Top.Mail.Ru

Открытый урок в Российской государственной библиотеке для слепых

21 мая в Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС) согласно календарному плану реализации проекта «Мир в ладошках» — победителя Конкурса грантов мэра Москвы в 2023 году, проводимого Комитетом общественных связей и молодежной политики города Москвы, прошел отчетный сбор участников проекта, в число которых входит институт специального образования и психологии Московского городского педагогического университета. Сбор участников проекта проходил в формате открытого урока.

На первом этапе урока «Создание тактильных рукодельных книг от идеи до макета» выступила руководитель проекта Галина Никанорова, президент региональной общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия», рассказавшая о важности объединения активных людей разного возраста — бабушек-мастериц, изготавливающих тактильные рукодельные книжки, пособия для маленьких детей, и студентов — будущих дефектологов, организаторов интерактивных инклюзивных занятий для детей с использованием этих книг. В ходе первого этапа урока выступили также: консультант проекта — тифлопедагог РГБС Альбина Саматова, обратившая внимание волонтеров старшего поколения на особенности развития слепых и слабовидящих детей, поделилась опытом работы с тактильной рукодельной книгой в Центре ранней интервенции РГБС, где она занимается с детьми от 5 до 12 лет. Дети ее группы выступили в роли экспертов, они смогли отобрать полюбившиеся им тактильные книги. Затем выступили опытные мастерицы с подробным рассказом о созданных ими книгах, поделились важными деталями их изготовления, которые обязательно должны присутствовать во всех рукодельных книгах, предназначенных для формирования осязательных ощущений у детей с нарушениями зрения.

Второй этап урока «Научим читать, играя!», был посвящен использованию рукодельных тактильных книг в коррекционно-развивающей работе со слабовидящими детьми. Ирина Соловьева, доцент кафедры логопедии, рассказала о значимой роли тактильных книг в формировании картины мира слабовидящих детей, в котором наибольшие трудности представляет собой отражение эмоциональной сферы, затрудненное из-за особенностей зрительного восприятия, в этом случае возможность изучить проявление эмоций помогает тактильная книга, позволяющая слабовидящему ребенку обследовать руками детали лица клоуна: брови, губы на разных страницах, передающих «Радость», «Удивление», «Страх». Осязательные ощущения способствует расширению представления детей об эмоциях и обогащает их чувственный опыт, подвижные интерактивные игры позволяют закрепить изученный осязаемый материал. Студенты проводили занятия с учащимися 3−4 классов ГБОУ № 1529 отделения 2 для слепых и слабовидящих на развитие способности различать эмоции разной сложности.

Продолжая вторую часть урока, студенты провели интерактивную программу «В гостях у клоуна» по тактильной книге Галины Шуваловой «Эмоции». Они предложили присутствующим в зале мастерицам роли детей с нарушениями зрения. Сначала им была предложена игра «Угадай эмоцию» в форме стихотворных загадок. Зрители угадывали и показывали эмоции в различных ситуациях. Затем мастерицы должны были на ощупь, используя собственные возможности осязания, находить страницы книги, выражающие «Радость», «Удивление». За каждое игровое действие мастерицы получали фишки. В конце второго этапа урока участники, получившие фишки были награждены аплодисментами.

В нашем этапе урока приняли участие опытные мастерицы, которые занимаются созданием тактильных книг более пяти лет, эти книги передаются в образовательные организации, используются педагогами на групповых и индивидуальных занятиях, помогая детям с трудностями зрительного восприятия познавать этот мир через осязательные ощущения. В каждой книге много мелких предметов, таких как шнурки и пуговицы, они помогают слабовидящему ребенку развивать мелкую моторику рук, способствуют формированию их осязательной деятельности.



В МГПУ узнали, что молодежный сленг стал видоизменяться быстрее, чем раньше


19 июля 2024 г.


Профессор Московского городского Елена Борисова опубликовала результаты исследования современного молодежного сленга. Главный вывод — новое поколение уже не понимает значительную часть жаргонизмов, которые активно использует молодежь старше 20 лет

В Минобрнауки вручили дипломы с отличием выпускникам МГПУ


18 июля 2024 г.


Делегацию Московского городского представлял институт специального образования и психологии