Top.Mail.Ru

Ко дню основания Российской академии художеств

В глубине человека заложена творческая сила,

которая способна создать то, что должно быть,

которая не даст нам покоя и отдыха,

пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.

И. Гете

В этом году свое 265-летие отмечает Российская академия художеств, ставшая правопреемницей Императорской Академии художеств. Она была основана по решению Сената 17 ноября 1757 г. по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и одного из деятелей просвещения того времени И.И. Шувалова.

В 1764 г. императрица Екатерины II даровала «Привилегию и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств», наделив ее особым государственным статусом, признававшим самоценность и самостоятельность художественной деятельности. В том же году началось строительство здания Академии в Петербурге по проекту архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота.

До начала XX в. Академия была уникальным высшим художественным учебным заведением в России. Она не только давала качественную профессиональную подготовку начинающим живописцам и скульпторам, но и была центром художественного просвещения, вела научно-исследовательскую деятельность, активно влияла на развитие других видов искусства, а также способствовала формированию музейных коллекций, проводила различные выставки и конкурсы.

В настоящее время Российская академия художеств наряду с Эрмитажем, Большим театром и Третьяковской галереей по указу президента отнесена к особо ценным объектам национального достояния народов. С 1997 г. ее президентом является художник и скульптор Зураб Церетели.

Как была основана Академия художеств и почему впоследствии была упразднена? С какими именами связано это учебное заведение? Кто такие «передвижники»? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню основания Российской академии художеств.

Елизаветинская эпоха. Основание Академии

Правление Елизаветы Петровны (1740−1761 гг.) связано с кардинальными изменениями в области культуры. В те годы была проведена реорганизация военно-учебных заведений, расширена сеть начальных школ, созданы первые гимназии в Москве и Казани, основан Московский университет и открыт первый публичный театр. Петербургская академия наук проводила большие научные исследования, а для изучения Севера России, Сибири, Зауралья и Камчатки организовывались географические экспедиции. Большая поддержка оказывалась первому русскому ученому М.В. Ломоносову, внесшему значительный вклад в развитие науки, и другим представителям науки и культуры. Немалое значение также придавалось обустройству царских резиденций, на что выделялись огромные средства. Так, были построены Зимний дворец в Петербурге и Екатерининский в Царском Селе, перестроены петровские резиденции. Все это не только привлекло в Россию зарубежных мастеров, но и способствовало появлению и развитию местных художественных кадров. Почему Елизавета Петровна уделяла такое внимание искусству и науке? С именами каких деятелей искусства связана так называемая елизаветинская эпоха? Как в России начался расцвет барокко? На эти и другие вопросы ответит видео «Елизаветинская эпоха».

Идея создания учебного заведения в области изящных искусств принадлежала еще Петру I, благодаря которому на базе учрежденной Академии наук было открыто специальное художественное отделение. Однако такая структура оказалась не очень удачной и приводила к частым конфликтам между учеными и служителями творческих профессий. Несмотря на свое последующее разделение, этот факт и по сей день играет важную роль в истории Академии — оба учреждения продолжают тесно сотрудничать уже почти три столетия.

М.В. Ломоносов оказал большое влияние в вопросе становления Академии художеств: именно он обратился к меценату и просветителю Ивану Шувалову и высказался о преобразовании Академии наук, отмечая переполнение ее штата и подчеркивая большие расходы на ее содержание. При этом непосредственно Ломоносов занимался различными вопросами слушателей Академии художеств, существовавшей при Академии наук, в том числе он составил программу обучения будущих академистов. Стоит отметить, что, кроме заслуг в качестве педагога и организатора научных исследований, Ломоносов также известен своим значительным вкладом в развитие различных наук — химии, физики, геологии, металлургии, географии и астрономии. Кроме того, он участвовал в возрождении искусства мозаики в России и стал одним из основоположников русской светской литературы и филологии. Познакомиться с биографией этого выдающегося ученого и узнать о его заслугах можно из сценария урока «М.В. Ломоносов» и одноименного видео.

