Top.Mail.Ru

Мифы и реальность детского чтения

26 и 27 сентября 2018 года в Сланцевской центральной городской детской библиотеке состоялся двухдневный семинар «Современные практики детского чтения: реальность, возможности и перспективы» с участием Екатерины Асоновой, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов автором и руководителем проекта «Детские книги в круге чтения взрослых», кандидата педагогических наук.

В первый день семинара были проведены две встречи для разных возрастных категорий. Участниками первой стали дети в возрасте 10−12 лет, для них было проведено обсуждение на тему: «Если бы я проводил урок по литературе в своей школе». Ребята примерили на себя роль научного работника и попытались найти ответы на вопросы о том, зачем же люди читают и что они хотят получить от чтения. Юные исследователи активно дискутировали на эти темы, делились друг с другом впечатлениями о любимых книгах, объясняли, почему именно эти произведения они хотели бы видеть в школьной программе. В ходе обсуждения дети поняли, что, читая одну и ту же книгу, каждый воспринимает сюжет и текст в целом по-своему, расставляет акценты в разных местах, согласно личному опыту, а значит, каждый читает сам про себя.

С подростками 13−16 лет состоялся диалог на тему: «Почему взрослые так мало читают?». Рассуждая о классике и современности, отношении взрослых к чтению детей, ребята пришли к выводу о том, что отношение взрослых к современной литературе часто предвзято: многие из них считают, что качественной литературой может считаться только классика. Подростки аргументированно опровергли этот стереотип, говоря о том, что современная литература говорит с нами на одном языке, помогает стать более уверенным, а классика порой непонятна. В ходе обсуждения развеялся также миф о том, что современные подростки не любят и не хотят читать, стала понятна роль интернета в процессе чтения: он не отучает читать, а лишь даёт возможность получать информацию в другом формате.

Во второй день семинара, 27 сентября, состоялось тренинг-занятие «Тексты как средство коммуникации взрослого и ребенка» для специалистов учреждений культуры, образования и социальной сферы. Участники обсуждали поистине сложные темы: например, необходимость совместного чтения взрослого и ребенка, которое позволяет установить незримый контакт, позволяющий ребенку гармонично развиваться и чувствовать себя в безопасности. Встреча дала понять, что библиотека и образовательные учреждения должны работать в тандеме, дополняя друг друга. Только так удастся сделать чтение ребенка свободным и радостным, помочь ему найти «то самое» произведение, которое благотворно скажется на его развитии и формировании нравственных идеалов.

Семинар оказался полезным для всех его участником. Многие мифы, связанные с детским чтением, были развеяны, благодаря рассмотрению поднятых вопросов со всех ракурсов и точек зрения.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»