Top.Mail.Ru

Ко дню учителя

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.

А. П. Чехов

С годами события из нашей жизни стираются, образы людей рассеиваются, оставляя в памяти только самое яркое и важное. Доброе слово, важный совет, пример честного и порядочного человека, любовь к познанию и ремеслу, профессионализм, вера в себя и мечту… В судьбе каждого есть личность, носящая гордое звание Учитель. Он как искусный скульптор превращает неподатливый материал в прекрасное произведение искусства. Сегодня, в День учителя, мы можем не только поздравить своего наставника, но и выразить благодарность за его труд и вклад в наше личностное становление.

Официально праздник появился в СССР в 1965 году и отмечался в первое воскресенье октября вплоть до 1994 года. Данную традицию продолжают Белоруссия, Киргизия, Казахстан. 5 октября 1994 года ЮНЕСКО учредило Всемирный день учителя, с которым был совмещён российский праздник. В Австралии педагогов поздравляют в последнюю пятницу октября, в Албании 8 марта, в Бразилии 15 октября, в Индии 5 сентября, во Вьетнаме 20 ноября. День учителя празднуют более 100 стран в мире. Ежегодно отмечают праздник в России все школы, организовывая в честь педагогов концерты и поздравления. В этот день подводятся итоги всероссийского конкурса «Учитель года», а на сцене Государственного Кремлёвского Дворца устраивают торжественное мероприятие, посвящённое праздничному событию.

Почему профессию учителя иногда называют вечной? Как влияли сменяющиеся эпохи на развитие педагогики? Какое значение имеет образ учителя в литературе? Каким он описан в дореволюционной литературе и произведениях советских времён? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню учителя.

Вечная профессия

Профессия учителя — это одна из старейших и почитаемых в истории человечества. Уже в древности люди понимали, что знания и образование — ключ к прогрессу и благополучию общества. Ещё в первобытную эпоху старшие делились с молодым поколением накопленным опытом. А с возникновением первых государств в Египте и Междуречье стали появляться первые школы и учительство как профессия. Видеоурок «Письменность и знания древних египтян» познакомит с особой системой письма — иероглифами, технологией изготовления папируса, а материал «Древнее Двуречье» продемонстрирует таблички в виде клинышков, найденные в Междуречье и ставшие особым письмом.

На Древнем Востоке существовали учебные учреждения, которые готовили жрецов и чиновников. Из видео «В афинских школах и гимнасиях» учащиеся узнают, когда зародился девиз «В здоровом теле здоровый дух» и как он связан с воспитанием. Из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог», имеющие иной смысл. Слово «школа» обозначало «досуг», поскольку только свободный человек обладал достаточным количеством времени и мог посвящать его наукам или физическим упражнениям. В античном мире к учителям относились неоднозначно. В педагогах, обучающих основам грамоты, видели лишь ремесленников, в то время как преподаватели ораторского искусства, философии и права пользовались широкой известностью и уважением. В Средние века важную роль в образовательном процессе играла церковь. Учитель не только передавал знания, но и направлял ученика на путь добродетели. Об особенностях обучения в афинских школах и гимназиях расскажет одноимённый материал.

После принятия христианства возникают первые школы на Руси. Об отношении к педагогам можно судить по пословице «Почитай учителя как родителя». В интерактивном задании «Рукописные книги Древней Руси» младшие школьники найдут наименования основных элементов древней книги. Значительные изменения в преподавательской деятельности и развитие учебных заведений произошли в XVIII веке: открылись Школа математических и навигацких наук, Академия наук, Академическая гимназия в Петербурге, первое женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц, учительская семинария, основанная при Московском университете. Видеоурок «Образование в России XVIII в.» позволит понять, в чём сос­то­я­ло ра­зли­чие ду­хо­вно­го и свет­ско­го обра­зо­ва­ни­я. Историческим моментом было открытие в Петербурге в 1804 году учительского института. После реформы 1864 года в России появились народные училища, в которых бесплатно обучались дети из низших сословий. Здесь многие из них встречали настоящих учителей-подвижников.

В советское время существовала система обучения, охватывающая все слои общества и обеспечивающая стопроцентный уровень грамотности населения. Отличительными чертами школы были живое общение и воспитание подлинной человечности, передача таких нравственных ценностей, как трудолюбие, взаимовыручка, умение сопереживать, ценить прекрасное. И многие педагоги не только обучали своему основному предмету, но также занимались хоровым пением с классом или ходили с концертами по окрестным сёлам после уроков. О профессии учителя говорили, что она «сама благородная и почётная в нашем обществе». Рекомендуем обратиться не только к материалу «Фрагмент фильма „Доживём до понедельника“», но и посмотреть советскую кинокартину полностью. Она затрагивает актуальную тему — как важно встретить в жизни настоящего Учителя.

