Об институте

Институт культуры и искусств


5 ПРИЧИН УЧИТЬСЯ У НАС!

  1. Яркая студенческая жизнь. Наши студенты – наши коллеги!
  2. Востребованность выпускников на рынке труда Москвы
  3. Открытые возможности для реализации творческого потенциала
  4. Пакет социальных гарантий и бюджетные места для студентов
  5. Уникальные магистерские программы в сфере образования и культуры

  • 77% профессорско-преподавательского состава Института — кандидаты и доктора наук
  • Учебный процесс в Институте на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) организован по кредитно-модульной технологии
  • В Институте работает Диссертационный Совет Д 850.007 (специальности: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка), 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности)
  • Процент трудоустройства наших выпускников приближается к ста!
  • Институт культуры и искусств – это творческий центр Университета. В 2017/2018 учебном году в Институте стартовал проект #КлассИКИ, в рамках которого работают  творческие мастерские и проходят мастер-классы

Выпускники

Александра Филатова

Александра Филатова – учитель и педагог-организатор в московской школе №1269. Она – выпускница специалитета, а затем магистратуры МГПУ по направлению «Художественное образование» 2012 года. В школе она преподает изобразительное искусство, черчение и технологию.

в Интервью для проекта #ВыпускнИКИ Александра рассказывает о выборе профессии, атмосфере университета и о том, что в учебе и жизни - нельзя останавливаться:

О выборе профессии:
- Класса с 9-го я начала ездить на Дни открытых дверей в разные институты, а, так как я рисовала сколько себя помню, направление было выбрано именно художественное. Помню, предложение родителей о пединституте мне сначала совсем не понравилось, хотя у меня папа учитель и школу я любила. В 10 классе почти весь год ездила на курсы в «Ленинский Пед» (в художественной школе до рисунка гипсовой головы, который нужно сдавать на вступительном экзамене, мы не дошли, приходилось наверстывать), а вот поступать пошла в Московский городской. Волновалась при поступлении очень…
Об атмосфере:
- Невероятно благодарна Университету за незабываемую атмосферу студенчества, за Истру (у студентов факультета ИЗО там проходила практика по пленэру – прим.), за настоящих друзей и преподавателей, умеющих вдохнуть в тебя не только искру творчества, но и веру в свои силы.
Образцовой студенткой я была лишь на первом курсе, потом пошла работать и появились пропуски, но сдавала все вовремя и хвостов не имела. До сих пор не представляю, как могла бы учиться где-то с большим количеством лекционных занятий… У нас большая часть времени была занята практикой рисования, живописи и декоративно-прикладного искусства. Всегда любила живопись, не всегда она мне давалась, но как только начали писать маслом – воодушевления прибавилось.
О преподавателях:
- Любимые преподаватели были, конечно, хотя выделять кого-то, думаю, просто нечестно. Огромный вклад в мое живописное образование сделал Виктор Германович Лавров, который был моим дипломным руководителем в специалитете и в магистратуре. Он очень многому меня научил в живописи! К сожалению, он уже не работает в нашем Институте. У Рустама Измаиловича – незаурядный педагогический талант, без него мой уровень рисунка был бы намного ниже (Яушев Рустам Исмаилович – 1937 – 2017 гг., заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАХ). Ну и любовь к истории искусств мне привили два преподавателя - Дарья Станиславовна Матюнина и Никитин Сергей Александрович. Мифологию и библейские сюжеты помню до сих пор, а в «угадайку» художников и сюжетов люблю играть уже со своими учениками в школе. Приятно, что, окончив учебу, я все равно могу учиться у этих людей на их публичных лекциях и культпрогулках (Сергей Никитин – «отец» Москультпрога и Велоночей).
О компетенциях:
- Об уровне знаний говорить сложно, до идеала мне далековато, в первую очередь, из-за природной лени. Приятно, садясь за этюды, с удивлением обнаруживать, что из-под кисти порой выходят неплохие вещи. Если говорить о педагогической составляющей учебы в МГПУ, то теория, как всегда, довольно далека от практики… Да, мы много курсов изучали и педагогику, и психологию, но, придя в школу, я многое открывала для себя сама, спасибо Институту, что научил меня не бояться искать выходы и находить ответы.
Думаю, в учебную программу стоит добавить больше практики в школе, у нас она была только на двух последних курсах. И курс по юридической составляющей работы с детьми и родителями совершенно необходим современному педагогу! (Закон об Образовании, конвенция по правам ребёнка и семейный кодекс РФ).
О будущем:
- В современном мире, в любой сфере деятельности, нельзя останавливаться, а в образовании тем более, и принципы конвергентности в образовании только подтверждают это. Школа меняется, подход к образованию тоже, сейчас нужно уметь меняться вместе с веяниями времени и всегда находиться на острие. Я бы хотела, чтобы в нашем Институте были программы постдипломного обучения, стажировки, творческие мастерские, я и мои однокурсники - мы все мечтаем иметь возможность приходить на этюды и наброски в родной Университет по выходным! Лично я хочу развиваться еще и в области фото и видео, потому что сейчас у всех на устах Московская Электронная школа (совсем скоро проект станет всероссийским), а для создания уроков там нужны знания по видеомонтажу, которыми я пока не обладаю.
Будущим студентам я пожелаю того же, чего и себе - не бояться и не лениться. Высокие цели - высокие достижения!