Как отдельная самостоятельная единица Академия художеств появилась при Елизавете Петровне благодаря И.И. Шувалову и М.В. Ломоносову, добившимся учреждения «особой академии трех знатнейших художеств», под которыми подразумевались живопись, ваяние и зодчество. При этом до 1763 г. она состояла при Московском университете и только в 1764 г. была преобразована в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Об истории создания Академии, о том, какую значительную роль она сыграла в воспитании художественных кадров и как стала центром художественной жизни России, подробно рассказывают видео «История создания Академии художеств» и «Российская Академия Художеств».

Дальнейшая судьба Академии художеств

После революции 1917 г. Императорская академия художеств была упразднена, однако на ее базе были созданы различные учебно-художественные мастерские, что позволило продолжать образовательную деятельность в данном направлении. Позднее история легендарного учебного заведения получила новое развитие: в 1932 г. была воссоздана Академия художеств в Ленинграде, к которой вернулись основные функции Императорской академии, а в 1947 г. в Москве открылась Академия художеств СССР, которую в 1992 г. преобразовали в Российскую академию художеств, какой мы знаем ее в настоящее время.

Несмотря на сложные периоды в истории своего существования, Академия смогла сохранить классическую систему обучения художников и традиции многих веков, накопленные с XVIII в. Сегодня она объединяет основные и самые разные творческие силы нашей страны: среди ее академиков и почетных членов находятся выдающиеся художники, архитекторы, искусствоведы и дизайнеры, которые представляют практически все направления искусства. Академия также относится к особо ценным объектам культурного наследия народов России и включает в себя ряд образовательных учреждений. Другие интересные факты об Академии можно узнать, посмотрев видео «Академия художеств: ретроспективный взгляд» и «Нетленное наследие».

Знаменитые учителя и ученики

С момента создания Академию курировал сам И.И. Шувалов, а для первого набора обучения были выбраны 16 талантливых учеников гимназии при Московском университете. Уже тогда среди них были те, кто впоследствии прославил русское искусство — архитекторы Василий Баженов и Иван Старов, художники Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин. Первые педагоги были в основном иностранцами, которых приглашал лично Шувалов, но уже через несколько лет там появились и русские мастера, среди которых в том числе был и М.В. Ломоносов. Преподаватели вместе с учениками принимали участие в возведении и оформлении крупных художественных ансамблей того времени: Казанского и Исаакиевского соборов, храмов Спаса-на-Крови и Христа Спасителя.

За два с половиной века своего существования Академия художеств обогатилась множеством выдающихся произведений, авторами которых были ее члены — видные деятели русской и мировой культуры. В разное время ее закончили такие известные архитекторы, как Н.Л. Бенуа, А.Н. Воронихин, В.А. Щуко, К.А. Тон, И.А. Фомин и прочие. А для тех, кто уже хорошо знаком с их архитектурными произведениями, будет интересно проверить себя в приложении «В.И. Баженов, К.А. Тон, М.Ф. Казаков».

Академия насчитывает огромное количество имен выдающихся живописцев, бывших ее учениками и учителями: К.П. Брюллов, В.Д. Поленов, А.А. Иванов, В.И. Суриков и многие другие. При этом живописцам XVIII в. уделяется особое внимание, поскольку именно в это время началось активное развитие русской живописи, а первые выпускники Академии, ставшие классическими представителями «шуваловской эпохи», задали высокий уровень создававшихся тогда произведений. Более подробно с творчеством некоторых из них можно ознакомиться в сценарии урока «Живопись XVIII века», а приложения «Жанр портрета в живописи XVIII века. Ф. С. Рокотов», «Жанр портрета в живописи XVIII века. В.Л. Боровиковский» и «Жанр портрета в живописи XVIII века. Д.Г. Левицкий» помогут закрепить свои знания.

Одним из самых известных художников-выпускников является Михаил Врубель, который поступил в Академию уже после окончания юридического факультета Петербургского университета. Там вместе с В.А. Серовым он учится у великого педагога П.П. Чистякова, оттачивает мастерство рисунка и улучшает свое художественное видение. А позже М.А. Врубель станет одним из любимых художников мецената Саввы Мамонтова. О том, как сложилась судьба Михаила Александровича и почему его считали чудаком, можно узнать из видео «Михаил Врубель», интерактивное приложение «Мистический художник XIX века М.А. Врубель» и тест «М.А. Врубель» позволят проверить себя, а сценарий урока «Сочинение по картине М.А. Врубеля „Царевна-Лебедь“» поможет углубиться в творчество художника и поработать над одной из его работ.