Сегодня в России педагогическое образование является одним из самых популярных направлений у абитуриентов. Видео «С Днём учителя!» познакомит с интересной историей о выборе профессии.

Мир стремительно меняется. Кажется, что когда-нибудь технические средства обучения смогут выйти на первый план, но им неподвластно заменить тот творческий процесс, который возникает только между учеником и учителем.

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель…»

Педагогика в русской литературе — одна из важнейших тем, которая затрагивает не только образование, но и моральные и этические ценности. Учителя в русской литературе представлены как положительными, так и отрицательными персонажами, которые оказывают влияние на жизнь главных героев.

В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина автор метко описал нерадивых педагогов, которые отбили у Митрофана тягу к знаниям. Одноимённое приложение расскажет, кто именовался недорослем во времена Фонвизина. Отставной солдат Цыфиркин, ставший учителем арифметики, семинарист-недоучка Кутейкин и кучер Адам Адамыч Вральман, который должен был обучить героя французскому, — некомпетентные учителя. Видео «Д. И. Фонвизин „Недоросль“» продемонстрирует эпизод с экзаменом Митрофанушки. Сатирик высмеивает старшее поколение того дворянского общества. Они по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров. С помощью интерактивного задания «Д. И. Фонвизин „Недоросль“» можно проанализировать своеобразие драматического произведения.

Л. Н. Толстой в повести «Детство» рисует образ учителя Карла Ивановича, который развивает душу ребенка. Это хорошо образованный человек, любящий свою профессию и детей. Видеофрагмент «Л. Н. Толстой. Повесть „Детство“» познакомит с особенностями взаимоотношений ученика и педагога. Сам писатель учительствовал. Из теста «Биография Л. Н. Толстого» школьники узнают, кто занимался воспитанием самого писателя. В Ясной Поляне он организовал школу для крестьян, вёл в ней уроки по лично написанным учебникам и отменил наказания. Видеоурок «Л. Н. Толстой „Детство“» подробно расскажет о книгах, написанных для учеников. Классик считал, что в детях необходимо развивать качества, уже заложенные в характерах, не пытаясь их исправить.

В. П. Астафьев в нескольких произведениях затрагивает вопросы педагогики. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» представлен учитель, являющийся особым человеком среди жителей русской деревни 30-х годов. Евгений Николаевич отличался гуманностью, интеллигентностью, коммуникабельностью и искренностью. Учитель и учительница самоотверженно трудились, обучая молодое поколение. И жители деревни относились к ним с благоговением. Из одноимённого интерактива учащиеся узнают, каким образом Евгений Николаевич поддержал главного героя произведения. Повесть «Кража» посвящена судьбе ребят, оказавшихся в довоенное время в детском доме. Здесь бывший белый офицер Валериан Иванович Репнин вступил в должность директора и, испытав на себе, что такое сиротство, со всей ответственностью и офицерской честью подошёл к новой роли.

Повести «Чучело» В. К. Железникова и «Вам и не снилось» Г. Н. Щербаковой были экранизированы. Видео «"Уроки французского»" познакомит с рассказом В. Г. Распутина, который также был экранизирован, а видеоурок поможет проанализировать образы героев. В центре обеих повестей школьники, впервые столкнувшиеся с любовью и предательством. В «Чучело» учительница упустила момент, когда конфликт зародился в классе. Автор показывает, что педагог не только должен владеть своим предметом в совершенстве, но и обладать даром человечности. Учитель из повести Щербаковой был единственным человеком, который протянул руку помощи Роме и Юли, когда они встретились с непониманием со стороны взрослых. Учительница литературы Татьяна Николаевна стремилась воспитать в учениках чувство порядочности, ответственности, показать им красоту окружающего мира, научить их любить и дружить.

С давних времён педагоги играли важную роль в развитии общества и науки, передавая знания, навыки и ценности юному поколению. Сценарий урока «Года педагога и наставника. Путёвка в жизнь» расскажет, в каких городах установлены памятники учителям. Многие писатели обращались к данной профессии, поскольку её роль в формировании личности всегда остается значимой. Педагог — это призвание. Учителя помогают детям и молодым людям развиваться и реализовывать свой потенциал. Они создают будущее, которое зависит от знаний и образования нового поколения.

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

М. А. Светлов

Изображение от canva.com



Акции Музея истории МГПУ ко Дню Победы


08 мая 2024 г.


«Бессмертный полк», выставка «Победный май» с подлинными фотографиями из 1945 года и акция в парке «Ростокинский Акведук»

Маги VOXA выступили в Парке Победы на площадке «Фронтовая агитбригада»


08 мая 2024 г.


Ансамбль магистерской программы «Эстрадно-джазовый вокал» МГПУ выступил в Парке Победы на Московской студенческой весне с патриотическим репертуаром