Лаборатория развития ребенка: монография года

Весной 2018 года в британском издательстве «Routledge» вышла в свет книга «Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. Russian and Western Values» («Теория Выготского в практике и исследованиях дошкольного образования. Российские и Западные смыслы») под редакцией главного научного сотрудника лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Николая Вераксы и профессора Гетеборгского университета Сони Шеридан. Эта публикация стала результатом многолетнего сотрудничества исследовательских команд из МГПУ и Университета Гетеборга.

Идея книги зародилась в августе 2014 года на Крите во время 24-й Ежегодной конференции Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA). Первоначально издание задумывалось как тематический выпуск журнала EECERA, в котором сопоставлялись бы российское и западное видение культурно-исторической теории и ее воплощения в практику дошкольного образования в различных странах. Однако очень скоро проект вышел за пределы журнального формата и приобрел книжные очертания. Круг авторов также вышел за пределы России и Швеции.

В соответствии с новым замыслом, каждая глава создавалась как минимум двумя авторами: одним с российской стороны, одним с западной. Таким образом определялись две перспективы видения теории Л.С. Выготского и практик дошкольного образования, построенных на ее основе. Соавторами глав были проведены сопоставительные исследования в сфере детского развития и образования дошкольников, совместная аналитическая работа, теоретические обобщения. Концепция книги и содержание ключевых глав неоднократно обсуждались на совместных семинарах в Москве и Гетеборге, на рабочих встречах во время конференций EECERA. Это была увлекательная работа: напряженные дискуссии, удивительные открытия, потрясающее умение авторов отстаивать свои позиции, но договариваться.

В августе 2017 года книга была отдана в печать. С инициативой написать предисловие к ней выступили Президент EECERA Крис Паскаль и редактор-координатор ЕECERA Тони Бертрам. Презентации книги прошли в Москве во время ежегодной конференции «Воспитание и образование детей дошкольного возраста» (ECCE – 2018) и в Будапеште во время во время 28-й ежегодной конференции EECERA.

Сотрудники Лаборатории развития ребенка представлены в книге в качестве соавторов следующих глав:

  • «Выготский из двух перспектив: российское и западное понимания» (Рогер Сельо, Николай Веракса);
  • «Исследования диалектического мышления ребенка» (Николай Веракса, Николай Вересов);
  • «Нарративы как средство выражения структурности и творчества у дошкольников в разных культурах» (Ольга Шиян, Камилла Бьорклунд, Ингрид Прамлин-Самуэльссон);
  • «Теории сознания», диалектическое мышление ребенка и способность к отражению новых возможностей» (Улла Маурицсон, Игорь Шиян);
  • «Качество дошкольного образования и условия для образования детей в детском саду в России и Швеции» (Соня Шеридан, Ольга Шиян, Игорь Шиян).

 

Главы книги проиндексированы в базе данных SCOPUS.

 



Качество дошкольного образования: кросс-культурный контекст


21 июня, 2019 г.


12-15 июня в Берлине состоялся семинар рабочей группы международного проекта «Международные критерии качества дошкольного образования»

Профессор Билл Эджингтон о компетенциях магистрантов МГПУ


10 июня, 2019 г.


Билл Эджингтон, профессор Государственного университета Сэма Хьюстона (США), дал высокую оценку выступлениям магистрантам МГПУ, которые представили свои исследовательские проекты на интеллектуальном баттле «Дизайн vs Образование»