Top.Mail.Ru
Шалашова Марина Михайловна

Шалашова Марина Михайловна

Должность: Директор института непрерывного образования

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук


ShalashovaMM@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Технологии организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Программно-методическое обеспечение дополнительного образования.
Кейс-технологии в естественно-научном и технологическом образовании школьников.
Научно-преподавательский стаж
Более 30 лет
Заслуги, награды

Имеет благодарности Губернатора Нижегородской области, Законодательного собрания Нижегородской области, Почетную грамоту Минобрнауки РФ.

Удостоена нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

В 2020 году М.М. Шалашова удостоена Премии г. Москвы в области образования за реализацию образовательного проекта «Серебряный университет».

Член Ассоциации исследователей образования, член экспертного совета Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», член экспертного совета по дополнительным профессиональным программам Департамента образования г. Москвы.

Общий стаж
Более 30 лет
Основные публикации

Автор более 200 публикаций, в том числе 4 монографии, 27 научных работ, из них за последние 5 лет 35 публикаций, а также 24 учебных изданий, включая школьные учебники по химии.

Индекс Хирша (по РИНЦ) 15. Число публикаций в РИНЦ — 121, суммарное число цитирования — 850.

Наличие статей в рецензируемых научных изданиях (перечень ВАК) — 14,
в Scopus — 3, Web of Science — 2 за последние 3 года.

Монографии

  1. Воспитательный потенциал родительства / Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых, Е. А. Александрова [и др.]. — Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. — 236 с.
  1. Современная {цифровая} дидактика: Монография / К. А. Баранников, Т. М. Босенко, А. А. Воронков [и др.]. — Москва: «Издательство Интеллект-Центр», 2024. — 133 с.
  1. Управление профессиональным развитием педагогов: стратегии, модели, технологии и практики: Коллективная монография / Н. В. Антонов, Е. А. Демидова, О. А. Иванова [и др.]. — Москва: ООО «А-Приор», 2023. — 165 с.

Научные статьи

  1. Шалашова, М. М. Модельное решение ДПО: посткурсовое сопровождение на рабочем месте / М. М. Шалашова, Н. Н. Шевелева, К. В. Михалев // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: педагогические технологии и практики обучения взрослых: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 24−25 апреля 2024 года. — Москва: ООО «А-Приор», 2024. — С. 219−224.
  1. Шалашова, М. М. Трансформация ДПО: цифровые метрики и продуктовый подход / М. М. Шалашова, М. В. Петровых // Современная {цифровая} дидактика: Монография. — Москва: «Издательство Интеллект-Центр», 2024. — С. 45−50. — EDN IASJOL.
  1. Шалашова, М. М. Дидактика обучения взрослых: логические основания построения системы / М. С. Аверков, А. А. Попов, М. М. Шалашова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2024. — № 82. — С. 119−139. — DOI 10.17 223/1998863X/82/11.
  1. Новые подходы и форматы в непрерывном профессиональном образовании: пособие для слушателей программ дополнительного профессионального образования / Н. В. Антонов, С. М. Лесин, Л. Г. Логинова [и др.]. — Москва: ООО «А-Приор», 2023. — 112 с.

  1. Шалашова, М. М. «Серебряный университет»: от идеи до городской практики: Опыт работы по созданию условий для интеллектуального и профессионального долголетия граждан старшего возраста / М. М. Шалашова, Н. П. Моторо, А. В. Найбауэр, М. В. Петровых. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2023. — 28 с.
  1. Шалашова, М. М. Городской хаб дополнительного образования / Р. Б. Куприянов, М. В. Петровых, М. М. Шалашова // Что такое городской университет? Образование. Исследования. Практики. — Москва: ООО «А-Приор», 2023.
  1. Шалашова, М. М. Трансформация системы профессиональной переподготовки педагогических кадров: поиск модельных решений / С. М. Лесин, С. С. Пичугин, А. Ю. Сувирова, М. М. Шалашова // Вестник РМАТ. — 2023. — № 3. — С. 30−42.
  1. Шалашова, М. М. Концепция образовательной программы повышения квалификации руководителей учреждений общего образования по вопросам использования объединенных комплексов кабинетов физики, химии, биологии, информатики для инновационного обучения / С. М. Лесин, Д. А. Махотин, М. М. Шалашова, Н. Н. Шевелева // Мировой Университет для глобального города — университет возможностей: развитие человеческого потенциала: Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Москва, 19−20 апреля 2023 года / Под редакцией М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. Том Часть 2. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2023. — С. 26−38.
  1. Шалашова, М. М. Особенности системы непрерывного образования педагогов на примере опыта Канады и Китая / С. М. Лесин, М. М. Шалашова // Мировой Университет для глобального города — университет возможностей: развитие человеческого потенциала: Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Москва, 19−20 апреля 2023 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2023. — С. 265−270.
    О себе

