Top.Mail.Ru
Иванов Александр Владимирович

Иванов Александр Владимирович

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05, ул. Панфёрова 8, корп. 2.

AVIvanov@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• «Возрастная и педагогическая психология»
• «Социальная психология»
• «Психология»
• «Формирование безопасной образовательной среды»
• «Психологическое и личностное развитие детей и подростков»
• «Социальная педагогика»
Научно-преподавательский стаж
28 лет
Заслуги, награды

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Уровень образования, квалификации
Ученая степень доктора педагогических наук присуждена в 2006 году и утверждена ВАК РФ 18.05.2007 г. № 21/83 (серия ДДН №004055) на тему: «Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Звание профессора кафедры социальной педагогики присвоено ВАК Минобрнауки России в 2012 году (№ 09/1-630 ПК, приказ ВАК Минобрнауки России № 715/нк от 02.11.2012).
Направление подготовки (или специальность)
Учитель истории, обществоведения и основ Советского государства и права.
Общий стаж
Общий стаж – 38 лет. Стаж научно-педагогической работы - 28 лет, в ВУЗе – 18 лет, педагогический стаж (в школах) – 10 лет, научный стаж (РАО) – 12 лет.
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Разработка и реализация рабочих программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования. Москва, МГУ, 10.02.20 – 08.04.20. (108 часов)
• Информационные технологии для преподавателей вузов. Организация учебного образовательного пространства обучающихся с использованием инструментов и средств ИКТ, г. Москва, АНО ДПО ФИПКиП, 26.02.2020 года (72 часа).
• Методика и технология организации дистанционного обучения в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС. Москва. АНО ДПО «Академия ГлавСпец»14.01.2021-28.01.2021 (72 часа).
• Новые подходы к разработке и организации экзамена по модулю «Психолого-педагогический». МГПУ, 25.04.2023 (36 часов).
• Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций и проверка знаний требований охраны труда, г. Москва, АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», 30.10.2020 года (40 часов).
• Обучение для внеочередной проверки знаний требований охраны труда, г. Москва, АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», 30.09. 2022 года (16 часов).
• Оказание первой помощи пострадавшим на производстве, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
Основные публикации

Учебные издания и монографии:

  • Иванов А.В. Воспитание в России: теория и методики. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Перспектива, 2023. — 211 с.
  • Иванов А.В., Рычихина Э.Н. Социально-педагогическая и социально-психологическая помощь девиантным подросткам: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательство «Спутник +», 2021. — 300 с.
  • Иванов А.В. Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества. — М., Перо. — 2021. — 318 с.
  • Иванов А.В. Исследование теоретико-методологических основ и разработка модели духовно-нравственного воспитания детей, подростков и юношества. Монография. — М., Перо. — 2021. — 128 с.
  • Иванов А.В. Воспитание в детском коллективе: Учебное пособие. — М.: Издательство «Перо», 2019. — 168 с.
  • Иванов А.В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. — М.: Издательство «Перо», 2019.-112 с.
  • Иванов А.В. Педагогика сознания: концептуальные основы и технологии: Монография. — М.: Издательство «Перо», 2018. — 206 с. ISBN: 9 783 639 870 756

Статьи:

  • Иванов А.В. Особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в России// ЦИТИСЭ, 2023 № 1, (журнал ВАК)
  • Иванов А.В. Взаимодействие преподавателя и студентов как средство развития их духовных качеств// ЦИТИСЭ. 2023. № 2. (журнал ВАК)
  • Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы// ЦИТИСЭ. 2022, № 4. (журнал ВАК)
  • Иванов А.В., Козлова М.А., Козлов А.В. Применение социально-психологических тренингов для успешной адаптации первокурсников колледжа с разным уровнем эгоцентризма // Обзор педагогических исследований 2022. Том 4. № 8. 245(журнал ВАК)
  • Иванов А.В. Роль самоограничения в развитии волевых качеств человека (на примере студенческой молодежи)// ЦИТИСЭ № 2(32) 2022 Педагогические науки 05.2022
  • Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития// Альма Матер (вестник высшей школы) — М., 2021, № 4.
  • Иванов А.В. Научно-педагогическая характеристика конкурентно значимых личностных качеств, востребованных на рынке труда/ Материалы Международной научно-практической конференции «Качество высшего образования — залог интеллектуального развития страны», проходившем 11 декабря 2020 года в Международном Университете SILKWAY. Шымкент: Типография «Әлем», 2020. — С. 192−197.
  • Развитие сотрудничества в детском коллективе как современная педагогическая проблема//Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса, 2020, февраль № 1 (50). — С. 367−372.
  • Воспитание терпения и терпимости как педагогическая проблема: ЦИТИСЭ. — № 3(20), 2019.
  • Особенности реализации программы помощи подросткам-девиантам в развитии профессиональных интересов: ЦИТИСЭ. — № 3 (20) 2019.
  • Технология психолого-педагогического сопреодоления инфантильности подростков и молодежи: ЦИТИСЭ. — № 1 (18) 2019.
  • Педагогическая поддержка психологической устойчивости (спокойствия) подростка как базового качества человека в развитии сознания// Альма матер (вестник высшей школы), № 5. — 2019. — С. 20−27.
  • Victor V. Ryabov 1, Vladimir M. Ananishnev 1, Alexander V. Ivanov 1, Alexander V. Tkachenko 1, Vladimir I. Merkushin 1, Anna G. Akhtyan Modern study of student’s social adaptation phenomenon in large university educational complexes (научная статья СКОПУС) EurAsian Journal of BioSciences Eurasia J Biosci 13, 2343−2348 (2019)
  • Духовно-нравственное развитие подростков: социально-психологические особенности: ЦИТИСЭ. — № 3(16), 2018.
  • Культурная среда образовательной организации как педагогическое явление: ЦИТИСЭ. — № 2(15), 2018.
  • Педагогические условия обеспечения профилактики мыслей молодежи в процессе развития ее сознания// Альма матер (вестник высшей школы), № 12, 2018. — С. 15−20.
  • Иванов А.В. Особенности духовно-нравственного воспитания в Бангалорской школе (Индия) и российских школах // Альма матер (вестник высшей школы), № 1. — 2018. — С. 102−109.
  • Aleksandr V. Ivanov, Anna G. Akhtyan, Viktoriya A. Vishnyakova, Tatiana E. Demidova, Anastasia V. Karpunina, Na-talia P. Konstantinova, Angelina A. Kvitkovskaya. Development of Volitional Qualities of Adolescent in the Pedagogy of Consciousness // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018, 13(1b), em87С. 1−9.
  • Aleksandr V. Ivanov, Anna G. Akhtyan, Viktoriya A. Vishnyakova,
  • Marina V. Zotova, Elina N. Richikhina, Manya A. Ziroyan, Elena V. Potekhina, Pedagogical Conditions for Developing a Sense of Responsibility in Adolescents and Youth// International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) 9(11), 2018, pp. 1809−1821.
  • Ivanov A.V., Chelysheva Y.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A., Sorikhina V.P.Ethical concepts of pedagogy of consciousness as a foundation for the development of the school for the future // Astra Salvensis — review of history and culture, year VI. Special Issue. — 2018. — P. 453−462.
О себе

