тура заключительного этапа по испанскому языку, а также даны ответы на часто задаваемые вопросы

Премия «Люди МГПУ»


29 марта 2024 г.


Премия «Люди МГПУ», поддерживаемая специализированным фондом МГПУ, отмечает выдающиеся достижения преподавателей и студентов университета

Главные новости