Top.Mail.Ru

«Нет, весь я не умру…» 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина

За свою короткую жизнь великий поэт, прозаик, драматург и публицист создал почти 800 стихотворений, десятки поэм, романов, драм, сказок и повестей, опередивших своё время и положивших начало новому литературному направлению — русскому реализму. Читатель любого возраста, статуса откроет и найдёт в творчестве Пушкина что-то своё: историк и философ — историческую достоверность прозы, мечтатель и романтик — лирику поэзии, но для всех Пушкин начинается с нашего детства, с волшебного мира его сказок.
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С. Пушкин.
Ко Дню памяти А. С. Пушкина специалисты ИСМиТО МГПУ подготовили тематическую подборку материалов МЭШ, которые помогут осознать значимость творчества поэта и прозаика в формировании русского национального характера и с головой погрузиться в его произведения, с детства знакомые каждому русскому человеку.

НОО

Добрые и поучительные, наивные и революционные, остающиеся актуальными и по сей день, его сказки поражают детей и взрослых простотой слога, глубиной мудрости и остротой юмора. Первая поэма-сказка «Руслан и Людмила», вдохновлённая древнерусскими былинами, настолько восхитила прославленного поэта Василия Жуковского, что он прислал автору свой портрет с многозначительной надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». А благодаря начавшемуся между ними шуточному соревнованию по обработке народных сказок, вышла в свет знаменитая «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, истоки которой можно найти и в русском фольклоре, и в известном произведении о семи гномах братьев Гримм. Услышать выразительное чтение любимого с детства произведения, в котором жестокие замыслы коварной мачехи оказываются хрупкими перед верой главных героев в добро и счастье, увидеть иллюстрации, созданные по его мотивам, а также узнать значения устаревших слов можно в сценарии урока «Чудесный мир классики. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». А приложение «Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» проверит знание текста, предлагая сопоставить стихотворные строки с кадрами из одноимённого отечественного мультфильма.

Не сказка, но легенда легла в основу другого, не менее популярного и самобытного произведения Пушкина. Вдохновившись древними летописными текстами, поэт создал историческую балладу «Песнь о вещем Олеге». Выполняя задания серии приложений «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин", ребята вспомнят одно из наиболее известных стихотворений русской литературы, прослушают его в художественном прочтении, решат тематический кроссворд и составят картинный план из иллюстраций Виктора Васнецова к произведению.

ООО

А вы знали, что в основу кантаты Николая Римского-Корсакова «Песнь о вещем Олеге» легла именно эта баллада Пушкина? И это далеко не единственное произведение писателя, вдохновившее композиторов на создание музыки. Сценарий урока «Единство музыкальных и литературных образов. Музыка и А. С. Пушкин» посвящён знакомству с концертом для хора Георгия Свиридова на стихотворения Пушкина. В ходе занятия рассказывается о встрече этих двух гениев, живших в разных столетиях, но одинаково чувствовавших и прославлявших русское слово.

В Британии есть Шекспир, а в России есть Александр Сергеевич Пушкин. Сценарий урока «Spotlight on Russia. National pride» подскажет, как рассказать о русском поэте и его вкладе в литературу своим английским друзьям. На занятии школьники выяснят немало интересных фактов о Пушкине, например, был ли он прилежным учеником, во сколько начал писать стихи и почему его знаменитую историческую драму «Борис Годунов» так долго скрывали от публики.

В центре внимания приложений «Alexander Pushkin» и «Alexander Pushkin / Timeline» — творческая биография и хронология жизни поэта, представленные на английском языке.

Сценарий урока «The Captain’s Daughter» предлагает взглянуть на повесть «Капитанская дочка» по-новому, представляя знакомый текст в переводе на английский язык. Ребята смогут вспомнить сюжет произведения и сравнить выразительные средства двух языков. Квесты электронного учебного пособия «А. С. Пушкин. QR-квесты по роману «Капитанская дочка» с помощью QR-кодов в игровой форме организуют командную работу, в процессе которой школьники проанализируют композицию повести и сопоставят характеры главных героев.

Новизна и необычность пушкинского стиля поражали современников. Своим творчеством писатель решил важнейшую национально-культурную задачу — объединение языковых стилей и создание нового национального литературного языка. В 1823 году Александр Сергеевич начал семилетнюю работу над реалистическим романом в стихах «Евгений Онегин», ставшим впоследствии венцом творчества писателя. У тех, кто в деталях знает сюжет и характеры персонажей романа, не возникнет сложностей с выполнением разнообразных, разноплановых и разноуровневых заданий серии приложений «По страницам „Евгения Онегина“ А. С. Пушкина».

СОО

«Русский язык — это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный… Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность», — говорил Пушкин. Сценарий урока «Правописание Н и НН в разных частях речи» рассматривает правила использования одной и двух «Н» на примерах текстов таких его произведений, как «И. И. Пущину», «Пиковая дама», «Деревня», «Осень», «Арап Петра Великого» и «Выстрел», а также описания памятника поэту, стоящего на Пушкинской площади.

Лермонтов не знал Пушкина лично, но восхищался писателем, благоговел перед ним и его гражданским мужеством. Пушкин для Лермонтова — величайший поэт России, Европы, мира. Но и сам Лермонтов навсегда останется в нашей культуре символом безграничного таланта. В сценарии урока «А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о миссии поэта» Пушкин, с лёгкой руки Дмитрия Мережковского, назван дневным светилом, а Лермонтов — ночным. На занятии школьники проведут параллель между творчеством двух этих культовых поэтов, говорящих в своих стихотворениях о великой силе творчества и о его благотворном влиянии на людей, и узнают, что, несмотря на различия в подходе к созданию произведений, Пушкин и Лермонтов одинаково ценны в своих творческих исканиях.

Великие о великом

«Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!»

В. Одоевский

«…Пушкин — до глубины души русский…»

А. Герцен

«…у каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца».

А. Твардовский

«Он победил и время, и пространство».

А. Ахматова

«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть».

А. Островский

«Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться в оставленном им наследстве».

Н. Асеев

«Мы знаем Пушкина — человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт».

А. Блок



МГПУ укрепил позиции в рейтинге научной продуктивности вузов


06 мая 2024 г.


Рейтинг результатов научной активности вузов России подготовлен аналитическим центром «Эксперт» по публикациям журналов, индексируемых в WoS и Scopus

Сад памяти в ИППО: студенты высадили деревья в честь ветеранов


03 мая 2024 г.


Студенты МГПУ, участвующие в акции, – потомки победителей. Они знают и хранят истории своих прадедов. Одной из таких историй поделилась с журналистами Валерия Чалкина