Полина Коробкова

Полина окончила специалитет МГПУ по направлению «Социально-культурная деятельность» в 2013 году. Сейчас она – директор проекта тренинга «Голос» Вадима Курилова и волонтёр Благотворительного фонда «Дети-бабочки».

#ВыпускнИКИ, интервью с Полиной Коробковой: о первом прослушивании, провалах и взлётах, о том, что важно пройти «проверку в деле» в реальных проектах уже во время учебы.

Прошлое:
- 0 поступлении:
Моё первое прослушивание в жизни - незабываемо. Я читала прозу. Отрывок из книги А.В. Эфроса «Репетиция - любовь моя». Я знала, что могут прервать. И мне никогда не забыть фразу Ольги Львовны Косибород: «Спускайтесь, Полиночка, у вас тонкая психофизическая организация». Эта фраза и выбранный мною отрывок многое определили в моей жизни и учебе.
- Яркие моменты студенческой жизни:
Провал нашей команды КВН, после которого мы считали, что это конец учебы, карьеры и всего. А через несколько дней нам доверили готовить первое празднование Дня Народного Единства. И мы это сделали, потому что в нас поверила Елена Владимировна Дольгирева. И это окрылило. Это одно из самых ярких воспоминаний.
- Любимые предметы и преподаватели:
Любимые предметы - конечно, хор и физкультура. Незабываемые занятия были с Н.К. Баклановой по психологии. Е.А. Шашенкова многое открыла для меня в педагогике и общении. Сильный импульс дал предмет – Зарубежная литература с прекрасным преподавателем – Москвиной. Любимые преподаватели - В.Н. Колбасин, О.Л. Косибород, Е.В. Дольгирева, Н.А. Опарина.
- как Вы оцениваете тот уровень знаний и компетенций, которые Вы получили в МГПУ?
Мне сложно ответить на этот вопрос. Это тема для большого разговора. Выпускников, студентов, преподавателей, директоров школ, завучей, директоров ДК. Мне кажется, что обучение оторвано от потребностей работодателей в этой сфере.
- Ваши пожелания?
Больше общаться с будущими работодателями с первых курсов.

Настоящее:
- Что из полученных знаний/навыков пригодилось Вам в профессиональной деятельности?
Сценарирование, поликультурные технологии, умение анализировать текст и действие нужно мне ежедневно. Я помню, где заложена база, и за это благодарна своим педагогам.
- Чего Вам не хватает в профессиональной деятельности, чему бы Вы хотели еще учиться?
Мне не хватает опыта в режиссуре. Мастерства презентации. Методологии обучения взрослых людей в коротком образовательном формате.
- О высшем образовании:
У меня ни разу не попросили мой диплом при приеме на работу, поэтому я не могу ответить на этот вопрос объективно. Я думаю, что в целом, высшее образование несколько дискредитировало себя, поэтому диплом о высшем образовании мало что даёт. Всех проверяют в деле.