    Окончила с отличием биолого-химический факультет Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара (1991г.), в 2010 г. докторантуру Московского педагогического государственного университета по специальности: теория и методика обучения (химия). В 2010 году успешно защитила докторскую диссертацию, получив ученое звание доктор педагогических наук.

    С 2013 года — директор института дополнительного (непрерывного) образования Московского городского педагогического университета.

    Опыт разработки системы оценивания профессиональных компетенций педагогов, инновационной модели изучения естественнонаучных дисциплин, развития навыков технопредпринимательства среди детей и молодежи, создания практик интеграции основного и дополнительного образования, использования инструментария повышения качества естественнонаучного образования.

    Опыт разработки программ дополнительного профессионального образования и учебно-методических материалов для программ высшего образования с целью подготовки и профессионального развития учителей, педагогов и методистов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности, моделей организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук, опыт разработки и внедрения моделей персонализированного обучения педагогов русских школ за рубежом в области использования образовательных технологий формирования у обучающихся цифровой грамотности, универсальных компетенций и навыков XXI века.

    С 2015 года руководит проектом по обучению педагогов и родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях «Проект по обучению педагогов и родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях», который реализуется совместно с проектом «УчимЗнаем».

    Одна из инициаторов и организаторов проекта по обучению граждан старшего возраста г. Москвы, (проект «Серебряный университет»), который стартовал в 2017 году, с 2018 года стал частью проекта «Московское долголетие».

    Является руководителем магистерской программы «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности», в рамках которой осуществляется подготовка педагогов дополнительного образования «нового поколения» для г. Москвы и регионов Российской Федерации.

    Член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук Д 212.155.03, созданного на базе государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета; Член рабочей группы Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования по разработке квалификационных требований педагога.

    Область научных интересов

    Методология и технологии дополнительного образования детей и взрослых, STEM- образование, теория обучения взрослых, оценивание качества образования, методика обучения химии.

    Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
    44.04.01, Педагогическое образование, "Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности"

    «Нестарый Арбат»: новый экскурсионный маршрут с гидами из МГПУ

    В проекте «Московское долголетие» началась регистрация на новый экскурсионный маршрут. Экскурсоводами на этом маршруте стали участники проекта, которые прошли обучение в «Серебряном университете» МГПУ и освоили новую профессию

    Дипломы МГПУ вручены руководителям школ Казахстана

    Завершилось обучение управленческих команд школ Алматы: дипломы МГПУ о профессиональной переподготовке получили 150 руководителей образовательных организаций города

    Опыт МГПУ в госпитальной педагогике изучен российскими и зарубежными практиками

    Завершился второй день IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022.

    Почему в России сильны антинаучные убеждения?

    Результаты последних опросов ВЦИОМа показали, что каждый пятый россиянин верит, что пещерные люди жили в одно время с динозаврами. Почему так велик процент неграмотных людей? Об этом рассказали "Коммерсанту" эксперты МГПУ

    Россиянам назвали главные тренды в современном образовании

    Gazeta.ru о выступлении директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой на международной педагогической конференции «Открытая школа в глобальном мире»

    Учёные назвали проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

    На сайте РИА Новости вышел материал об исследовании, проведённом учеными из МГПУ в области обучения родителей и учителей длительно болеющих детей, находящихся на лечении в медицинских учреждениях