Афанасьев Владимир Васильевич

Афанасьев Владимир Васильевич

Должность: Профессор департамента педагогики
Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, профессор

  • +7 (499) 253-05-48 доб. 109
  • AfanasievV@mgpu.ru
  • 123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16

Преподаваемые дисциплины
«Организация образовательного процесса», «Контроль и сопровождение образовательной деятельности», «Инновационные процессы в образовании», «Педагогический эксперимент», «Методология и методы научного исследования»
Научно-преподавательский стаж
35 года
Заслуги, награды

Лауреат конкурса научно-исследовательских работ, объявленного Департаментом образования города Москвы (2010г.).

Уровень образования, квалификации
Образование высшее
Общий стаж
35 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
1. Профессиональная переподготовка по образовательной программе «Управление проектами» с присвоением квалификации «Менеджер по управлению проектами» («Ин-т профессионального образования», Москва). Диплом № 772408360065. Рег. номер 0289. Дата выдачи: 04 октября 2019 г. (512 ч.).

2. Повышение квалификации по программе: «Педагогические технологии в образовании» в ГОУ ВО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГОУ ВО ГГТУ). Удостоверение о повышении квалификации № 5027 00006165. Регистрационный номер 14072 от 08 сентября 2018 г. (36 час.)

3. Повышение квалификации по программе: «Использование средств информационно-коммуникативных технологий в электронной информационно-образовательной среде» в ГОУ ВО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГОУ ВО ГГТУ). Удостоверение о повышении квалификации № 5027 00004998. Регистрационный номер 13905 от 08 сентября 2018 г. (18 час.)

4. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технология разработки онлайн-курсов преподаваемых дисциплин, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в университете» (Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ИПК МАДИ, Москва). Удостоверение о повышении квалификации: №772403967031. Рег. номер 011868 от 22.02.2018 г. (72 ч.)

5. Профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной образовательной программе «Преподаватель высшей школы». (Ин-т повышения квалификации и переподготовки кадров ФГБОУ ВО МАДГТУ, Москва). Диплом № 772403922102. Рег. номер 00461. Дата выдачи 28.03.2016 г. (350 ч.).

6. Повышение квалификации по программе: «Информатика, информационные системы и технологии» (Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ФГБОУ ВО МАДГТУ, г. Москва). Удостоверение о повышении квалификации: № 008682 от 04.03.2016 г. (72 ч.).

7. Повышение квалификации по программе: «Проектирование и внедрение инновационных комплексов в условиях реализации ФГОС нового поколения» (МИРО, Москва). Удостоверение о повышении квалификации: Сер. 90Л01 №0000792 от 21 апреля 2015г. Рег. номер 229-15. (72 ч.).

8. Повышение квалификации по программе: «Эффективность управления автономными и бюджетными образовательными учреждениями. Управление образовательной организацией» (МИРО, Москва). Удостоверение о повышении квалификации: Сер.90Л01 №0000793 от 23 мая 2015г. Рег. номер 26-15. (80 ч.).

9. Повышение квалификации по программе: Проектирование и реализация ОПОП по направлению магистерской подготовки «Педагогическое образование» (МГПУ, Москва). Удостоверение о повышении квалификации: №15020/13 от 07 февраля 2015г. (72 ч.).
Основные публикации

Стаж научно-педагогической работы в ВУЗе 35 лет.

Имеет всего 241 опубликованную работу (РИНЦ), в том числе 202 научных статей и докладов на конференциях различного уровня, 8 монографий, 1 словарь, 21 учебников и учебных пособий с грифом УМО, 9 патентов на изобретения и полезные модели.

1. Афанасьев В. В. Настольная книга педагога // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 103-105.

2. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования и классификации // Преподаватель XXI век. – 2001 .– № 5. – С.14-17.

3. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов // Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 272с.

4. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления как средство оптимизации учебно-познавательного процесса в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика и психология». – 2005. – № 5. – С. 80 — 86.

5. Афанасьев В.В. Педагогическая диагностика как ведущий компонент системы профессиональной подготовки студентов в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. – 2006. – № 3. – С. 85-89.

6. Афанасьев В.В. Общая методика диагностики и оценки качества обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. – 2006. – №4. – С. 84 -88.

7. Афанасьев В.В. Задача как основа и средство диагностики и оценки качества обучения в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». – 2006. – № 2. – С. 41-48.

8. Афанасьев В.В. Проектирование педагогических технологий в вузах // Образовательные технологии. – 2007. – № 4. – С. 33 -44.

9. Афанасьев В.В. Диагностика когнитивных стилей деятельности учащихся // Образовательные технологии. – 2008. – № 1. – С. 65-71.

10. Афанасьев В.В. Диагностика когнитивных стилей деятельности – путь к грамотному обучению // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 119 -122.

