Евгения Малкина, старший преподаватель кафедры английского языка и лингводидактики института иностранных языков МГПУ, наставник Елизаветы Затейщиковой, золотой медалистки VIII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Классный руководитель».
Как Вы пришли к наставничеству? Какие качества наиболее важны для наставника в рамках олимпиады «Я — профессионал»? Какой опыт вы получили, участвуя в проекте в качестве наставника?
Наставничество стало для меня новым направлением профессиональной деятельности в рамках работы в университете. Моими коллегами с кафедры английского языка и лингводидактики института иностранных языков было инициировано создание «Сборной ИИЯ» для подготовки студентов к олимпиаде «Я — профессионал», куда меня пригласили попробовать свои силы в качестве наставника. Должна отметить, что это концепция наставничества мне всегда импонировала, а тут появился шанс попробовать себя в новом «педагогическом амплуа».
В качестве самых важных качеств наставника я бы отметила организованность, гибкость и эмпатию. Выстраивание системы подготовки требует эффективного распределения ресурсов и поиска оптимальных форм взаимодействия с участниками олимпиады, гибкость важна для индивидуализации процесса подготовки, а эмпатия вовлекает в процесс и заставляет искренне переживать за успехи конкурсантов.
Опыт наставничества показал, что многие студенты не всегда верят в свои силы или в полной мере осознают свой потенциал, иногда вовсе сдаются раньше времени. Удивительно и одновременно отрадно наблюдать то, как вовремя оказанная педагогическая, психологическая и даже человеческая поддержка может зажечь студента и дать ему силы двигаться к новым свершениям. Такие истории меня очень вдохновляют!
Какие трудности испытывают участники олимпиады и какие шаги предпринимаете вы, чтобы облегчить их подготовку?
Основная трудность, с которой сталкиваются участники олимпиады по направлению «Классный руководитель» в рамках полуфинала — нащупать идею, которую в дальнейшем стройно, целостно и ярко можно будет представить перед членами жюри. Наставник в таком случае помогает интерпретировать критерии оценивания задания, проанализировать жизнеспособность зародившейся идеи, а также помогает собрать разрозненные мысли конкурсанта в единую концепцию, которая впоследствии может стать полезным инструментом для классных руководителей.
На финальном этапе участники олимпиады погружаются в командное взаимодействие, где за ограниченное время в составе рандомных команд им необходимо разработать практико-ориентированный продукт для внедрения в практику классного руководителя. На этапе подготовки некоторые конкурсанты теряются и задаются вопросами: Что мне делать? Как проявить себя? Как рассчитать время? Как организовать процесс обсуждения и сделать его эффективным? Как всё успеть? Чтобы помочь участникам олимпиады перебороть их страхи, мы разбираем кейсы, делимся рекомендациями и организуем встречи с участниками предыдущих сезонов олимпиады, чтобы конкурсанты могли познакомиться с конкретными стратегиями поведения на финале.
Советы будущим наставникам и участникам олимпиады?
Если вы хотите попробовать себя в роли наставника, то убедитесь, что вы в должной степени любознательны, мобильны, мультизадачны и открыты новому. Вас ожидает множество задач: планирование и координация подготовки участников олимпиады, организация обсуждений, репетиций выступлений конкурсантов, проведение групповых и индивидуальных консультаций и рефлексивных сессий. Уверяю, опыт наставничества вас многому научит!
Главный совет будущим участникам олимпиады — не бояться! Новое и неизведанное всегда пугает, но полученный опыт обязательно принесет вам удовлетворение, покажет карьерные возможности, а также подчеркнет, как многого вы достигли. Помните, что наставник — это ваша поддержка и опора, а также надёжный проводник в мир олимпиады «Я-профессионал»!
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» входит в национальный проект «Молодёжь и дети», запущенный по решению Президента России Владимира Путина. Проект способствует воспитанию патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения, обеспечению суверенитета, конкурентоспособности и развития страны. Объединяет самых талантливых студентов и делает профессионализм ценностью.
МГПУ является членом Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал», вузом-организатором и вузом-соорганизатором группы направлений «Педагогические науки» Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». МГПУ ежегодно показывает высокие результаты по количеству медалистов и занимает лидирующее положение среди вузов-участников. И очень важная роль в этом принадлежит наставникам. Именно наставничество в современном образовании рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Фото: Евгения Малкина