Будущее:
- Какой совет Вы хотели бы дать нынешним студентам/выпускникам Института культуры и искусств МГПУ?
Учиться управлять собой во времени. Уделять больше внимания базовым знаниям, стараясь совмещать это с практической/стажерской/волонтерской деятельностью в реальных проектах, связанных со специальностью и не только.

Вера Плэмэдялэ

#Выпускники:
О судьбоносном натюрморте с зеленым яблоком, маленьком «Абрамцево» на Истре, наставниках и творческом мышлении...
Интервью-монолог с Верой Плэмэдялэ, дважды выпускницей МГПУ: 2014 и 2016 годов.

О поступлении и учебе:
Специалистом я выпустилась в 2014 году, а затем окончила магистратуру в 2016. Училась на факультете изобразительных искусств, а потом уже стала свидетелем преобразования факультета в Институт культуры и искусства.
Поступать было сложно, страшно и весело одновременно, сложно потому что я поступала без базы художественной школы и подготовительных курсов, поступление скорее выглядело как шутка, и было страшно, потому что не поступи я в этот Универ, пошла бы штудировать Уголовный Кодекс РФ. Как бы то ни было, с живописью все обстояло неплохо и благодаря натюрморту с зеленым яблоком, только его и помню, я оказалась студенткой 1 курса факультета Изобразительных искусств с непроизносимой фамилией.

О любимых предметах, преподавателях и студенческой жизни:
Меня можно назвать учащимся со странными приоритетами, практические занятия вроде живописи, рисунка и композиции пропускать ни в коем случае было нельзя! Каждое утро наступает Армагеддон, но не замечая этого, ты пропихиваешь себя через толпу в метро с холстами и сумками, рюкзаками, потому что в 9.00 пара у Дубровина. А вот теоретические предметы… курса с третьего мы научились беззаботно-студенчески готовиться к зачетам в последнюю ночь. Однако, кроме практических, у меня все же были любимые теоретические предметы: история искусств, мифология (Матюнина и Доронина), английский (Бобров).
Много было прекрасных предметов и столько же преподавателей: Рустам Исмаилович Яушев, Николай Евгеньевич Попов, Василий Германович Студентов, Виктор Германович Лавров, но любимым преподавателем для меня остался Виктор Михайлович Дубровин – дипломный руководитель, наставник и мой художественный отец!

О пленэрах на Истре:
Каждый, кто хоть раз побывал на Истре, согласится, что это самые незабываемые впечатления от нашего студенчества. Там мы жили в абсолютно другом мире, где все еще есть уголок художникам, знакомились с другими курсами, донимали преподавателей расспросами об их творчестве и просто веселых историях их жизни, рисовали и отдыхали, в общем, у нас было свое маленькое «Абрамцево».

О работе и компетенциях:
Всегда тяжело представить, с чем можно столкнуться на будущей работе и часто ожидания не совпадают с действительностью, ведь обучение мало что общего имеет с практикой, но я очень согласна с Александрой Филатовой (первое интервью проекта #ВыпускнИКИ – прим.) - Университет научил творчески искать выходы из любых ситуаций.

О конкуренции:
На сегодняшний день я работаю в школе №1798 «Феникс», и в основной массе педагогический состав нашей школы - выпускники МГПУ, так что составить конкуренцию может составить только Ленинский (МПГУ – прим.), так как он традиционно популярен как педагогический вуз.

Постскриптум (ностальгическое):
Конечно, мне не хватает дополнительного рисунка по субботам, не хватает летних пленэров и наших веселых пар по живописи, часто с теплом вспоминаю пять лет обучения, особенно последний год - написание диплома, когда уходила из кабинета часов в 8-9 вечера и честно - не пожалела об этом ни разу!