11. Афанасьев В.В., Грибкова О.В. Управление социально-педагогическими системами: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: АС – Траст, 2008. – 184 c.

12. Афанасьев В.В., Кудаева Т.А. Диагностика и оценка качества образовательного процесса: Учебное пособие. – Рязань: Издательство «Литера М», 2010. – 272 с.

13. Афанасьев В.В., Бабич Е.О. Факторы и предпосылки социально-педагогического сопровождения обучающихся // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 16-18.

14. Афанасьев В.В., Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 128-131.

15. Афанасьев В.В. Субъективные и объективные факторы педагогического управления // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и

психология». – 2012. – № 2. – С. 8-20.

16. Афанасьев В.В., Резаков Р.Г. Педагогическая диагностика качества познавательной деятельности студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». – 2012. – № 3. – C. 33-42.

17. Афанасьев В.В. Реализация моделей диагностики и оценка качества образования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2012. – № 1(1) – С. 6-8. 18. Афанасьев В.В., Никитина Т. В. Мониторинг как особый вид научной теории и практики // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. – № 2 (26). – С.290-293.

19. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Принципы проектирования педагогических технологий управления // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Педагогика и психология». – № 3. – 2013. – С. 8-20.

20. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Методологический базис решения проблем практической педагогической деятельности // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2013. – № 3(4). – С. 26-31.

21. Аншаков О.М., Афанасьев В.В., Ерастова Н.Б., Красилова И.Е. Концептуальная модель единой информационной среды профессионального развития и коммуникации педагогов московской области // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – С. 3-15.

22. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Основания и критерии классификации технологий управления образовательными процессами // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2014. – Т. 3, № 1 (6). – С. 3-8.

23. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Проблема как объект философско-педагогического анализа // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. – 2014. – № 2 (10). – С. 56-68.

24. Торохтий В.С., Афанасьев В.В. и др. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата // Под общ. Ред. В.В. Торохтия. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 451 с.

25. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Методы представления знаний в процессе решения практических педагогических проблем // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 3-9.

26. Афанасьев В.В., Бабич Е. О., Куницына С.М. Основные формы непрерывного образования за рубежом // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 6-4 (37). – С. 5-7.

27. Афанасьев В.В., Куницына С.М. Система дополнительного профессионального образования: особенности формирования нового облика, стратегии развития // Инициативы 21 века. – 2015. – № 3. – С. 48-51.

28. Афанасьев В.В., Куницына С.М. Методологические подходы к построению концепции формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей ДПО // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2015. – Т. 4, № 3. – С. 9-13

29. Афанасьев В.В. и др. Модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО // Вестник РМАТ. – 2015. – № 3. – С. 61-68.

30. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Бабич Е.О. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. Серия: педагогика и психология. –2015. – № 2. – С. 35-41.

31. Афанасьев В.В. и др. Формирование партнёрских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО: Монография. – М.: МИОО, Издательство «ИПП КУНА», 2015. – 314 с.

32. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В., Расташанская Т.В. Формирование нового облика системы дополнительного профессионального образования // Вестник Московского городского педагогического университета, Сер. «Педагогика и психология». – 2016. – № 1. – С. 8-20.

33. Афанасьев В.В., Куницына С.М. Теоретические и практические основания оптимизации партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 1(14). – С. 12-16.

34. Афанасьев В.В., Иванова О.А. Использование ресурсов неформального образования в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 14 -19.

35. Афанасьев В.В., Иванова О.А., Суртаева Н.Н. О методологических подходах в современных педагогических исследованиях // Вестник РМАТ. – 2016. – № 1. – С. 44-48.

36. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Сущность технологий практической деятельности педагога // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2016. –№ 1. – С. 51-67.

37. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов в условиях вузовского обучения // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. – 2016. – № 3. – С. 5-9.

38. Афанасьев В.В. и др. Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Том 5, № 3(16). – С. 15-18.

39. Афанасьев В.В. и др. Отечественный и зарубежный опыт персонификации в системе дополнительного профессионального образования // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 09 (51). – С. 47-52.

40. Афанасьев В.В. и др. Моделирование процесса организации профильного обучения для работы в наукоемких отраслях городского хозяйства города Москвы // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. – 2016. – № 53-6. – С. 21-33.

41. Афанасьев В.В. и др. Управление качеством профильного обучения в общеобразовательных организациях города Москвы // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. – 2016. – № 53-7. – С. 3-11.

42. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Фролова С.Л. Новые тенденции в профориентации и перспективные модели профильного обучения //Академический вестник Академии социального управления. – 2017. – № 1 (23). – С. 59-66.

43. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Резаков Р.Г. Основные тенденции, влияющие на качество общего образования в России // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. – 2017. – № 54-5. – С. 28-35.

44. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2017. – № 1. – С. 45-59.

45. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Фещенко Т.С., Васильева М.А. К вопросу о профильном обучении в общеобразовательных организациях города Москвы: современное состояние, проблемы, направления развития // Вестник Московского городского педагогического университета, Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 2 .– С. 83-96.

46. Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Куницына С.М. Конвергентный подход как стратегический ресурс и методологическая основа образовательной политики московского региона // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. – 2018. – № 58-2. – С. 24-27.

47. Афанасьев В. В., Афанасьев И. В., Васильева М.А., Куницына С.М. Фещенко Т.С. Основания и принципы конструирования организационной модели среды профессионального

самоопределения школьников // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2018. – № 1. – С. 90-107.

48. Афанасьев В.В., Львова А.С., Любченко О.А. Концепция массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей: уровень начального общего образования детей // Вестник Таджикского национального университета. – 2018. – № 3. – С. 182-189.

49. Афанасьев В. В., Афанасьева И.В., Куницына С.М. К построению модели оценки качества научной деятельности // Инициативы 21 века. – 2018. – № 3-4. – С. 85-87.

50. Афанасьев В.В., Морозова Н.А. Сценарный подход к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2019. – № 1. – С. 101 — 109.

51. Афанасьев В. В., Афанасьева И.В., Куницына С.М. Модель массовых открытых онлайн курсов для родителей, педагогов и обучающихся начального общего образования // Проблемы современного образования. – 2019. – № 1. – С. 150 — 158.

52. Афанасьев В. В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 1. – С. 6-16.

53. Afanasiev V.V., Milkevich O.A., Sergeeva V.P., Ukolova L.I. Methodology of studying social and cultural partnership in the prevention of children’s ill-being // ESPACIOS. – 2017. Vol. 38, № 55. – P.13-29.

54. Kondaurova A.V., Surtaeva N.N., Afanasev V.V., Ivanova O.A., Rezakov R.G. A research of the psycho-emotional state of a teacher under the influence of social changes // Espacios. – 2018. Vol. 39, № 46. – P. 19-26. 55. Afanasev V.V., Vrazhnova M.N., Nechaev M.P., Frolova S.L., Shipovskaya L.P. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia // Astra Salvensis. – 2018. Vol. 6, № 12. – P. 193-209.

56. Afanasyev V.V., Ivanova O.A., Rezakov R.G., Afanasyev I.V., Kunitsyna S.M. Organizational environment for the schoolchildrens’ professional identities: establishing, modelling, efficiency expectations and long-term development // International Journal of Civil Engineering and Technology. – 2019. Vol. 10, № 2. – P. 1612-1637. 57. Afanasyev V.V, Kunitsyna S.M, Nechaev M.P. Formation of the Environment of Professional Self-Determination in Russian Schools // Proceedings of the international conference on the development of education in Eurasia (ICDEE 2019). Серия книг: Advances in Social Science Education and Humanities Research. – 2019. Vol. 316. – P. 86-91.

58. Dudin M.N., Afanasyev V.V., Afanaseva I.V., Rezakov R.G. Formation of media education in Russia (from the Middle Ages to the present day) //Amazonia Investiga. – 2019. Vol. 8, №. 21. – P. 674 – 687.

О себе

С отличием окончил Владимирский политехнический институт (1981г.), очную аспирантуру Владимирского государственного университета (1987г.), докторантуру Московского государственного областного университета (2003г.).

Под его руководством выполняют диссертационные исследования директора и зам. директора школ города Москвы. Для системы столичного образования подготовил 12 кандидатов наук, ныне работающих в управлениях образования различных административных округов города Москвы, директорами общеобразовательных и специализированных школ.

Основное содержание научно-исследовательской деятельности включает в себя: синтез моделей педагоги­ческих технологий управления учебно-познавательной деятель­ностью студентов, разработку концептуальных положений технологическо­го подхода к управлению педагогическими системами на микро- и макро-уровнях, построение новых орга­низационных и информационных структур управления, определение предметных и содержательных аспектов «класси­ческой» и современной теории социально-педагогического управления. Значительное место в исследованиях отводится вопросам диагностики и оценки качества обучения; конструированию психолого-педагогического инструментария диагностики уровней усвоения знаний обучающихся; поиску критериев и механизмов самооценки результатов управленческой и учебно-познавательной деятельности, готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности; разработке технологий реализации в образовательной практике школы и вуза способов мониторинга, диагностики и оценки качества обучения.

Входит в состав трех диссертационных советов при ГБОУ ВПО МГПУ и МГППУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.01, 13.00.02 и 13.00.08.

Лауреат конкурса научно-исследовательских работ, объявленного Департаментом образования города Москвы (2010г.). В рамках программы развития системы столичного образования им написаны 3 монографии, 10 учебных пособий, 30 статей, 25 программ подготовки специалистов, направленные на решение задачи, непосредственно входящие в Городскую целевую программу развития столичного образования.

Является аттестованным экспертом в области государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций города Москвы.