Валентин Серов, учившийся вместе с Врубелем, с детства мечтал стать живописцем. Но поступив в Академию, довольно быстро бросил занятия, поскольку посчитал, что ему там было нечему учиться. При этом его педагог П.П. Чистяков отмечал превосходную степень всестороннего художественного постижения в искусстве, которой Серов обладал от природы. О том, как художник предложил супруге Николая II собственноручно завершить портрет императора, и о других интересных фактах жизни и творчества Валентина Серова, вы узнаете из одноименного видео.

Не менее важный след в художественной истории России оставил Игорь Грабарь, бывший учеником И.Е. Репина. В течение 12 лет (1913−1925 гг.) он руководил Третьяковской галереей и реформировал музейные принципы работы, а в 1918 г. стал инициатором создания Центральных реставрационных мастерских, которые впоследствии возглавлял до 1930 г. Познакомиться с его творчеством и историей создания его работ поможет видео «Игорь Эммануилович Грабарь», а приложение «Творчество И. Э. Грабаря» поможет закрепить полученные знания.

Движение «передвижников»

В Российской империи XIX в. произошло немало событий, в результате которых деятели культуры были вынуждены конкурировать за внимание, деньги и успех. Прецедентом для создания независимых объединений художников стала ситуация с лучшими студентами курса, произошедшая в 1863 г. Иван Крамской, во время учебы объединивший вокруг себя единомышленников, возглавил «бунт четырнадцати», отказавшись от рисования экзаменационной работы на заданную тему и потребовав право писать на свободную тему. Получив отказ, все участники были вынуждены покинуть Академию и начать самостоятельную творческую жизнь. Так была создана Петербургская Артель художников, которую возглавил сам Крамской. С его творчеством познакомит видео «Сказки картинной галереи. Иван Николаевич Крамской», а проверить себя поможет приложение «Картины Крамского Ивана Николаевича».

Несмотря на то что Артель просуществовала недолго, ее опыт учитывался позднее при создании Товарищества передвижных и художественных выставок. Это объединение смогло достичь иных результатов благодаря своей идеи: оно хотело сделать искусство народным при помощи выставок. В число передвижников входили И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.И. Левитан, В.Г. Перов, И.Н. Крамской и некоторые другие. Видео «Конкуренция в искусстве: передвижники» позволит углубиться в эту тему, а приложение «Творчество художников-передвижников» — закрепить знания.

Одним из участников «передвижников» одно время был и Илья Репин, закончивший Академию художеств с большой золотой медалью и уже к 30 годам получивший европейскую известность благодаря своей картине «Бурлаки на Волге». Художник много работал: преподавал, писал сюжеты для императора и коллекционера Третьякова, портреты русских композиторов и писателей, иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого. Некоторые другие биографические сведения рассказываются в видео «Репин» и «Илья Репин. Передвижники», а с его творчеством можно ознакомиться из видео «Сказки картинной галереи. Иван Николаевич Крамской» «Сказки картинной галереи. Иван Николаевич Крамской». Закрепить знания помогут приложения «Илья Ефимович Репин» и «Репин Илья Ефимович (1844−1930)».

«Искусство есть нечто такое, что создается не только человеческими руками, но и еще чем-то, что бьет ключом из источника, скрытого у нас в душе» — В. Ван Гог.



МГПУ укрепил позиции в рейтинге научной продуктивности вузов


06 мая 2024 г.


Рейтинг результатов научной активности вузов России подготовлен аналитическим центром «Эксперт» по публикациям журналов, индексируемых в WoS и Scopus

Сад памяти в ИППО: студенты высадили деревья в честь ветеранов


03 мая 2024 г.


Студенты МГПУ, участвующие в акции, – потомки победителей. Они знают и хранят истории своих прадедов. Одной из таких историй поделилась с журналистами Валерия Чалкина