Татьяна Стрелкова (Демская)

#ВыпускнИКИ: о том, как важна практика для будущих учителей, об уникальной творческой атмосфере художественного ВУЗа, о желании учиться в Институте дальше – на постдипломных программах, стажировках, в творческих мастерских -
в интервью Татьяны Стрелковой, учителя высшей категории, преподавателя ИЗО, руководителя студий ИЗО в ДК, кандидата педагогических наук.

Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Я выпускница МГПУ 2010 года, а также староста и «Вожак» (как называли меня ребята) 522 группы. Окончила я факультет изобразительных искусств по программе специалитета, затем поступила в очную аспирантуру МГПУ.

Воспоминания…
О поступлении: поступала я достаточно уверенно на исторический факультет, посещала курсы при МГПУ, готовилась к вступительным экзаменам, но все же внутри меня что-то останавливало. Конечно, это любовь к творчеству, искусству. Рисовать я любила всегда, каких-либо кружков и студий не посещала, но в гимназии очень любила такой необычный предмет – АХТ, который был у нас чем-то вроде ИЗО. С 5 лет я занималась хореографией и вместе со своим коллективом выступала на творческих фестивалях Москвы и Подмосковья (в Государственном Кремлевском Дворце, ГЦКЗ «Россия», мэрии, Концертном зале им. П.И. Чайковского, ДК МАИ), даже принимала участие в Параде Победы на Красной площади в 1995 году. В общем, я резко сменила курс с истфака на факультет изобразительных искусств, экзамены сдала хорошо, поступила! Наверно, так и должно было быть. Потому что я поняла, что нашла именно то самое любимое занятие, скорее даже профессию, в которой хочу развиваться!

Об интересных и ярких событиях учебы, студенческой жизни: самым ярким событием для меня было… Вы не поверите! Это было знакомство с удивительными, необычными, потрясающими студентами. Настолько разными, совершенно непохожими друг на друга. У меня словно открылись глаза на мир вокруг (после учебы в гимназии, в которой забытый пиджак или спуск не по «лестнице спуска» был недопустим). И конечно, сама студенческая жизнь (учеба, сессии, просмотры и т.п.), атмосфера творчества, творчества абсолютно разного во всех его проявлениях, в том числе и на лекциях. Самым удивительным событием во время учебы были пленэры, и особенно выездной летний на базу к Истре. Не менее важным для меня было участие в ежегодном студенческом фестивале «Дружба». Поступив на 1 курс, мы впервые (вместе с факультетом) приняли в нем участие, а уже на 5 курсе взяли Гран-при фестиваля!
О предметах, которые нравились: нравились все, как практические, так и теоретические. Выделить какие-то конкретные не смогла бы. Они настолько все взаимосвязаны, и это здорово!

О любимых преподавателях: наверное, здесь так же, как и с любимыми предметами. Кого-либо выделять очень трудно, потому что наши преподаватели в чем-то похожи, в чем-то совершенно разные, но каждый действительно мастер своего дела, своего предмета, у каждого есть чему учиться, и необязательно только в учебное время. Но отметить конечно хотелось бы Светлану Владимировну Валикжанину (руководитель моей дипломной работы) и Людмилу Александровну Буровкину (руководитель моей диссертационной работы). Я благодарна им за то, что поверили в меня, поддержали и помогли осуществить задуманное – защитить диссертацию!

Об уровне знаний/компетенций, которые получены в МГПУ: конечно, нам всегда есть чему учиться, куда стремиться, но необходимую базу я получила однозначно. Дальше зависит от нас самих, что делать с полученным багажом знаний и умений. У нас на факультете был очень хороший момент в процессе обучения – когда студенты выходили на педагогическую практику (сначала неделя, месяц, потом и год). Сколько бы лекций мы не прослушали, сколько бы книг, методических пособий не изучили, пока ты на своем опыте не ощутишь, пока сам не выйдешь к классу, не расскажешь новый материал, не научишь других чему-то, не поймешь, что это такое - «быть учителем», что значит «учить, обучать» и т.п. Поэтому это очень важно и нужно для студентов – выходить на практику, а после обсуждать, делиться впечатлениями, анализировать с молодыми коллегами и со своими преподавателями важные моменты!
Это можно отнести к пожеланиям – обязательно проходите педагогическую практику, если Вы действительно хотите связать свою жизнь с профессией учителя!

