Маслова Наталья Николаевна

Маслова Наталья Николаевна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат исторических наук


+7 (499) 181-67-29

MaslovaNN@mgpu.ru

129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, каб. 3610


Преподаваемые дисциплины
Инновационные подходы к теории и методике преподавания истории; Теория и методика обучения и воспитания (история); Методика обучения истории; Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по истории; Гражданская и культурная грамотность обучающихся и ее формирование; Визуальные средства обучения в гуманитарном образовании; Визуальное в гуманитаристике; Историческое краеведение московского региона.
Научно-преподавательский стаж
В сфере науки и образования работает с 1981 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 2018 года.
Заслуги, награды
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • Почетная грамота Департамента образования и науки города Москвы.
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.
  • Почетное звание «Ветеран труда».
Уровень образования, квалификации
Образование высшее.
Направление подготовки (или специальность)
Историк, преподаватель истории и обществознания.
Психология.
Общий стаж
Трудовой и педагогический стаж с 1981 года.
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
В 2021 году прошла повышение квалификации по программам:
- «Основы управления проектами в сфере профессионального воспитания» (24 ч.) в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»;
- «Музееведение» (72 ч.) в ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- «Подготовка экспертов для работы в предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (36 ч.);
- «Создание электронных образовательных материалов в библиотеке МЭШ» (16 ч.) в ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет.

В 2020 году прошла повышение квалификации по программам:
- «Внедрение стандартов Worldskills в образовательный процесс педагогического вуза», (36 ч.);
- «Сопровождение самостоятельной работы обучающихся в организации интерактивных форм взаимодействия со студентами по программам высшего образования» (72 ч.);
- «Подготовка экспертов для работы в предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по истории в 2020 году (для слушателей с опытом работы в ПК не более двух лет)» (54 ч.).

В 2019 году прошла повышение квалификации по программе «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по истории в 2019 году» (36 ч.).
Основные публикации
  • The Current State of Civic Literacy of Schoolchildren: Research Materials of Moscow Education [Современное состояние гражданской грамотности школьников: материалы исследования столичного образования] // SHS Web of Conferences. 2021. Вып. 98. (В соавторстве с А.А. Сорокиным, А.В. Половниковой, В.В. Кирилловым, Г. В. Калабуховой) (на английском языке).
  • Изучение отечественной истории в современной школе: трансформация целей, поиск методических решений // Вестник МГПУ Серия: Исторические науки. 2021. № 3 (43). С. 89−99. (В соавторстве с А.В. Половниковой, А.А. Сорокиным).
  • Исторические источники в учебном процессе: методический аспект // Преподавание истории и обществознания в школе, 2021. № 4. С. 10−17. (В соавторстве с И.А. Нидерман).
  • Методические подходы к преподаванию региональной истории в современной школе// Преподавание истории в школе, 2021. № 7. С. 21−26. (В соавторстве с И.А. Нидерман).
  • Теория и практика формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 4. — С.155−160. (В соавторстве с Г. В. Калабуховой).
  • Концепция преподавания основ общественных наук: сохраняя преемственность, продолжая новаторство // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 7. — С. 22−32 (в соавторстве с И.А. Нидерман).
  • Формирование функциональной грамотности средствами предмета «История» // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: Книгодел, 2020. С. 440−453.
  • Изучаем право! Игры и викторины: Конвенция о правах ребенка. М.: Книгодел, 2020. 148 с. (в соавторстве с Ю.В. Гавриловой, Ю.В. Куракиной и др.).
  • Изучаем право! Игры и викторины: Конституция Российской Федерации. М.: Книгодел, 2019. 132 с. (в соавторстве с Ю.В. Гавриловой, Ю.В. Куракиной и др.).
  • Технологии оценивания образовательных результатов на уроках истории: поиск новых подходов // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 8. С. 48−56. (в соавторстве с И.А. Нидерман)
  • ЕГЭ за 30 дней: Обществознание: экспресс-репетитор. (учебное пособие). М.: АСТ: Астрель, 2017. 192с. (в соавторстве с А.В. Половниковой).
  • Обществознание: Задания с развёрнутым ответом: Часть С: Темы «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Серия: АВС-Азбука ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. 191 с. (в соавторстве с А.В. Половниковой).
  • Путешествие из Москвы в Чебоксары: содержание, организация, итоги эксперимента по проведению ЕГЭ //Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-теоретический и методический журнал. 2002. № 9, с.65−69.
  • Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. Библиотека журнала «Обществознание в школе», выпуск 4. М.: Школа-Пресс, 2000. 80 с. (В соавторстве).
  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8−9 класс. Часть 1. М.: Просвещение, 2000. 144 с. (В соавторстве с Л.Н. Боголюбовым, Л.Ф. Ивановым, А.И. Матвеевым, Е.Л. Рутковской и др.).
  • ГИА Обществознание. 9 класс. Часть 3©. Все виды заданий с развернутым ответом. Серия: АВС — Азбука ГИА. Серия: АВС-Азбука ГИА. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. 125 с.
О себе

В 1976—1981 гг. училась в Ростовском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете (сейчас ЮФУ), по специальности — «История», по завершению образования получила диплом с «отличием». Ученая степень кандидата исторических наук присуждена диссертационным Советом Ростовского Государственного Университета в 1992 году, (КД № 68 029). Тема диссертации: «Проблемы кадровой политики большевиков: критика и альтернативы в российской социалистической литературе (1917−1923 гг)» по специальности 07.00.01 История общественных движений и политических партий.

В 2003 г получила дополнительную квалификацию «практический психолог» в Московском институте открытого образования по направлению профессиональной переподготовки «Психология».

В 2014 году получила второе высшее образование, окончив Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики» по направление подготовки — 30 600, Информационные ресурсы исторической науки, история.

В 1981—1985 гг. работала как молодой специалист на кафедре истории в Шахтинском технологическом институте.

В 1999—2002 гг. работала по совместительству научным сотрудником в Институте общего среднего образования РАО, являлась членом рабочей группы по разработке вариантов контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по обществознанию.

Имеет большой стаж работы в школах Москвы в качестве учителя истории, обществознания, экономики и права, среди ее учеников -победители региональных и общероссийских олимпиад по истории и обществознанию.

Принимает активное участие в российских и региональных конференциях, круглых столах, научно-методических семинарах по проблемам преподавания истории, обществознания, права, развития финансовой грамотности учащихся в основной и полной средней школе.

Является сертифицированным экспертом ГИА-11 по истории и обществознанию, членом рабочей группы по апробации учебных материалов УМК по финансовой грамотности (2018−2019 гг.).

Область научных интересов

Теория и методика обучения истории, обществознанию и праву, оценка качества образования. Формирование функциональной грамотности обучающихся в социально-гуманитарном образовании. Обновление содержания социально-гуманитарного образования.