Читает лекционные курсы и ведет практические занятия по курсам: «Социальная педагогика», «Возрастная и педагогическая психология», «Социальная психология», «Педагогика социальной среды», «Формирование социальной активности детей группы риска», «Общая педагогика», «Преодоление кризисных периодов развития детей и подростков», «Профессиональная деятельность и психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и др.
Имеет 147 научных работ, из них 23 монографии, 28 научно-методических, учебных и учебно-методических пособий, используемых в педагогической практике. Автор учебного пособия «Социальная педагогика», рекомендованного УМО (2013), учебных пособий: «Педагогика социальной среды» (2014), «Педагогика сознания» (2019), «Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества» (2021).
С 2010 года является вице-президентом Союза социальных педагогов и социальных работников России, членом Бюро Ассоциации социальных педагогов и социальных работников России, член Международной ассоциации социальных педагогов (г. Сарагоса — Испания), с 2012 года является членом Российской макаренковской ассоциации. Является академиком Международной академии наук и педагогического образования с 2009 года. В 2012 избран академиком Международной славянской академии. Автор научных школ: «Педагогика среды», «Педагогика сознания».
С 2012 г. Иванов А.В. является членом диссертационного совета Д 212.261.05, созданном при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина».

Область научных интересов

Сфера научных интересов А.В. Иванова находится в плоскости исследований психологии и педагогики воспитания, социальной педагогики, педагогики социальной среды, духовно-нравственного развития человека; исследует процессы социализации и психолого-педагогической поддержки детей в условиях культурной среды образовательных учреждений.

Иванов А.В. является академиком Международной академии наук и педагогического образования с 2009 года, с 2012 — академиком Международной славянской академии.

А.В. Иванов принимал участие в разработке и реализации научных проектов по трем грантам РФФИ (2003, 2004, 2005 гг.), и по гранту РГНФ «Семья и дети современной России» (2006 г.). В рамках научных коллективов участвовал в разработке научно исследовательских проектов по институциональным грантам 2009 — 2014 годов. В 2017—2020 — участник проектов по государственным заданиям («Участие учителей в обсуждении актуальных проблем образовательной политики на специальных интернет-площадках» — 2016, «Разработка и апробация модели совершенствования коммуникативной культуры и личной эффективности работников системы образования» — 2019, «Разработка и реализация программы психологической работы со студентами, направленной на формирование социальных качеств, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда» — 2020). Ежегодно принимал участие в Днях науки с докладами. Участвовал в Фестивалях науки для школьников (в 2019 организовывал и провел «Психологический челлендж» для школьников). В 2019—2020 году являюсь руководителем проекта от ИПССО «Новый педагогический класс». Ежегодно организовывал и проводил научно-практические конференции для студентов и преподавателей по проблеме духовно-нравственного развития личности.

Со студентами в 2016—2019 гг. организовывал экскурсии в музеи Москвы (Музей имени Н.К. Рериха, Музей Шилова, музей А.С. Макаренко и др.), обзорную экскурсию по городу. В 2016—2019 гг. проводил научные круглые столы для студентов, являлся научным руководителем магистерских и бакалаврских работ, рецензировал статьи магистрантов для публикации.

С 2012 г. Иванов А.В. является членом диссертационного совета Д 212.261.05, созданном при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», с 2019 года — членом диссертационного совета, созданном при Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Института психологии, социологии и социальных отношений.

Неоднократно участвовал и организовывал конференции, симпозиумы и съезды различного уровня в России и за рубежом.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология»
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика»
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Тьютор в инклюзивном образовании»
• 46.03.01 «История»
• «44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «История, обществознание)
• 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «История, иностранный язык»
• 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «История»
• 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Русский язык, литература»
• 39.03.02 «Социальная работа», профиль «Социально-психологическая работа с населением»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Консультативная психология в образовании»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Спортивная психология»
• 37.04.01 «Психология», профиль «Семейная психология и семейное консультирование»