Настоящее и будущее…
Я – учитель изобразительного искусства (в школе), я – руководитель студий по изобразительному искусству (в ДК). Конечно, те знания и навыки, которые я получила, мне пригодились, думаю и пригодятся еще не раз. Я продолжаю обучаться живописи, рисунку и декоративно-прикладным искусствам, это очень важно для меня. Поэтому поддерживаю Александру Филатову в идее создания в нашем Институте программ постдипломного обучения, стажировок, творческих мастерских и пр. Я регулярно прохожу различные курсы повышения квалификации, потому что в системе образования постоянно происходят изменения, и хотелось бы не отставать (хотя далеко не все курсы дают действительно нужные знания). Я прошла обучение в аспирантуре, написала и защитила диссертацию, очень рада, что работу оценили и мне присудили степень кандидата педагогических наук.
Я мечтаю о том, чтобы продолжить обучать юных художников, и, возможно, вместе с ними учиться чему-то новому, познавать искусство. Горжусь своими учениками, радуюсь их открытиям в изобразительном искусстве, их маленьким и большим победам (на конкурсах, фестивалях, олимпиадах).
Спасибо моим однокурсникам и преподавателям за удивительное, незабываемое студенческое время!

Наталья Семина

Наталья - учитель высшей категории, работает педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором МБОУ Гимназии №2 города Краснознаменск Московской области. Она организатор Городского фестиваля авторской песни "Наполним музыкой сердца".
Наталья окончила МГПИ по специальности «Социальная педагогика» в 2005 г., в 2014 году защитила магистерскую диссертацию в МГПУ по социально-культурной деятельности

#ВыпускнИКИ.
Воспоминания о поступлении и учебе:
В магистратуру МГПУ, работая по специальности и имея базу, поступить было несложно, во время учебы - нравилось всё: педагоги, материал, однокурсники, потому что на магистерские программы пришли только те, кто был в них заинтересован. В дальнейшем – всё пригодилось в работе. Предметы нравились буквально все! Любимые преподаватели – ещё со времен МГПИ – Елена Владимировна Дольгирева, Владимир Ильич Портников, Ирина Дмитриевна Левина (самый лучший и любимый руководитель курсовой работы, тогда – декан факультета), все педагоги по психологии, Таболова Елена Мэлсовна. Наталья считает, что все педагоги по специализации были подобраны отлично. Отсюда – отличный уровень профессиональных компетенций, который дал ВУЗ.

О настоящем:
На вопрос о том, что пригодилось в профессиональной деятельности из полученных в Институте знаний и навыков, Наталья отвечает: «в деятельности – всё, в карьере – всё». Немного не хватает – возможности расти на работе... Университетский диплом, по мнению Натальи, показывает фундаментальность полученных знаний и котируется везде, делает компетентным в любой сфере социально-культурной деятельности.

О конкуренции:
Сейчас берут работать в школы людей других профессий, где другая рабочая атмосфера. Прекрасно, что школа дает возможность на практике окунуться в специфику профессии, но все же только профессионалы в образовании создают настоящую творческую и конкурентную атмосферу, не дают «снижать планку» в работе. В среде профессионалов и единомышленников заниматься любимым делом эффективнее. Хотелось бы видеть в школе больше творческих индивидуальностей, людей «на своем месте»... Их нехватка – проблема современного общества.

О будущем:
Наталья желает нынешним студентам и будущим выпускникам Института наслаждаться возможностями учёбы и прекрасными годами студенчества. Она считает, что здесь работают талантливые педагоги и очень творческие люди, что является, безусловно, прекрасным сочетанием для развития юных талантов.